Armee de l'Air/Aeronavale — многоцветный камуфляж
|
ВВС Франции | ||
Цвет | RGB | Применение |
Vert (V) / зеленый | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с K, TF, GBF | |
Protective Vert (PV) / темно-зеленый | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с BF | |
Gris Vert Fonce (GVF) / темный серо-зеленый | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с TS, ОС | |
Khaki (К) / хаки | 105,115,43 | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с V, TF, GBF |
Теrrе de Sienne (TS) / коричневый | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с ОС, GVF | |
Вrun Fonce (BF) (Terre Fonce (TF)? - ДД)/ темно-коричневый | 91,39,27 | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с FV |
Ombre Calc Bene (ОС) / охра | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с TS, GVF | |
Chocolate (С) / шоколадный | Окраска всех поверхностей (бомбардировщики, 1939 г.) | |
Gris Bleu Fonce (GBF) / темный серо-голубой | 84,100,124 | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с К, V, TF |
Gris Bleu (GB)/ серо-голубой | Окраска всех поверхностей (морская авиация) | |
Gris Bleu Clair (GBC) / светлый серо-голубой | 170,193,200 | Окраска нижних поверхностей |
Bleu Fonce (BF)/ темно-синий | Окраска внутренних поверхностей (кабина и т. д.) |
Новый двухцветный «разрушительный» камуфляж был представлен в ноябре 1940 г. Он применялся для всех боевых самолетов финских ВВС [Ilmavoimat] первой линии. Волнистые пятна цвета [Oliivinvihrea / Musta] с мягкими краями наносились на верхние и боковые поверхности, а нижние поверхности продолжали окрашивать как раньше - в светло-серый или алюминиевый цвет. Для каждого конкретного типа самолетов сложились более-менее стандартные правила и палитры, однако цвета и формы разделительных полос имели множество вариаций.
С 7-го мая 1942 г. для окраски нижних поверхностей всех финским самолетов стали использовать немецкую краску RLM65. Новая краска была официально названа Vaaleansininen, но среди персонала она называлась DN-vari (DN-цвет, DN для Dornier). Перекраска нижних поверхностей проходила обычно во время капитального ремонта самолета в Valtion Lentokonetehdas (государственный авиационный завод — State Aircraft Factory) и в Lentovarikko (авиахранилище) и никогда этим не занимались непосредственно в частях и на аэродромах.
Так же с мая 1942 г. верхние и нижние поверхности многих захваченных советских самолетов, используемых в финских ВВС, начали перекрашивать в цвета Oliivinvihrea / Musta по осколочной схеме с четкими жесткими краями. Такой камуфляж, выглядевший очень «по-немецки», использовали для предотвращения ошибок в идентификации национальной принадлежности машин, подобные которым имелись у противника.
Зимой использовался временный смываемый камуфляж. Он представлял собой смесь клея и мела, наносящуюся в качестве дополнительного средства камуфляжа в зимние месяцы. Наиболее часто такой смесью закрашивали пятна цвета Musta в стандартной схеме на верхних и боковых поверхностях. Однако имели место и полностью белые схемы окраски.
ВВС Финляндии | ||
Цвет | RGB | Применение |
Vihrea (V) / зеленый | Окраска верхних и боковых поверхностей | |
Hореа (Н) / серебристый | алюминий | Окраска нижних поверхностей |
Olivin Vihrea (OV) / оливково-зеленый | 87,95,0 | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с М |
Musta (М) / черный | 34,35,43 | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с OV |
Vaaleanharmaa (VH) / светло-серый | 175,179,167 | Окраска нижних поверхностей |
Vaaleansulinen (VS) / голубой | 191,208,208 | Окраска нижних поверхностей |
Камуфляжная серия Mimetica (1938 – 1941)
С началом боевых действий, ВВС занялись разработкой схем окраски самолетов, предназначенной для их маскировки на земле и в воздухе. В 1936 году, Амедео Мегоччи, исследователь тактики применения бомбардировочно-штурмовой авиации, впервые предложил использовать камуфляж для окраски самолетов, «работающих» на малой высоте — с тем, чтобы затруднить их обнаружение и атаку сверху. ВВС приняли предложенные идеи, и в течение нескольких последующих лет разработали серию камуфляжных цветов (Mimetica). Краски наносились на истребители, бомбардировщики и штурмовики, большими, волнистыми полосами. Вначале, камуфляж наносился только на крылья, позднее им стали покрывать и фюзеляж. Первыми цветами этой схемы стали желтый (Giallo Mimetico), зеленый (Verde Mimetico) и коричневый (Marrone Mimetico).
Оттенки этих цветов изменялись в зависимости от производителя краски и авиатехники. Известны четыре типа желтого цвета: Giallo Mimetico 1 (FS 33531), 2 (FS 33481), 3 (FS 33434) и 4 (FS 30266). Также существует три типа зеленого цвета — Verde Mimetico 1 (FS 34258), 2 (FS 34092) и 3 (FS 34102). Что касается коричневого цвета, он представлен тремя разновидностями — Marrone Mimetico 1 (FS 30118), 2 ( FS 30109) и темно-коричневый цвет Bruno Mimetico ( FS 30227). Помимо вышеуказанных цветов, широко применялись оттенки Marrone Mimetico 53193 (FS 30140) и Verde Mimetico 53192 (FS 34227).
Нижние поверхности, как правило, не красили, оставляя естественный цвет алюминия — такая практика имела место вплоть до конца 1930 года, когда началось использование серого цвета Grigio Mimetico (FS 36231). Grigio Mimetico являлся стандартным цветом для нижних поверхностей с начала войны до 1941 года.
Опыт испанской войны подсказал итальянцам, что контрастные полуматовые цвета, наносившиеся угловатыми полями, маскируют самолет не лучшим образом. С 1937 года, ВВС стали окрашивать самолеты по новой схеме: формально, эта схема была утверждена 14 марта 1938 года, директивой Генеральной Дирекции по Авиационной Промышленности (Direzione Generale delle Custuizioni Aeronautica, DGCA). Первыми субъектами директивы стали самолеты итальянской добровольческой группы в Испании («Aviazione Legionaria»), затем под ее действие попали заново выпущенные серийные машины. Так называемая «сотовая» схема окраски использовала уже имеющиеся цвета, но схема нанесения усложнилась: контрастирующие цвета наносились мелкими размытыми пятнами. Такая схема применялась вплоть до конца войны. Важно отметить, что на тоттмомент были стандартизованы только схемы, но не цвета — единый цветовой реестр Tavola X появился намного позже. Естественно, это привело к тому, что три главных цвета, указанных в директиве DGCA — Giallo Mimetico, Verde Mimetico и Marrone Mimetico, различались, в зависимости от производителя краски. Интересно отметить, что производители не указывали «единичку» в наименовании сорта краски: Giallo Mimetico, Verde Mimetico и т.д. Этот индекс (1,2,3) соответствует современным средствам (метод CMPR), позволяющим определить происхождение краски. Например, краска Giallo Mimetico 1 выпускалась компанией Инвес, Giallo Mimetico 2 — компанией Маскиадри, Giallo Mimetico 3 — компанией Арсон-Сиси (Таб. 1). Так как компания Inves поставляла краску Фиату, цвет Giallo Mimetico 1 встречается на первых «мелкотравчатых» схемах CR.32 и G.50, вместе с Verde Mimetico 1 и Marrone Mimetico 1 (эти краски также выпускала компания Инвес).
В рамках «сотовой» схемы, имели место различия в окраске, между производителями авиатехники, между строевыми частями, и во многих случаях между отдельными самолетами. Так, в качестве фонового цвета мог использоваться желтый или зеленый, поверх которого наносились контрастные пятна. Сами пятна были различной формы, пропорций и размеров – например, пятна Giallo поверх зеленого фонового цвета Verde; либо светло-зеленые пятна Verde Chiaro, на фоне темно-зеленого Verde Scuro, или наоборот. К этим цветам часто добавлялся третий — Marrone Mimetico или Bruno Mimetico. Наконец, вместо третьего, коричневого цвета, использовались два зеленых и желтый оттенок. В рамках «сотовой» схемы существует два основных типа окраски:
*Всегда проверяйте схему на достоверность, при помощи различных фотографий или специальной литературы.
В дополнение к различным вариантам стандартных камуфляжных схем, выбор цветов и способов их нанесения различался между производителями, в зависимости от поставщика краски: SIAI («Савойя-Маркетти») SM.79 и SM.81 цвета Verde Mimetico 1, Giallo Mimetico 3 и Marrone Mimetico 3, Бреда Bа 65 — вместо волнистых линий, фирма наносила цвета Giallo Mimetico 3, Verde Mimetico 3 и Bruno Mimetico крупными пятнами с четкими краями.
Камуфляжная серия 2: Тавола 10 (1941-1943)
В 1941 году, многообразие схем окраски, применявшихся в итальянских ВВС, стало поводом для издания новой директивы. Ее целью было упрощение цветовой гаммы и применявшихся схем камуфляжной окраски. Конечным результатом стало сокращение цветов до 10 (так называемые цвета Тавола). Все цвета, согласно директиве, должны были быть матовыми, а граница между «верхним» и «нижним» цветом — размытой. Не менее важным, представляется то, что директива устанавливала стандартную схему окраски. Новыми цветами были: Nocciola Chiaro 4 (FS 30219) Verde Oliva Scuro 2 (FS 34052) Grigio Azzurro Chiaro 1 (FS 36307).
Новая стандартная камуфляжная схема выглядела следующим образом: североафриканский ТВД — фоновый цвет Verde Oliva Scuro 2, поверх — мелкие пятна Nocciola Chiaro. По директиве, все «старые» светло-желтые и светло-зеленые тона изымались из употребления, также как и Marrone Mimetico и Bruno Mimetico. Однако, все запасы уже произведенной краски, согласно той же директиве следовало использовать полностью, как в серийном производстве, так и в ремонтных мастерских — так что, «старые» цвета можно было видеть и после 1941 года. Такая ситуация сохранялась вплоть до капитуляции Италии — за исключением еще одной директивы, изданной в 1942 году, и касающейся «африканской» схемы. По ней, верхние поверхности самолетов надлежало красить в цвет Nocciola Chiaro 4, поверх которого наносить мелкие пятна Verde Oliva Scuro 2. Наконец, следует рассмотреть, что обозначает понятие «мелкие пятна» применительно к тому или иному производителю:
Морская авиация
Летающие лодки (например, Кант Z.501) и поплавковые гидросамолеты вступили в войну «с блеском» — планеры покрывались серебрянкой на лаке. Погружаемые части окрашивались в матовый черный цвет. С началом войны, с верхних поверхностей крыльев удалили ярко-красные полосы быстрого обнаружения (цвет Rosso Bandiera 8 FS 31105). Эти полосы были разработаны для нанесения на машины, задействованные в Эфиопии: активность истребителей там была фактически нулевой, а ярко-красный цвет помогал в кратчайший срок обнаружить самолет, потерпевший аварию. С началом войны, итальянский триколор на рулях направления стали заменять на савойский крест, поверх Verde Mimetico. Директива, изданная в 1941 году, потребовала перекрасить верхние поверхности самолетов морской авиации в темный серо-синий цвет Grigio Azzurro Scuro 3 (FS 36118). Этот цвет более подходил для Средиземноморья.
Специальные цвета и схемы
На самолетах SM.79 в 1940 году стали применять новую камуфляжную схему: крупные полосы цвета Marrone Mimetico 53193, параллельно которым шли полосы Giallo Mimetico 3 (или Verde Mimetico 3) или Verde Mimetico 53192 (или Giallo Mimetico 3). Такая камуфляжная схема также состояла из повторяющихся и блеклых полос Giallo Mimetico 3, Marrone Mimetico 53193 и Verde Mimetico 53192. Существовали и другие схемы окраски, скорее всего не заводские — чаще всего, они обнаруживаются на торпедоносцах, таких, как S.79 «Спарвиеро». Как пример, можно представить схему с фоновым цветом Giallo Mimetico, поверх которого наносились крупные пятна Verde Mimetico 1, 2, 3 или Verde Mimetico 53192 — а в качестве примера позднего камуфляжа, схему с пятнами Grigio Azzurro Chiaro поверх Verde Oliva Scuro 2. Чтобы усилить маскировочный эффект в окраске маловысотных торпедоносцев, особенно на последнем этапе захода на цель, носовая часть фюзеляжа и крыло окрашивалась в цвет Grigio Azzurro Chiaro.
Ночная авиация
Ночные истребители обычно окрашивались целиком в матовый черный цвет: при этом, закрашивались и белые поля в опознавательных знаках (за исключением, иногда, савойского креста на руле направления). На ночных бомбардировщиках, в черный цвет окрашивались нижние и боковые поверхности фюзеляжа. Верхние поверхности сохраняли заводские камуфляжные цвета (особенно, в случае с цветом Verde Oliva Scuro 2, использовавшимся на S.79 III). Как и в случае с истребителями, белые полосы на фюзеляже закрашивались.
ВВС Италии | ||
Цвет | RGB | Применение |
Giallo Mimetico (GM) / серовато-желтый | 212,180,95 | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с BM, VM |
Brnno Mimetico (BM) / коричневый | 102,66,31 | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GM, VM |
Verde Mimetico (VM) / зеленый | 85,95,42 | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GM, BM |
Verde Oliva Scnro (VOS) / темно-оливковый | 11,22,18 | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с NC («пустынная» схема) |
Nocciola Chiaro (NC) / зелено-коричневый | Окраска верхних поверхностей в сочетании с VOS («пустынная» схема) | |
Griglioo Mimetico (Gr.M) / светло-серый | Окраска нижних поверхностей | |
Grigiloo Azzuro Scnro (GAS) / темный серо-голубой | 38,44,51 | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GAC (морская авиация) |
Griglioo Azzliro Chiaro (GAC) / светлый серо-голубой | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с GAS (морская авиация) | |
Bianco Avorio (BA) / «слоновая кость» | 243,207,146 | Окраска всех поверхностей (учебно-тренировочные самолеты) |
В конце 1940 г. ВВС армии США представили окраску, которая впоследствии использовалась очень долгое время. Стандартная схема окраски для всех самолётов наземного базирования представляла собой тёмно-оливково-зеленый [Dark Olive Drab Green 41] на верхних поверхностях и фюзеляже, и нейтрально-серый [Neutral Grey 43] на нижних поверхностях. Краски наносились по волнистой разделительной линии, прижатой к нижней части фюзеляжа. Из-за того, что перекраска потребовалась огромному числу машин, использовалось значительное количество тёмно-оливковой краски плохого качества. Такие самолёты, окрашенные в ранний период Второй Мировой войны, были подвержены сильному влиянию окружающей среды, их окраска очень быстро выцветала, образуя самые разные замысловатые палитры, зависящие от погодных и эксплуатационных условий конкретной местности. К примеру, самолёты, действующие в Северной Африке, приобретали красновато-розовый оттенок.
С середины 1942 г. некоторые машины начали получать заводской камуфляж с применением на верхних поверхностях случайных пятен или линий зелёного цвета [Medium Green 42], наносившихся в большом разнообразии вариаций. В теории такая окраска должна была скрыть более темные верхние поверхности самолёта. Свеженанесенная [Medium Green 42] была светлее тёмно-оливково-зелёной краски [Dark OD Green 41], однако впоследствии быстро выветривалась, и зеленые пятна начинали выглядеть, как темная граница у края, что снижало камуфлирующий эффект. К сожалению, на большинстве чёрно-белых фотографией того времени эта деталь неразличима.
После апреля 1941 г. было разрешено заменять тёмно-оливково-зелену краску [Dark OD Green 41] на более светлые зеленые оттенки, такие как [Medium Green 42], [Sea Green 28] или даже английский и австралийский зелёный. Однако большинство самолётов продолжалось окрашиваться по стандартной схеме.
С середины 1943 г. тёмно-оливково-зеленая [Dark OD Green 41] краска стала заменяться в хранилищах на армейскую оливковую [Army's Olive Drab], которая впоследствии стала называться ANA613. Тем не менее, количество старой краски было значительным, и она использовалась даже после войны.
USAAF | ||
Цвет | RGB | Применение |
Olive Drab 41 (OD) / серо-оливковый | 69,61,35 | Окраска верхних и боковых поверхностей (сухопутная авиация до 1943 г.) |
Medium Green 42 (МО) / темно-зеленый | 68,73,54 | Окраска верхних и боковых поверхностей в виде отдельных пятен, иногда в сочетании с OD или S (сухопутная авиация до 1943 г.) |
Neutral Grey 43 (NO) / голубовато-серый | 104,115,121 | Окраска нижних поверхностей (сухопутная авиация до 1943 г.) |
Sand 49 (S) / песочный | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с MG («пустынная» схема) | |
Blue Grey (ВG) / серо-голубой | Окраска верхних и боковых поверхностей (морская авиация, до 1943 г.) | |
Non Specular Sea Blue (NSSB) / темно-синий | Окраска верхних поверхностей (морская авиация, 1943-1945 гг.) | |
Intermediate Blue (IВ) / серо-синий | Окраска боковых поверхностей (морская авиация, 1943-1945 гг.) | |
Light Grey (LG) / светло-серый | Окраска нижних поверхностей (морская авиация, 1943-1945 гг.) | |
Glossy Sea Blue (GSB) / очень темно-синий блестящий | Окраска всех поверхностей (морская авиация палубного базирования с 1944 г.) | |
Dark Gull Grey (DGG) / темно-серый | Окраска верхних поверхностей (противолодочная авиация, 1944-1945 гг.) | |
Light Gull Grey (LGG)/ светло-серый | Окраска боковых поверхностей (противолодочная авиация, 1944-1945 гг.) | |
White (W) / белый | Окраска нижних поверхностей (противолодочная авиация, 1944-1945 гг.) | |
Interior Green (IG) / зеленый | Окраска кабин (до 1941 г.) | |
Zink Chromatc Primer (ZCP) / желто-зеленый | Окраска внутренних поверхностей. Окраска кабин (с 1941 г.) |
ВВС Японии | |
Цвет | Применение |
Green №1 / темно-зеленый | Окраска верхних и боковых поверхностей (морская авиация) |
Green A3 / зеленый | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с №17 (сухопутная авиация) |
Brown №17 / коричневый | Окраска верхних и боковых поверхностей в сочетании с A3 (сухопутная авиация) |
Grey А2 / светло-серый | Окраска нижних поверхностей |
Grey №12 / серый | Окраска верхних и боковых поверхностей |
Silver А6 / серебристый | Окраска всех поверхностей. Окраска нижних поверхностей |
Light Grey/ светло-серый | Окраска внутренних поверхностей |
Khaki / хаки | Окраска внутренних поверхностей |
Olive Green / оливково-зеленый | Окраска внутренних поверхностей |
Aodake Iro / "металлический" зеленовато-синий | Окраска внутренних поверхностей |