
|
"Хоук" - это P-40
Виктор Бакурский, "Крылья Родины" №9, 1990
Одним из самолетов, на котором наши летчики в годы Великой Отечественной войны защищали небо Отчизны, был поставляемый по ленд-лизу американский истребитель P-40. К сожалению, у нас не давалось полной информации об истребителе. Кроме того, в США и Европе самолет имел разные названия. Для того, чтобы в дальнейшем не возникало противоречий, рассмотрим одно из наиболее распространенных - "Kittyhawk". В произношении оно выглядит как среднее между словом "Киттихок" и "Киттихоук". Более правильным будет все же первое, то есть буква "о" как бы забивает букву "у", однако в авиационно-технической литературе названия самолетов, оканчивающиеся на "hawk", до сих пор было принято писать по-русски как "хоук". Поэтому в дальнейшем написании названий этого истребителя я буду придерживаться принятой терминологии, а читателям все же советую в разговорной речи употреблять "хок".
В начале 1937 года главный конструктор фирмы Кертисс Донован Берлин - создатель так называемого "экспортного" истребителя P-36 "Хоук" - начал работы над новой машиной под только что появившийся двигатель водяного охлаждения Аллисон V-1710. С помощью турбокомпрессора силовая установка могла развивать на высоте 6 км мощность 1100 л.с.
Новый самолет, построенный в апреле 1937 года, получил обозначение XP-37 "Хоук 75-1". Правда, на расчетной высоте оон достиг всего 547 км/ч, что незначительно превышало скорость его предшественника. Кроме того, с этим самолетом было много трудностей и довести его до требований ВВС так и не удалось.
В то же самое время Д. Берлин проводит коренную модернизацию хорошо себя зарекомендовавшего P-36. Один из путей улучшения базовой модели был направлен на качественное улучшение аэродинамики самолета с двигателем воздушного охлаждения. Опытный истребитель, получивший обозначение XP-42, имел такое необычное капотирование двигателя, что внешне походил на самолет, оснащенный двигателем с рядным расположением цилиндров. Однако, несмотря на все ухищрения проектировщиков, ему удалось показать только 554 км/ч.
Второе направление работ Д. Берлина оказалось более революционным. Взяв практически без изменений планер P-36, он ставит на него новый двигатель жидкостного охлаждения Аллисон V-1710-19 мощностью 1160 л.с., с которым в марте 1938 года самолет показал 563 км/ч. Судьба этой машины (XP-40) оказалась более удачной и в 1939 году она поступает на вооружение ВВС США под обозначением P-40 "Хоук 81".
В дальнейшем самолет неоднократно подвергался модернизации. И если первые P-40 были вооружены двумя 12,7-мм синхронизированными фюзеляжными пулеметами, то на P-40B еще по одному 7,62-мм пулемету было установлено на каждой консоли. На P-40C число крыльевых пулеметов выросло до четырех. Модификации P-40B и C имели бронеспинку, бронестекло и протектированные топливные баки.
С начала второй мировой войны P-40 начинает поступать на вооружение Франции, Великобритании и Китая под названием "Томахоук" I, P-40B и C под названием "Томахоук" II. Причем, самолеты, оборудованные английской радиостанцией, назывались "Томахоук" IIA, а американской - "Томахоук" IIB. По согласованию с заказчиком на самолет устанавливались крыльевые пулеметы калибра 7,5 мм, 7,62 мм или 7,7 мм.
Чуть позже эти машины стали поступать на вооружение Канады, Египта и Турции. В 1941 году 195 "Томахоуков" по ленд-лизу были поставлены в нашу страну. Из них 146 были переданы англичанами а 49 пришли непосредственно из США. Правильное английское название "Томахоук" у нас не прижилось и самолет называли "Томагавк", тем более, что такой перевод полностью соответствовал названию самолета.
Один P-40 был передан авиамоторной фирме Пратт энд Уитни для установки и летных испытаний нового двигателя воздушного охлаждения R-1830 "Твин Уосп" мощностью 1200 л.с. Самолет не имел вооружения и был известен только как "Хоук 81А".
Самым таинственным из "Хоуков" оказался P-40G. Специально этот самолет не выпускался в серии, но еще в июле 1940 года фирма Кертисс разработала для англичан новое крыло к P-40C, в котором вместо обычных пулеметов устанавливались пушки. Имеются сведения, что американцы построили порядка 60 комплектов таких крыльев, которые в дальнейшем были установлены на старые, поврежденные в боях машины. Так как на них сохранились прежние серийные номера, то считали их чаще как машины старых серий. Во всяком случае, по данным американских ВВС, у них числилось 42 самолета P-40G со старыми фюзеляжами и старой маркировкой, и только 17 машин как чистые варианты G.
Начав серийный выпуск P-40, фирма продолжает работы по созданию нового, более совершенного истребителя с высокими летно-техническими характеристиками, который по замыслу конструкторов должен был придти на смену "Томахоуку". 15 февраля 1941 года новый самолет - опытный истребитель XP-46, оснащенный двигателем V-1710-39 мощностью 1150 л.с., - совершил первый полет. В нем не было почти ничего общего с предыдущими машинами. Для запуска машины в серийное производство, тем более в военное время, требовались большие затраты. К тому же, он не полностью оправдал надежды конструкторов - вместо расчетной скорости 660 км/ч достиг только 571 км/ч. Однако Донован Берлин предусмотрел такой исход событий. Параллельно с XP-46, так же, как это было при создании XP-37, он продолжает совершенствовать хорошо себя зарекомендовавший P-40. На "Томахоук" ставят двигатель V-1710-39. Изменениям подвергается фюзеляж самолета, существенно улучшается аэродинамика. Мидель фюзеляжа (максимальная площадь поперечного сечения) становится гораздо меньше, сильно меняется форма носовой части. Вооружение - четыре крыльевых пулемета, но все они крупнокалиберные.
Новый самолет, получивший обозначение P-40D "Хоук 87А-I", совершил первый полет 22 мая 1941 года. Англичане, заказавшие машину для своих ВВС, присвоили ей обозначение "Киттихоук" I. Желая повысить боевые возможности самолета, конструкторы увеличили количество огневых точек до шести. С таким вооружением истребитель стал довольно мощной боевой машиной и начал выпускаться под обозначением P-40E "Хоук 87А-II" не только для экспорта, но и для ВВС США.
Шестипулеметный "Хоук" широко применялся на всех фронтах второй мировой войны - в Европе, Африке и Юго-Восточной Азии. Большое количество P-40E находилось в эксплуатации в наших авиационных частях. С легкой руки англичан, эти машины были названы "Киттихоук" 1А. В нашей же стране, по аналогии с названием "Томагавк", летчики и техники называли его попросту "Киттихавк". Кстати, такое "обрусевшее" название самолета P-40 еще до сих пор проскальзывает и у современных историков.
Одновременно с повышением огневой мощи, фирма Кертисс пытается оснастить самолет более сильным двигателем. Однако, в связи с тем, что "Аллисон" в это время не мог ничего выжать из своих моторов, на самолет решили установить 1300-сильный Паккард V-1650. Этот двигатель имел габариты и расположение систем, отличные от V-1710, поэтому вновь пришлось изменять обводы носовой части фюзеляжа. Опытный самолет с новым двигателем полетел 30 июня 1941 года. Спустя несколько месяцев он начинает поступать на вооружение под обозначением P-40F "Уорхоук". По аналогии с предшественниками, машина в Европе получила название "Киттихоук" II. Этот вариант истребителя строился в дальнейшем большими сериями. Облегченный в 1943 году, четырехпулеметный "Уорхоук" назывался P-40L и внешне не отличался от модификации F. А вот P-40F-5 дал начало серии так называемых "длиннохвостых" "Хоуков". Киль был сдвинут назад почти на полметра. Несколько позже, уже в ходе эксплуатации, примерно 300 P-40F и L были оснащены двигателем Аллисон V-1710-81 и получили обозначение P-40R-1и P-40R-2 соответственно. Имеются сведения о том, что примерно 100 самолетов серии F были направлены в Советский Союз.
Параллельно с P-40F разрабатывались P-40H и P-40J, оснащенные двигателем с турбонаддувом, но они так и не были доведены до серийного производства. Появление моторов Аллисон V-1710-73 мощностью 1325 л.с. позволило продолжать совершенствование P-40E "Хоук 87А". Таким самолетом стал P-40K. В зависимости от серии он выпускался с килем увеличенной площади (P-40K-1), укороченным фюзеляжем (P-40K-10), или наоборот, с удлиненным хвостом (P-40K-15). Испытывался также образец с четырехлопастным винтом и каплевидным фонарем пилотской кабины. Опытный XP-40K, переделанный из стандартного P-40K, имел радиаторы, расположенные в крыле, как на английских самолетах "Москито". Один из вариантов P-40K с двигателем V-1710-81 мощностью 1200 л.с. строился серийно под названием P-40M. Все эти машины были известны в Европе и Азии как "Киттихоук" III. Часть самолетов была направлена в СССР.
Технология сборки самолетов P-40 была довольно необычной. Каркас фюзеляжа склепывался из двух половин - верхней и нижней, стыкующихся по горизонтальной плоскости. Пятилонжеронное (!) крыло состояло из двух консолей, соединенных между собой по оси самолета болтами через уголковые профили (фланцевое соединение). Полностью собранное крыло крепилось к фюзеляжу. Но если при сборке на заводе такая технология была оправдана, то в эксплуатации P-40 доставляли обслуживающему персоналу одни мучения. Если для замены поврежденного крыла, например, на истребителе Мессершмитт Bf-109 требовалось отвернуть лишь три стыковочных болта, то на P-40 надо было сначала отсоединить от фюзеляжа все крыло (а это несколько десятков болтов), а уже затем отстыковывать требуемую консоль.
При эксплуатации P-40 в Советском Союзе выяснилось, что конструкция винтомоторной группы была недостаточно приспособлена к условиям зимней эксплуатации, особенно в Заполярье. Поэтому в летных частях, согласно указаниям Управления технической эксплуатации ВВС Красной Армии, проводилась доработка силовой установки P-40. В нижней части капота двигателя делали дополнительные лючки для слива масла и охлаждающей жидкости. Шинельным сукном, войлоком, фланелью, иногда бумагой в несколько слоев утепляли трубопроводы охлаждения двигателя и масляной системы. Специально изготавливались и подгонялись зимние чехлы. Туннели радиаторов закрывали подушками из ваты, пакли или войлока, обшив их сверху материей.
В 1943 году на базе P-40M был создан знаменитый P-40N - самый маневренный американский истребитель времен войны. Достаточно сказать, что его скороподъемность по сравнению с "Томахоуком" увеличилась почти в три раза! Это был значительно улучшенный и облегченный самолет. Внешне он отличался от P-40M новым фонарем пилотской кабины и с тем же двигателем развивал скорость до 608 км/ч. Первые 400 самолетов P-40N-1 были вооружены четырьмя 12,7-мм пулеметами, но вскоре конструкторы вновь добавили две огневые точки. Оснащались машины и более совершенными двигателями. Так на серии N-20 стояли моторы Аллисон V-1710-99, на N-40 - V-1710-115. Серийно выпускался учебно-боевой TP-40N. Аналогично всем предыдущим истребителям P-40N получил на Западе название "Киттихоук" VI.
Последним из "Хоуков" был четырехпушечный XP-40Q. Оснащенный двигателем V-1710-121 мощностью 1425 л.с. с четырехлопастным винтом, обрезанными крыльями, каплевидным фонарем и длинным тонким фюзеляжем он летал со скоростью около 680 км/ч на высоте 6 км и по своим возможностям не уступал лучшему американскому истребителю "Мустанг". Однако война приближалась к концу и запускать самолет в серийное производство было нецелесообразно. Последний серийный P-40, а им оказался самолет серии N-40 с бортовым номером 44-47964, сошел с конвейера фирмы Кертисс 30 ноября 1944 года. В общей сложности фирмой было построено порядка 15 тысяч истребителей P-40 всех модификаций, которые находились на вооружении 26 стран мира (в том числе 2243 самолета были поставлены в СССР). После войны устаревшие "Киттихоуки" долго стояли на вооружении в различных странах Азии, Южной и Латинской Америки.
Модификации P-40:
 
 
 
 
 
 
 
 
 

На рисунках:
1. P-36A 2. XP-42 3. XP-37 4. XP-40 5. XP-40 после доработки 6. P-40C 7. "Хоук 81А" с двигателем R-1830 8. XP-46 9. XP-60 10. P-40D, E 11. Один из опытных вариантов P-40F 12. P-40F 13. P-40K 14. Один из опытных вариантов двухместного учебного истребителя P-40K 15. P-40M 16. P-40N 17. TP-40N 18. XP-40Q, переделанный из P-40K 19. Окончательная конфигурация P-40Q, изготовленного на базе самолета P-40N-25
Обозначение самолета |
P-36 |
P-40C |
P-40E-1 |
P-40F-5 |
P-40M |
P-40N-1 |
Американское экспортное название |
Хоук 75А-4 |
Хоук 81А-2 |
Хоук 87А-4 |
Уорхоук |
|
Уорхоук |
Название, принятое в Европе |
Мохоук IV |
Томахоук II |
Киттихоук IA |
Киттихоук II |
Киттихоук III |
Киттихоук IV |
Длина, м |
8.79 |
9.66 |
9.68 |
10.17 |
10.17 |
10.17 |
Размах крыла, м |
11.38 |
11.37 |
11.38 |
11.38 |
11.38 |
11.38 |
Площадь крыла, м2 |
21.92 |
21.92 |
21.92 |
21.92 |
21.92 |
21.92 |
Двигатель |
R-1830 |
V-1710-33 |
V-1710-39 |
V-1650-1 |
V-1710-81 |
V-1710-81 |
Мощность, л.с. |
1000 |
1040 |
1150 |
1300 |
1200 |
1200 |
Вес пустого, кг |
2060 |
2636 |
3133 |
3178 |
3130 |
2906 |
Нормальный взлетный вес, кг |
2608 |
3424 |
3814 |
3860 |
3810 |
3507 |
Максимальный взлетный вес, кг |
|
3655 |
4131 |
4540 |
4130 |
4018 |
Потолок, км |
10 |
9 |
|
10.5 |
10 |
|
Дальность полета, км |
1614 |
1287 |
1368 |
2414 |
2332 |
2010 |
Вооружение |
4X7.5 2X12.7 |
2X12.7 4X7.62 |
6X12.7 |
6X12.7 |
6X12.7 |
4X12.7 |
бомбы: 1X227кг + 2X45 кг (или 6X9.1кг) |
|
обсудить на форуме
|

|