Кертисс P-40 Киттихоук (Kittyhawk) | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Кертисс P-40 Киттихоук (Kittyhawk) | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

кертисс, кертис, curtiss, киттихоук, киттихок, киттихаук, kittyhawk, p-40, томахок, томахаук, самолет, истребитель, война, ленд-лиз

кертисс, кертис, curtiss, киттихоук, киттихок, киттихаук, kittyhawk, p-40, томахок, томахаук, самолет, истребитель, война, ленд-лиз

"Хоук" - это P-40

Виктор Бакурский, "Крылья Родины" №9, 1990

P-40E Hawk 87AОдним из самолетов, на котором наши летчики в годы Великой Отечественной войны защищали небо Отчизны, был поставляемый по ленд-лизу американский истребитель P-40. К сожалению, у нас не давалось полной информации об истребителе. Кроме того, в США и Европе самолет имел разные названия. Для того, чтобы в дальнейшем не возникало противоречий, рассмотрим одно из наиболее распространенных - "Kittyhawk". В произношении оно выглядит как среднее между словом "Киттихок" и "Киттихоук". Более правильным будет все же первое, то есть буква "о" как бы забивает букву "у", однако в авиационно-технической литературе названия самолетов, оканчивающиеся на "hawk", до сих пор было принято писать по-русски как "хоук". Поэтому в дальнейшем написании названий этого истребителя я буду придерживаться принятой терминологии, а читателям все же советую в разговорной речи употреблять "хок".

В начале 1937 года главный конструктор фирмы Кертисс Донован Берлин - создатель так называемого "экспортного" истребителя P-36 "Хоук" - начал работы над новой машиной под только что появившийся двигатель водяного охлаждения Аллисон V-1710. С помощью турбокомпрессора силовая установка могла развивать на высоте 6 км мощность 1100 л.с.

Новый самолет, построенный в апреле 1937 года, получил обозначение XP-37 "Хоук 75-1". Правда, на расчетной высоте оон достиг всего 547 км/ч, что незначительно превышало скорость его предшественника. Кроме того, с этим самолетом было много трудностей и довести его до требований ВВС так и не удалось.

В то же самое время Д. Берлин проводит коренную модернизацию хорошо себя зарекомендовавшего P-36. Один из путей улучшения базовой модели был направлен на качественное улучшение аэродинамики самолета с двигателем воздушного охлаждения. Опытный истребитель, получивший обозначение XP-42, имел такое необычное капотирование двигателя, что внешне походил на самолет, оснащенный двигателем с рядным расположением цилиндров. Однако, несмотря на все ухищрения проектировщиков, ему удалось показать только 554 км/ч.

Второе направление работ Д. Берлина оказалось более революционным. Взяв практически без изменений планер P-36, он ставит на него новый двигатель жидкостного охлаждения Аллисон V-1710-19 мощностью 1160 л.с., с которым в марте 1938 года самолет показал 563 км/ч. Судьба этой машины (XP-40) оказалась более удачной и в 1939 году она поступает на вооружение ВВС США под обозначением P-40 "Хоук 81".

В дальнейшем самолет неоднократно подвергался модернизации. И если первые P-40 были вооружены двумя 12,7-мм синхронизированными фюзеляжными пулеметами, то на P-40B еще по одному 7,62-мм пулемету было установлено на каждой консоли. На P-40C число крыльевых пулеметов выросло до четырех. Модификации P-40B и C имели бронеспинку, бронестекло и протектированные топливные баки.

P-40CС начала второй мировой войны P-40 начинает поступать на вооружение Франции, Великобритании и Китая под названием "Томахоук" I, P-40B и C под названием "Томахоук" II. Причем, самолеты, оборудованные английской радиостанцией, назывались "Томахоук" IIA, а американской - "Томахоук" IIB. По согласованию с заказчиком на самолет устанавливались крыльевые пулеметы калибра 7,5 мм, 7,62 мм или 7,7 мм.

Чуть позже эти машины стали поступать на вооружение Канады, Египта и Турции. В 1941 году 195 "Томахоуков" по ленд-лизу были поставлены в нашу страну. Из них 146 были переданы англичанами а 49 пришли непосредственно из США. Правильное английское название "Томахоук" у нас не прижилось и самолет называли "Томагавк", тем более, что такой перевод полностью соответствовал названию самолета.

Один P-40 был передан авиамоторной фирме Пратт энд Уитни для установки и летных испытаний нового двигателя воздушного охлаждения R-1830 "Твин Уосп" мощностью 1200 л.с. Самолет не имел вооружения и был известен только как "Хоук 81А".

Самым таинственным из "Хоуков" оказался P-40G. Специально этот самолет не выпускался в серии, но еще в июле 1940 года фирма Кертисс разработала для англичан новое крыло к P-40C, в котором вместо обычных пулеметов устанавливались пушки. Имеются сведения, что американцы построили порядка 60 комплектов таких крыльев, которые в дальнейшем были установлены на старые, поврежденные в боях машины. Так как на них сохранились прежние серийные номера, то считали их чаще как машины старых серий. Во всяком случае, по данным американских ВВС, у них числилось 42 самолета P-40G со старыми фюзеляжами и старой маркировкой, и только 17 машин как чистые варианты G.

Kittyhawk Mk 1 (P-40D)Начав серийный выпуск P-40, фирма продолжает работы по созданию нового, более совершенного истребителя с высокими летно-техническими характеристиками, который по замыслу конструкторов должен был придти на смену "Томахоуку". 15 февраля 1941 года новый самолет - опытный истребитель XP-46, оснащенный двигателем V-1710-39 мощностью 1150 л.с., - совершил первый полет. В нем не было почти ничего общего с предыдущими машинами. Для запуска машины в серийное производство, тем более в военное время, требовались большие затраты. К тому же, он не полностью оправдал надежды конструкторов - вместо расчетной скорости 660 км/ч достиг только 571 км/ч. Однако Донован Берлин предусмотрел такой исход событий. Параллельно с XP-46, так же, как это было при создании XP-37, он продолжает совершенствовать хорошо себя зарекомендовавший P-40. На "Томахоук" ставят двигатель V-1710-39. Изменениям подвергается фюзеляж самолета, существенно улучшается аэродинамика. Мидель фюзеляжа (максимальная площадь поперечного сечения) становится гораздо меньше, сильно меняется форма носовой части. Вооружение - четыре крыльевых пулемета, но все они крупнокалиберные.

Новый самолет, получивший обозначение P-40D "Хоук 87А-I", совершил первый полет 22 мая 1941 года. Англичане, заказавшие машину для своих ВВС, присвоили ей обозначение "Киттихоук" I. Желая повысить боевые возможности самолета, конструкторы увеличили количество огневых точек до шести. С таким вооружением истребитель стал довольно мощной боевой машиной и начал выпускаться под обозначением P-40E "Хоук 87А-II" не только для экспорта, но и для ВВС США.

Шестипулеметный "Хоук" широко применялся на всех фронтах второй мировой войны - в Европе, Африке и Юго-Восточной Азии. Большое количество P-40E находилось в эксплуатации в наших авиационных частях. С легкой руки англичан, эти машины были названы "Киттихоук" 1А. В нашей же стране, по аналогии с названием "Томагавк", летчики и техники называли его попросту "Киттихавк". Кстати, такое "обрусевшее" название самолета P-40 еще до сих пор проскальзывает и у современных историков.

Kittyhawk Mk IIОдновременно с повышением огневой мощи, фирма Кертисс пытается оснастить самолет более сильным двигателем. Однако, в связи с тем, что "Аллисон" в это время не мог ничего выжать из своих моторов, на самолет решили установить 1300-сильный Паккард V-1650. Этот двигатель имел габариты и расположение систем, отличные от V-1710, поэтому вновь пришлось изменять обводы носовой части фюзеляжа. Опытный самолет с новым двигателем полетел 30 июня 1941 года. Спустя несколько месяцев он начинает поступать на вооружение под обозначением P-40F "Уорхоук". По аналогии с предшественниками, машина в Европе получила название "Киттихоук" II. Этот вариант истребителя строился в дальнейшем большими сериями. Облегченный в 1943 году, четырехпулеметный "Уорхоук" назывался P-40L и внешне не отличался от модификации F. А вот P-40F-5 дал начало серии так называемых "длиннохвостых" "Хоуков". Киль был сдвинут назад почти на полметра. Несколько позже, уже в ходе эксплуатации, примерно 300 P-40F и L были оснащены двигателем Аллисон V-1710-81 и получили обозначение P-40R-1и P-40R-2 соответственно. Имеются сведения о том, что примерно 100 самолетов серии F были направлены в Советский Союз.

P-40M австралийских ВВСПараллельно с P-40F разрабатывались P-40H и P-40J, оснащенные двигателем с турбонаддувом, но они так и не были доведены до серийного производства. Появление моторов Аллисон V-1710-73 мощностью 1325 л.с. позволило продолжать совершенствование P-40E "Хоук 87А". Таким самолетом стал P-40K. В зависимости от серии он выпускался с килем увеличенной площади (P-40K-1), укороченным фюзеляжем (P-40K-10), или наоборот, с удлиненным хвостом (P-40K-15). Испытывался также образец с четырехлопастным винтом и каплевидным фонарем пилотской кабины. Опытный XP-40K, переделанный из стандартного P-40K, имел радиаторы, расположенные в крыле, как на английских самолетах "Москито". Один из вариантов P-40K с двигателем V-1710-81 мощностью 1200 л.с. строился серийно под названием P-40M. Все эти машины были известны в Европе и Азии как "Киттихоук" III. Часть самолетов была направлена в СССР.

P-40E - схемаТехнология сборки самолетов P-40 была довольно необычной. Каркас фюзеляжа склепывался из двух половин - верхней и нижней, стыкующихся по горизонтальной плоскости. Пятилонжеронное (!) крыло состояло из двух консолей, соединенных между собой по оси самолета болтами через уголковые профили (фланцевое соединение). Полностью собранное крыло крепилось к фюзеляжу. Но если при сборке на заводе такая технология была оправдана, то в эксплуатации P-40 доставляли обслуживающему персоналу одни мучения. Если для замены поврежденного крыла, например, на истребителе Мессершмитт Bf-109 требовалось отвернуть лишь три стыковочных болта, то на P-40 надо было сначала отсоединить от фюзеляжа все крыло (а это несколько десятков болтов), а уже затем отстыковывать требуемую консоль.

При эксплуатации P-40 в Советском Союзе выяснилось, что конструкция винтомоторной группы была недостаточно приспособлена к условиям зимней эксплуатации, особенно в Заполярье. Поэтому в летных частях, согласно указаниям Управления технической эксплуатации ВВС Красной Армии, проводилась доработка силовой установки P-40. В нижней части капота двигателя делали дополнительные лючки для слива масла и охлаждающей жидкости. Шинельным сукном, войлоком, фланелью, иногда бумагой в несколько слоев утепляли трубопроводы охлаждения двигателя и масляной системы. Специально изготавливались и подгонялись зимние чехлы. Туннели радиаторов закрывали подушками из ваты, пакли или войлока, обшив их сверху материей.

В 1943 году на базе P-40M был создан знаменитый P-40N - самый маневренный американский истребитель времен войны. Достаточно сказать, что его скороподъемность по сравнению с "Томахоуком" увеличилась почти в три раза! Это был значительно улучшенный и облегченный самолет. Внешне он отличался от P-40M новым фонарем пилотской кабины и с тем же двигателем развивал скорость до 608 км/ч. Первые 400 самолетов P-40N-1 были вооружены четырьмя 12,7-мм пулеметами, но вскоре конструкторы вновь добавили две огневые точки. Оснащались машины и более совершенными двигателями. Так на серии N-20 стояли моторы Аллисон V-1710-99, на N-40 - V-1710-115. Серийно выпускался учебно-боевой TP-40N. Аналогично всем предыдущим истребителям P-40N получил на Западе название "Киттихоук" VI.

Последним из "Хоуков" был четырехпушечный XP-40Q. Оснащенный двигателем V-1710-121 мощностью 1425 л.с. с четырехлопастным винтом, обрезанными крыльями, каплевидным фонарем и длинным тонким фюзеляжем он летал со скоростью около 680 км/ч на высоте 6 км и по своим возможностям не уступал лучшему американскому истребителю "Мустанг". Однако война приближалась к концу и запускать самолет в серийное производство было нецелесообразно. Последний серийный P-40, а им оказался самолет серии N-40 с бортовым номером 44-47964, сошел с конвейера фирмы Кертисс 30 ноября 1944 года. В общей сложности фирмой было построено порядка 15 тысяч истребителей P-40 всех модификаций, которые находились на вооружении 26 стран мира (в том числе 2243 самолета были поставлены в СССР). После войны устаревшие "Киттихоуки" долго стояли на вооружении в различных странах Азии, Южной и Латинской Америки.

Модификации P-40:

P-36AXP-42
XP-37XP-40
XP-40 после доработкиP-40C
"Хоук 81А" с двигателем R-1830XP-46
XP-60P-40D, E
Один из опытных вариантов P-40FP-40F
P-40KОдин из опытных вариантов двухместного учебного истребителя P-40K
P-40MP-40N
TP-40NXP-40Q, переделанный из P-40K
Окончательная конфигурация P-40Q, изготовленного на базе самолета P-40N-25

На рисунках:
1. P-36A 2. XP-42 3. XP-37 4. XP-40 5. XP-40 после доработки 6. P-40C 7. "Хоук 81А" с двигателем R-1830 8. XP-46 9. XP-60 10. P-40D, E 11. Один из опытных вариантов P-40F 12. P-40F 13. P-40K 14. Один из опытных вариантов двухместного учебного истребителя P-40K 15. P-40M 16. P-40N 17. TP-40N 18. XP-40Q, переделанный из P-40K 19. Окончательная конфигурация P-40Q, изготовленного на базе самолета P-40N-25
 
Обозначение самолета P-36 P-40C P-40E-1 P-40F-5 P-40M P-40N-1
Американское экспортное название Хоук 75А-4 Хоук 81А-2 Хоук 87А-4 Уорхоук   Уорхоук
Название, принятое в Европе Мохоук IV Томахоук II Киттихоук IA Киттихоук II Киттихоук III Киттихоук IV
Длина, м 8.79 9.66 9.68 10.17 10.17 10.17
Размах крыла, м 11.38 11.37 11.38 11.38 11.38 11.38
Площадь крыла, м2 21.92 21.92 21.92 21.92 21.92 21.92
Двигатель R-1830 V-1710-33 V-1710-39 V-1650-1 V-1710-81 V-1710-81
Мощность, л.с. 1000 1040 1150 1300 1200 1200
Вес пустого, кг 2060 2636 3133 3178 3130 2906
Нормальный взлетный вес, кг 2608 3424 3814 3860 3810 3507
Максимальный взлетный вес, кг   3655 4131 4540 4130 4018
Потолок, км 10 9   10.5 10  
Дальность полета, км 1614 1287 1368 2414 2332 2010
Вооружение 4X7.5
2X12.7
2X12.7
4X7.62
6X12.7 6X12.7 6X12.7 4X12.7
бомбы: 1X227кг + 2X45 кг (или 6X9.1кг)

Форумобсудить на форуме
 

кертисс, кертис, curtiss, киттихоук, киттихок, киттихаук, kittyhawk, p-40, томахок, томахаук, самолет, истребитель, война, ленд-лиз
кертисс, кертис, curtiss, киттихоук, киттихок, киттихаук, kittyhawk, p-40, томахок, томахаук, самолет, истребитель, война, ленд-лиз
Home pageHomeАвиацияCurtiss P-40 'Kittyhawk'Кертисс P-40 Киттихоук кертисс, кертис, curtiss, киттихоук, киттихок, киттихаук, kittyhawk, p-40, томахок, томахаук, самолет, истребитель, война, ленд-лиз