Цвета, применяемые при окраске самолетов | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Цвета, применяемые при окраске самолетов | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

авиация, ВВС, самолет, окраска, камуфляж, цвет, обозначение

авиация, ВВС, самолет, окраска, камуфляж, цвет, обозначение

Материалы журнала "Аэроплан" № 1, 1994 г.
сайтов wp.scn.ru и hobby-plus.narod.ru/

Несмотря на авторитет издания, есть у меня подозрение, что таблица грешит неточностями. Уточню по мере накопления материала. Кроме того, есть затея тут же воспроизвести соответствующие цвета, так что есть над чем поработать.
 

Luftwaffe - схема окраски истребителей 1940 г.
с мая 1940 г.

Части дневных истребителей Люфтваффе более активно, чем их коллеги из других подразделений, экспериментировали с камуфляжем и вводили свои нестандартные схемы окраски, приспособленные под тактические условия конкретного театра боевых действий. И что не менее важно, они слабее контролировались сверху при внедрении этих инициатив. Первоначально и вплоть до конца вторжения в Польшу, большинство дневных германских истребителей несли стандартный камуфляж, представленный в 1938 г. А именно: верх - RLM70/RLM71 (ломаными сегментами), низ — RLM65.

Во время польской компании стало очевидно, что подобная схема весьма эффективная для маскировки самолёта на небольшой высоте, приводит к совершенно противоположному результату, во время боя на больших высотах. Тёмно-зелёные цвета чётко контрастируют с небом, истребителям противника легко заметить немецкий самолёт и следить за его перемещением. Чтобы избавиться от этого недостатка, несколько истребительных частей зимой 1939-1940 гг. провели эксперименты по выработке нового камуфляжа истребителей, лучше приспособленного для высотного боя.

В результате в конце 1939 г. вернулись к использованию на истребителях цвета RLM02, которое было прекращено осень 1938 г. Так называемый RLM Grau цвет, оказался хорош при создании защитных палитр для дневных истребителей в период после польской компании и вторжения на Запад. Были опробованы различные комбинации: RLM70/02/65, RLM71/02/65 и RLM70/71/02/65.

В итоге для дневных истребителей официально выбрали упрощённую палитру RLM71/02/65. Дополнительно к этому подняли разделительную линию на фюзеляже, таким образом, что большая его часть отводилась под RLM65, и самолёт становился гораздо светлее и незаметен на фоне неба. В мае 1940 г. части Jagdwaffe, дислоцированные во Франции, начали заменять стандартный заводской камуфляж на новую схему RLM71/02/65. Эта схема стала доминировать с весны 1940 г. во время боевых действий в Европе вплоть до начальной фазы Битвы за Британию.

Во время Битвы за Францию и Битвы за Британию на истребителях стали понижать тон, светлого фюзеляжа, путем закрашивания его боковых сторон пятнами и крапинками самых различных цветов, индивидуальными для каждой отдельной части. Например, самолёты JG2 получили уникальную крапчатую окраску, в результате использования ручной покраски короткими кистями или тряпками, в то время как в большинстве других частей использовали распылители. Такой метод позволял получать лучшую крапчатость, нежели пятна, оставленные распылителем.

Люфтваффе
Цвет RGB Применение
RLM 02 Grau / зеленовато-серый 161,163,152 Окраска внутренних поверхностей в т.ч. и кабин. Окраска всех поверхностей (учебные самолеты). Окраска боковых поверхностей в сочетании с 65
RLM 65 Неllblau / светло-голубой 152,178,211 Окраска нижних поверхностей. Окраска боковых поверхностей в сочетании с 02, 70, 71, 79
RLM 22 Schwarz / черный 1,1,1 Окраска всех поверхностей (ночная авиация, ранний период)
RLM 66 Schwarzgrau / темно-серый 72,81,90 Окраска интерьера кабин. Иногда окраска всех поверхностей (ночная авиация)
RLM 70 Schwarzgrun/ черно-зеленый 57,78,73 Окраска верхних и боковых поверхностей (до середины 1939 т.). Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 71
RLM 71 Dunkelgrun / темно-зеленый 71,72,74 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 70
RLM 72 Dunkelseegrau / темный желтовато-зеленый 62,68,68 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 73 (морская авиация)
RLM 73 Seegrun / темный серовато-зеленый 60,70,69 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 72 (морская авиация)
RLM 74 Dunkelgrau / темно-серый 77,88,84 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 75 или 76
RLM75 Grauviolett / серо-фиолетовый 117,125,128 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 74
RLM 76 Hellgrau / светлый голубовато-серый 180,190,189 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 74
RLM 78 Azurenblau (Hellbluau) / светло-голубой 152,178,211 Окраска нижних поверхностей («пустынная» схема)
RLM 79/ Sandbraun / Sandgelb / песочный 155,126,94 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 80 («пустынная» схема)
RLM 80 Olivegrun / оливковый 57,69,59 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с 79 («пустынная» схема)
RLM 81 Braunviolet фиолетово-коричневый 95,95,85 Окраска верхних и боковых поверхностей истребителей в сочетании с 82 (с 1944 г.)
RLM 82 Dunkelgrun/ темно-зеленый 101,140,96 Окраска верхних и боковых поверхностей истребителей в сочетании с 81 (с 1944 г.)
RLM 83 Lichtgrun / светлый желто-зеленый 82,107,77 Окраска верхних и боковых поверхностей
RLM 84 Grangun / светлый желтовато-серый   Окраска нижних поверхностей

ВВС РККА
Цвет Применение
Серый (С) Окраска всех поверхностей (довоенная схема). Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с К, Ч или с 3 и Ч
Темно-зеленый (ТЗ) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с К
Травянисто-зеленый (3) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с К или Ч
Светло-зеленый (СЗ) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с С или Ч
Коричневый (К) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с ТЗ или ТЗ и С
Охра(О) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с СЗ и Ч
Черный (Ч) Окраска всех поверхностей (ночные бомбардировщики). Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с СЗ или СЗ и 0. Окраска нижних поверхностей (ночные бомбардировщики).
Темный голубовато-серый (ТГС) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с СГС (с середины 1943 г.)
Светлый голубовато-серый (СГС) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с ТГС (с середины 1943 г.)
Светлый серовато-голубой (ССГ) Окраска нижних поверхностей

RAF — дневная окраска истребителей
август 1941 г. - конец 1940-х гг.

Летом 1941 г. самолёты Люфтваффе сменили тактику и стали действовать на значительно большей высоте. В связи с этим дневным истребителям RAF срочно потребовался новый камуфляж. Пилоты истребительного командования [Fighter Command] сообщали, что умеренная земляная схема окраски (тёмно-зелёный/тёмно-земляной/небесный [Temperate Land Scheme — Dark Green/Dark Earth/Sky]) их самолётов слишком тёмная для высот, на которых им теперь приходилось проводить бои. Пилоты-истребители RAF в полной мере ощутили этот тактический недостаток, и истребительное командование начало проводить эксперименты над сменой камуфляжа.

Испытания начались 26-го марта 1941 г. в них было задействовано Air Fighting Development Unit (AFDU) в Даксфорде при поддержке RAE. В конечном результате было решено заменить тёмно-земляные [Dark Earth] фрагменты новым цветом, известным, как океанский серый [Ocean Grey]. Этот «новый» цвет в своей оригинальной версии 1941 г. состоял из смеси семи частей среднего морского серого [Medium Sea Grey] и одной части тёмно-чёрного [Night]. Нижние поверхности небесного цвета [Sky] перекрасили в средний морской серый [Medium Sea Grey]. Подобная комбинация получила название дневной окраски истребителей [Day Fighter Scheme] и начала использоваться на истребителях RAF с 15-го августа 1941 г. Она была компромиссным решением, и вполне эффективной во всём диапазоне высот — от уровня земли, до максимального потолка. Верхние поверхности красились по двум альтернативным зеркальным схемам — A и B.

RAF
Цвет RGB Применение
Dark Green (DG) / темно-зеленный 51,59,25 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DE или OG (сухопутная авиация)
Dark Earth (DE) / зеленовато-коричневый   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DG (истребители-1939-1941 гг., другие типы-до 1945 г.)
Ocean Grey (OG) / зеленовато-серо-голубой 105,113,112 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DG (начиная с 1941 г.)
Mid Stone (MS) / песочный   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DE ("пустынная" схема)
Extra Dark Sea Grey (EDSG) / темный серо-голубой   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DSG (морская авиация, 1940-1945 гг.)
Dark Slate Grey (DSG) / зеленовато-серый   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с EDSG (морская авиация, 1940-1945 гг.)
Medium Sea Grey (MSG) / средний голубовато-серый 135,148,147 Окраска нижних поверхностей (дневная сухопутная авиация 1940-1945 гг.). Окраска верхних и боковых поверхностей (высотная авиация, 1941-1945 гг.) Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с DG (ночные истребители, 1942-1945 гг.)
Sky (S) / бледный серовато-зеленый   Окраска нижних поверхностей (сухопутная авиация, 1940-1941 г.г., морская авиация, 1940-1945 гг.)
Azure Blue (AB) / голубой   Окраска нижних поверхностей ("пустынная" схема)
White (W) / белый   Окраска нижних поверхностей (патрульные самолеты берегового базирования) Окраска правой половины нижней поверхности (истребители, 1939-1940 гг.)
Night Black (NB) / черный   Окраска нижних поверхностей (ночные бомбардировщики) Окраска всех поверхностей (ночные истребители 1940-1942 гг.) Окраска левой половины нижних поверхностей (истребители, 1939-1940 гг.)
Airframe Silver (AS) / серебристый   Окраска нижних поверхностей (истребители 1937-1939 гг.) Окраска всех поверхностей (некоторые самолеты производства США)
PRU Blue (PRU) / зеленовато-синий   Окраска всех поверхностей (самолеты-разведчики 1941-1945 гг.) Окраска нижних поверхностей.(высотные истребители 1941-1945 гг.)
Grey Green (GG)/ серо-зеленый   Окраска внутренних поверхностей (кабины и т.п.)

Armee de l'Air/Aeronavale — многоцветный камуфляж
1938 г. - 1942 г.

6-го декабря 1938 г. министерство авиации Франции издало официальный циркуляр [инструкция No.1422], призывающий немедленно окрасить в камуфляж все оперативные самолеты наземного базирования. Изначально приказ определял только два цвета: хаки [Kaki] для верхних поверхностей и [Gris bleu clair ] для нижних поверхностей. Французский хаки [Kaki] имел оттенок близкий к желтовато-оливково-зеленому. Оба цвета были матовыми и наносились по плавной разделительной линии на фюзеляже и краях крыльев.

Однако вскоре такой двухцветный камуфляж посчитали недостаточным и стали добавлять другие цвета: [Vert fonce, Ombre calcinee, Terre de Sienne naturelle, Blanc, Noir], и даже [Rouge] и [Bleu], для того, чтобы получить различные темные пятна крупного размера с мягкими краями, неопределенной геометрической формы, наносившиеся на верхние поверхности самолетов. Как можно легко догадаться различных вариаций получаемых оттенков было множество.

В 1939-1940 гг. была принята мера по стандартизации всего этого многообразия цветов и оттенков, путем выдачи стандарта производителям красок. В результате этого начали использовать цвета [Gris bleu fonce] и [ Terre foncee] в комбинации с вездесущей хаки. В конце 1941 г. было выдано новое постановление предписывающее поднять разделительную линию, чтобы больше понизить заметность самолета в воздухе.

Самолеты уже находящиеся в эксплуатации активно перекрашивались в 1939 г. прямо в частях, в то время как новопостроенные машины получали камуфляж на заводах. Окраска более поздних моделей производилась уже с учетом новых инструкций от [Direction Technique et Industrielle - DTI], таким образом в определенной степени уменьшалось единообразие цветовым вариантов. В основном камуфляж наносился без определенной схемы, хотя некоторые типа самолетов [MB.174, LeO 451] получили более или менее однообразную окраску. В целом же можно утверждать, что французская многоцветная окраска имела множество вариантов и оттенков на протяжении всей Второй мировой войны.

Обратите внимание: из-за нехватки красок официального принятого стандарта, цвета используемых красок различались в зависимости от авиапроизводителя и даже от производственных партий одного и того же самолета. Представленные ниже примеры окраски могут служить только иллюстрацией, т.к. настоящие цвета камуфляжа часто отличались в оттенках от самолета к самолету.

ВВС Франции
Цвет RGB Применение
Vert (V) / зеленый   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с K, TF, GBF
Protective Vert (PV) / темно-зеленый   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с BF
Gris Vert Fonce (GVF) / темный серо-зеленый   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с TS, ОС
Khaki (К) / хаки 105,115,43 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с V, TF, GBF
Теrrе de Sienne (TS) / коричневый   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с ОС, GVF
Вrun Fonce (BF) (Terre Fonce (TF)? - ДД)/ темно-коричневый 91,39,27 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с FV
Ombre Calc Bene (ОС) / охра   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с TS, GVF
Chocolate (С) / шоколадный   Окраска всех поверхностей (бомбардировщики, 1939 г.)
Gris Bleu Fonce (GBF) / темный серо-голубой 84,100,124 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с К, V, TF
Gris Bleu (GB)/ серо-голубой   Окраска всех поверхностей (морская авиация)
Gris Bleu Clair (GBC) / светлый серо-голубой 170,193,200 Окраска нижних поверхностей
Bleu Fonce (BF)/ темно-синий   Окраска внутренних поверхностей (кабина и т. д.)

Ilmavoimat — камуфляжная схема 1940 г.
1940 г. - 1947 г.

Новый двухцветный «разрушительный» камуфляж был представлен в ноябре 1940 г. Он применялся для всех боевых самолетов финских ВВС [Ilmavoimat] первой линии. Волнистые пятна цвета [Oliivinvihrea / Musta] с мягкими краями наносились на верхние и боковые поверхности, а нижние поверхности продолжали окрашивать как раньше - в светло-серый или алюминиевый цвет. Для каждого конкретного типа самолетов сложились более-менее стандартные правила и палитры, однако цвета и формы разделительных полос имели множество вариаций.

С 7-го мая 1942 г. для окраски нижних поверхностей всех финским самолетов стали использовать немецкую краску RLM65. Новая краска была официально названа Vaaleansininen, но среди персонала она называлась DN-vari (DN-цвет, DN для Dornier). Перекраска нижних поверхностей проходила обычно во время капитального ремонта самолета в Valtion Lentokonetehdas (государственный авиационный завод — State Aircraft Factory) и в Lentovarikko (авиахранилище) и никогда этим не занимались непосредственно в частях и на аэродромах.

Так же с мая 1942 г. верхние и нижние поверхности многих захваченных советских самолетов, используемых в финских ВВС, начали перекрашивать в цвета Oliivinvihrea / Musta по осколочной схеме с четкими жесткими краями. Такой камуфляж, выглядевший очень «по-немецки», использовали для предотвращения ошибок в идентификации национальной принадлежности машин, подобные которым имелись у противника.

Зимой использовался временный смываемый камуфляж. Он представлял собой смесь клея и мела, наносящуюся в качестве дополнительного средства камуфляжа в зимние месяцы. Наиболее часто такой смесью закрашивали пятна цвета Musta в стандартной схеме на верхних и боковых поверхностях. Однако имели место и полностью белые схемы окраски.

ВВС Финляндии
Цвет RGB Применение
Vihrea (V) / зеленый   Окраска верхних и боковых поверхностей
Hореа (Н) / серебристый алюминий Окраска нижних поверхностей
Olivin Vihrea (OV) / оливково-зеленый 87,95,0 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с М
Musta (М) / черный 34,35,43 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с OV
Vaaleanharmaa (VH) / светло-серый 175,179,167 Окраска нижних поверхностей
Vaaleansulinen (VS) / голубой 191,208,208 Окраска нижних поверхностей

Regia Aeronautica

Камуфляжная серия Mimetica (1938 – 1941)

С началом боевых действий, ВВС занялись разработкой схем окраски самолетов, предназначенной для их маскировки на земле и в воздухе. В 1936 году, Амедео Мегоччи, исследователь тактики применения бомбардировочно-штурмовой авиации, впервые предложил использовать камуфляж для окраски самолетов, «работающих» на малой высоте — с тем, чтобы затруднить их обнаружение и атаку сверху. ВВС приняли предложенные идеи, и в течение нескольких последующих лет разработали серию камуфляжных цветов (Mimetica). Краски наносились на истребители, бомбардировщики и штурмовики, большими, волнистыми полосами. Вначале, камуфляж наносился только на крылья, позднее им стали покрывать и фюзеляж. Первыми цветами этой схемы стали желтый (Giallo Mimetico), зеленый (Verde Mimetico) и коричневый (Marrone Mimetico).

Оттенки этих цветов изменялись в зависимости от производителя краски и авиатехники. Известны четыре типа желтого цвета: Giallo Mimetico 1 (FS 33531), 2 (FS 33481), 3 (FS 33434) и 4 (FS 30266). Также существует три типа зеленого цвета — Verde Mimetico 1 (FS 34258), 2 (FS 34092) и 3 (FS 34102). Что касается коричневого цвета, он представлен тремя разновидностями — Marrone Mimetico 1 (FS 30118), 2 ( FS 30109) и темно-коричневый цвет Bruno Mimetico ( FS 30227). Помимо вышеуказанных цветов, широко применялись оттенки Marrone Mimetico 53193 (FS 30140) и Verde Mimetico 53192 (FS 34227).

Нижние поверхности, как правило, не красили, оставляя естественный цвет алюминия — такая практика имела место вплоть до конца 1930 года, когда началось использование серого цвета Grigio Mimetico (FS 36231). Grigio Mimetico являлся стандартным цветом для нижних поверхностей с начала войны до 1941 года.

Опыт испанской войны подсказал итальянцам, что контрастные полуматовые цвета, наносившиеся угловатыми полями, маскируют самолет не лучшим образом. С 1937 года, ВВС стали окрашивать самолеты по новой схеме: формально, эта схема была утверждена 14 марта 1938 года, директивой Генеральной Дирекции по Авиационной Промышленности (Direzione Generale delle Custuizioni Aeronautica, DGCA). Первыми субъектами директивы стали самолеты итальянской добровольческой группы в Испании («Aviazione Legionaria»), затем под ее действие попали заново выпущенные серийные машины. Так называемая «сотовая» схема окраски использовала уже имеющиеся цвета, но схема нанесения усложнилась: контрастирующие цвета наносились мелкими размытыми пятнами. Такая схема применялась вплоть до конца войны. Важно отметить, что на тоттмомент были стандартизованы только схемы, но не цвета — единый цветовой реестр Tavola X появился намного позже. Естественно, это привело к тому, что три главных цвета, указанных в директиве DGCA — Giallo Mimetico, Verde Mimetico и Marrone Mimetico, различались, в зависимости от производителя краски. Интересно отметить, что производители не указывали «единичку» в наименовании сорта краски: Giallo Mimetico, Verde Mimetico и т.д. Этот индекс (1,2,3) соответствует современным средствам (метод CMPR), позволяющим определить происхождение краски. Например, краска Giallo Mimetico 1 выпускалась компанией Инвес, Giallo Mimetico 2 — компанией Маскиадри, Giallo Mimetico 3 — компанией Арсон-Сиси (Таб. 1). Так как компания Inves поставляла краску Фиату, цвет Giallo Mimetico 1 встречается на первых «мелкотравчатых» схемах CR.32 и G.50, вместе с Verde Mimetico 1 и Marrone Mimetico 1 (эти краски также выпускала компания Инвес).

В рамках «сотовой» схемы, имели место различия в окраске, между производителями авиатехники, между строевыми частями, и во многих случаях между отдельными самолетами. Так, в качестве фонового цвета мог использоваться желтый или зеленый, поверх которого наносились контрастные пятна. Сами пятна были различной формы, пропорций и размеров – например, пятна Giallo поверх зеленого фонового цвета Verde; либо светло-зеленые пятна Verde Chiaro, на фоне темно-зеленого Verde Scuro, или наоборот. К этим цветам часто добавлялся третий — Marrone Mimetico или Bruno Mimetico. Наконец, вместо третьего, коричневого цвета, использовались два зеленых и желтый оттенок. В рамках «сотовой» схемы существует два основных типа окраски:

  • частое наложение пятен — обычно, темно-зеленого цвета на фоне желтого.
  • редкое наложение пятен — желтые или светло-зеленые поверх темно-зеленого фонового цвета, или наоборот. Иногда к этой схеме добавляли разрозненные пятна Marrone или Bruno.

*Всегда проверяйте схему на достоверность, при помощи различных фотографий или специальной литературы.

В дополнение к различным вариантам стандартных камуфляжных схем, выбор цветов и способов их нанесения различался между производителями, в зависимости от поставщика краски: SIAI («Савойя-Маркетти») SM.79 и SM.81   цвета Verde Mimetico 1, Giallo Mimetico 3 и Marrone Mimetico 3, Бреда Bа 65 — вместо волнистых линий, фирма наносила цвета Giallo Mimetico 3, Verde Mimetico 3 и Bruno Mimetico крупными пятнами с четкими краями.

Камуфляжная серия 2: Тавола 10 (1941-1943)

В 1941 году, многообразие схем окраски, применявшихся в итальянских ВВС, стало поводом для издания новой директивы. Ее целью было упрощение цветовой гаммы и применявшихся схем камуфляжной окраски. Конечным результатом стало сокращение цветов до 10 (так называемые цвета Тавола). Все цвета, согласно директиве, должны были быть матовыми, а граница между «верхним» и «нижним» цветом — размытой. Не менее важным, представляется то, что директива устанавливала стандартную схему окраски. Новыми цветами были: Nocciola Chiaro 4 (FS 30219) Verde Oliva Scuro 2 (FS 34052) Grigio Azzurro Chiaro 1 (FS 36307).

Новая стандартная камуфляжная схема выглядела следующим образом: североафриканский ТВД — фоновый цвет Verde Oliva Scuro 2, поверх — мелкие пятна Nocciola Chiaro. По директиве, все «старые» светло-желтые и светло-зеленые тона изымались из употребления, также как и Marrone Mimetico и Bruno Mimetico. Однако, все запасы уже произведенной краски, согласно той же директиве следовало использовать полностью, как в серийном производстве, так и в ремонтных мастерских — так что, «старые» цвета можно было видеть и после 1941 года. Такая ситуация сохранялась вплоть до капитуляции Италии — за исключением еще одной директивы, изданной в 1942 году, и касающейся «африканской» схемы. По ней, верхние поверхности самолетов надлежало красить в цвет Nocciola Chiaro 4, поверх которого наносить мелкие пятна Verde Oliva Scuro 2. Наконец, следует рассмотреть, что обозначает понятие «мелкие пятна» применительно к тому или иному производителю:

  • FIAT: на последних сериях CR.42 и G.50 и прототипе G.55, фоновый цвет был Verde Oliva Scuro, поверх наносились большие округлые пятна Nocciola Chiaro
  • «Макки»: истребители C.200, C.202 и C.205, задействованные на африканском ТВД, окрашивались в цвет Nocciola Chiaro, поверх которого наносились так называемые «кольца дыма» или «амебы», цвета Verde Oliva Scuro

Морская авиация

Летающие лодки (например, Кант Z.501) и поплавковые гидросамолеты вступили в войну «с блеском» — планеры покрывались серебрянкой на лаке. Погружаемые части окрашивались в матовый черный цвет. С началом войны, с верхних поверхностей крыльев удалили ярко-красные полосы быстрого обнаружения (цвет Rosso Bandiera 8 FS 31105). Эти полосы были разработаны для нанесения на машины, задействованные в Эфиопии: активность истребителей там была фактически нулевой, а ярко-красный цвет помогал в кратчайший срок обнаружить самолет, потерпевший аварию. С началом войны, итальянский триколор на рулях направления стали заменять на савойский крест, поверх Verde Mimetico. Директива, изданная в 1941 году, потребовала перекрасить верхние поверхности самолетов морской авиации в темный серо-синий цвет Grigio Azzurro Scuro 3 (FS 36118). Этот цвет более подходил для Средиземноморья.

Специальные цвета и схемы

На самолетах SM.79 в 1940 году стали применять новую камуфляжную схему: крупные полосы цвета Marrone Mimetico 53193, параллельно которым шли полосы Giallo Mimetico 3 (или Verde Mimetico 3) или Verde Mimetico 53192 (или Giallo Mimetico 3). Такая камуфляжная схема также состояла из повторяющихся и блеклых полос Giallo Mimetico 3, Marrone Mimetico 53193 и Verde Mimetico 53192. Существовали и другие схемы окраски, скорее всего не заводские — чаще всего, они обнаруживаются на торпедоносцах, таких, как S.79 «Спарвиеро». Как пример, можно представить схему с фоновым цветом Giallo Mimetico, поверх которого наносились крупные пятна Verde Mimetico 1, 2, 3 или Verde Mimetico 53192 — а в качестве примера позднего камуфляжа, схему с пятнами Grigio Azzurro Chiaro поверх Verde Oliva Scuro 2. Чтобы усилить маскировочный эффект в окраске маловысотных торпедоносцев, особенно на последнем этапе захода на цель, носовая часть фюзеляжа и крыло окрашивалась в цвет Grigio Azzurro Chiaro.

Ночная авиация

Ночные истребители обычно окрашивались целиком в матовый черный цвет: при этом, закрашивались и белые поля в опознавательных знаках (за исключением, иногда, савойского креста на руле направления). На ночных бомбардировщиках, в черный цвет окрашивались нижние и боковые поверхности фюзеляжа. Верхние поверхности сохраняли заводские камуфляжные цвета (особенно, в случае с цветом Verde Oliva Scuro 2, использовавшимся на S.79 III). Как и в случае с истребителями, белые полосы на фюзеляже закрашивались.

ВВС Италии
Цвет RGB Применение
Giallo Mimetico (GM) / серовато-желтый 212,180,95 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с BM, VM
Brnno Mimetico (BM) / коричневый 102,66,31 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GM, VM
Verde Mimetico (VM) / зеленый 85,95,42 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GM, BM
Verde Oliva Scnro (VOS) / темно-оливковый 11,22,18 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с NC («пустынная» схема)
Nocciola Chiaro (NC) / зелено-коричневый   Окраска верхних поверхностей в сочетании с VOS («пустынная» схема)
Griglioo Mimetico (Gr.M) / светло-серый   Окраска нижних поверхностей
Grigiloo Azzuro Scnro (GAS) / темный серо-голубой 38,44,51 Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GAC (морская авиация)
Griglioo Azzliro Chiaro (GAC) / светлый серо-голубой   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GAS (морская авиация)
Bianco Avorio (BA) / «слоновая кость» 243,207,146 Окраска всех поверхностей (учебно-тренировочные самолеты)

USAAF — оливково-зеленая схема
1940 г. - 1953 г.

В конце 1940 г. ВВС армии США представили окраску, которая впоследствии использовалась очень долгое время. Стандартная схема окраски для всех самолётов наземного базирования представляла собой тёмно-оливково-зеленый [Dark Olive Drab Green 41] на верхних поверхностях и фюзеляже, и нейтрально-серый [Neutral Grey 43] на нижних поверхностях. Краски наносились по волнистой разделительной линии, прижатой к нижней части фюзеляжа. Из-за того, что перекраска потребовалась огромному числу машин, использовалось значительное количество тёмно-оливковой краски плохого качества. Такие самолёты, окрашенные в ранний период Второй Мировой войны, были подвержены сильному влиянию окружающей среды, их окраска очень быстро выцветала, образуя самые разные замысловатые палитры, зависящие от погодных и эксплуатационных условий конкретной местности. К примеру, самолёты, действующие в Северной Африке, приобретали красновато-розовый оттенок.

С середины 1942 г. некоторые машины начали получать заводской камуфляж с применением на верхних поверхностях случайных пятен или линий зелёного цвета [Medium Green 42], наносившихся в большом разнообразии вариаций. В теории такая окраска должна была скрыть более темные верхние поверхности самолёта. Свеженанесенная [Medium Green 42] была светлее тёмно-оливково-зелёной краски [Dark OD Green 41], однако впоследствии быстро выветривалась, и зеленые пятна начинали выглядеть, как темная граница у края, что снижало камуфлирующий эффект. К сожалению, на большинстве чёрно-белых фотографией того времени эта деталь неразличима.

После апреля 1941 г. было разрешено заменять тёмно-оливково-зелену краску [Dark OD Green 41] на более светлые зеленые оттенки, такие как [Medium Green 42], [Sea Green 28] или даже английский и австралийский зелёный. Однако большинство самолётов продолжалось окрашиваться по стандартной схеме.

С середины 1943 г. тёмно-оливково-зеленая [Dark OD Green 41] краска стала заменяться в хранилищах на армейскую оливковую [Army's Olive Drab], которая впоследствии стала называться ANA613. Тем не менее, количество старой краски было значительным, и она использовалась даже после войны.

USAAF
Цвет RGB Применение
Olive Drab 41 (OD) / серо-оливковый 69,61,35 Окраска верхних и боковых поверхностей (сухопутная авиация до 1943 г.)
Medium Green 42 (МО) / темно-зеленый 68,73,54 Окраска верхних и боковых поверхностей в виде отдельных пятен, иногда в сочетании с OD или S (сухопутная авиация до 1943 г.)
Neutral Grey 43 (NO) / голубовато-серый 104,115,121 Окраска нижних поверхностей (сухопутная авиация до 1943 г.)
Sand 49 (S) / песочный   Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с MG («пустынная» схема)
Blue Grey (ВG) / серо-голубой   Окраска верхних и боковых поверхностей (морская авиация, до 1943 г.)
Non Specular Sea Blue (NSSB) / темно-синий   Окраска верхних поверхностей (морская авиация, 1943-1945 гг.)
Intermediate Blue (IВ) / серо-синий   Окраска боковых поверхностей (морская авиация, 1943-1945 гг.)
Light Grey (LG) / светло-серый   Окраска нижних поверхностей (морская авиация, 1943-1945 гг.)
Glossy Sea Blue (GSB) / очень темно-синий блестящий   Окраска всех поверхностей (морская авиация палубного базирования с 1944 г.)
Dark Gull Grey (DGG) / темно-серый   Окраска верхних поверхностей (противолодочная авиация, 1944-1945 гг.)
Light Gull Grey (LGG)/ светло-серый   Окраска боковых поверхностей (противолодочная авиация, 1944-1945 гг.)
White (W) / белый   Окраска нижних поверхностей (противолодочная авиация, 1944-1945 гг.)
Interior Green (IG) / зеленый   Окраска кабин (до 1941 г.)
Zink Chromatc Primer (ZCP) / желто-зеленый   Окраска внутренних поверхностей. Окраска кабин (с 1941 г.)

ВВС Японии
Цвет Применение
Green №1 / темно-зеленый Окраска верхних и боковых поверхностей (морская авиация)
Green A3 / зеленый Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с №17 (сухопутная авиация)
Brown №17 / коричневый Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с A3 (сухопутная авиация)
Grey А2 / светло-серый Окраска нижних поверхностей
Grey №12 / серый Окраска верхних и боковых поверхностей
Silver А6 / серебристый Окраска всех поверхностей. Окраска нижних поверхностей
Light Grey/ светло-серый Окраска внутренних поверхностей
Khaki / хаки Окраска внутренних поверхностей
Olive Green / оливково-зеленый Окраска внутренних поверхностей
Aodake Iro / "металлический" зеленовато-синий Окраска внутренних поверхностей

Форумобсудить на форуме
 

авиация, ВВС, самолет, окраска, камуфляж, цвет, обозначение
авиация, ВВС, самолет, окраска, камуфляж, цвет, обозначение
Home pageHomeАвиацияОкраскаОкраска авиация, ВВС, самолет, окраска, камуфляж, цвет, обозначение