Германские подлодки XXI и XXIII серий («электролодки»), ч.1 | История флота | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Германские подлодки XXI и XXIII серий («электролодки»), ч.1 | История флота | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине

подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине

А.М. Антонов, Монография серии «Корабли мира», № 1 за 1997 г., «Гангут», СПб

Германские электролодки XXI и XXIII серий

U-2540, ныне носящая название «Вильгельм Бауэр» (Wilhelm Bauer) — Музей судоходства в Бремерхавене
U-2540, ныне носящая название «Вильгельм Бауэр» (Wilhelm Bauer) — Музей судоходства в Бремерхавене

Утром 8 мая 1945 г. германская подводная лодка U-2529 отошла от причала для проведения глубоководных испытаний в Осло-фиорде. Погружение на испытательную глубину должно было стать завершающей точкой в двухлетней истории создания самой совершенной подводной лодки Кригсмарине — «электролодки» XXI серии. Гроссадмирал К. Дениц возлагал на эти лодки большие надежды и надеялся, что они станут чудо-оружием, которое принесет победу в битве за Атлантику.

Действительно, лодки XXI серии были способны скрытно преодолеть заслоны противолодочных сил и стремительной атакой разгромить любой из трансокеанских конвоев. Новые лодки вобрали в себя весь опыт и достижения германского подводного кораблестроения. В основу проекта океанской подводной лодки XXI серии и прибрежной лодки ХХIII серии была положена идея использования необычайно мощной электрической энергоустановки для подводного хода, благодаря которой они собственно и получили название «электролодок». Высокая подводная скорость, способность длительно двигаться под водой малошумной скоростью, скрытность и мощное торпедное вооружение стали отличительными качествами новых подводных лодок (ПЛ). Кораблестроителям понадобилось всего два года, чтобы создать ударную группировку из более чем 100 океанских и 60 прибрежных «электролодок».

Для завершения боевой подготовки этой армады и введения ее в бой Германии не хватило буквально одного-двух месяцев — исход Второй мировой войны решился на сухопутном фронте. В соперничестве подводной лодки и противолодочных сил этап торжества корсаров гросс-адмирала К. Деница так и не наступил.

Но даже теперь, когда борьба потеряла всякий смысл, командир U-2529 оберлейтенант Ф. Каллипке повел свой корабль на глубоководное испытание. После ухода под воду командир замедлил погружение — нужно было внимательно следить за показаниями датчиков, измеряющих деформации корпуса. Когда на глубине 160 м внезапно раздался оглушительный грохот, нервы командира не выдержали, и он приказал срочно продуть балласт. После всплытия выяснилось, что виновником тревоги стал аварийный буй, сплющенный громадным давлением воды.

Только со второй попытки U-2529 достигла заданной глубины 220 м. Когда поздно вечером подводная лодка всплыла в надводное положение, в здании военно-инженерного училища в Карлхорсте началась церемония подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии…

Подводная лодка нового поколения

Ограждение рубки подводной лодки XXI серии
Ограждение рубки подводной лодки XXI серии
1 — 20-мм двухорудийная зенитная установка Flak С/38; 2 — шнорхель с радиопоглощающим покрытием; 3 — антенна станции обнаружения работающих РЛС «Bali I»; 4 — командирский перископ; 5 — навигационный перископ; 6 — антенна станции радиоразведки; 7 — радиоантенна КВ-диапазона; 8 — обтекатель гидролокационной станции

Весна 1943 года. Напряжение битвы за Атлантику достигло своего пика, но успех в этой грандиозной океанской операции становился все более проблематичным для флота Германии. Эффективность действий его подводных сил падала, а потери росли, достигнув в мае наивысшей за всю войну отметки — 41 потопленная подводная лодка. Германскому командованию пришлось отдать приказ своим «волчьим стаям» прекратить действия против конвоев и покинуть Северную Атлантику.

Причиной кризиса стал значительный количественный и качественный рост противолодочных сил антигитлеровской коалиции. Против 430 германских ПЛ (боеготовых около 200) действовало до 3700 противолодочных кораблей различных классов, в том числе 45 эскортных авианосцев с 1475 самолетами на борту. Воздушное патрулирование и прикрытие конвоев осуществляли почти 1600 самолетов береговой авиации. Проводилось массовое оснащение кораблей и самолетов радиолокационными станциями. Все это позволило союзникам организовать сплошной контроль надводной обстановки на маршрутах движения конвоев. В таких условиях тактика «волчьих стай», основанная на групповых ночных атаках ПЛ, которые действовали из надводного положения, перестала приносить результаты. Лодки, преследующие конвои в надводном положении, обнаруживались с помощью радаров и подвергались упреждающим контратакам. Вынужденные действовать из надводного положения, так как в подводном они уступали конвоям в скорости хода и имели ограниченный запас энергоресурсов, подводные лодки были обречены на проигрыш.

Анализируя сложившуюся ситуацию, гроссадмирал К. Дениц писал: «Радиолокация, особенно самолетная, почти полностью ликвидировала боевую мощь подводных лодок в надводном положении. В дальнейшем уже нельзя было применять тактику «стай» в борьбе против конвоев в Северной Атлантике, которая являлась главным операционным районом, наиболее тщательно охраняемым с воздуха. Эту борьбу можно было возобновить лишь в случае существенного усиления боевой мощи подводной лодки».

Для того, чтобы выстоять в борьбе с противолодочными силами подводные лодки должны были радикально повысить свои боевые качества — скорость и дальность плавания в подводном положении. Кроме того, необходимо было усилить ударную мощь, улучшить средства подводного обнаружения и целеуказания. В комплексе эти усовершенствования должны были позволить подводной лодке бороться с конвоями и боевыми кораблями противника, не всплывая на поверхность ни для сближения с целью, ни для ее атаки.

Подводная лодка VII серии — основа подводного флота Германии
Подводная лодка VII серии — основа подводного флота Германии

Центральной проблемой превращения «ныряющей» лодки в действительно подводную являлось создание мощной энергетической установки и источников энергии большой емкости, не требующих атмосферного воздуха. Германские конструкторы пытались создать двигатели подводного хода новых типов, сосредоточив основные усилия на парогазотурбинных установках (ПГТУ) Г. Вальтера. Несмотря на реальные успехи, доводка ПГТУ затянулась, поэтому подводное кораблестроение и флот Германии к середине 1943 г. оказались в цейтноте — флоту срочно требовалась качественно новая лодка, лодка нового поколения, но выбранная для нее энергетическая установка — ПГТУ нуждалась в длительной отработке. Время работало против германского военно-морского флота.

В сложившейся ситуации спасительное решение было найдено одним из специалистов конструкторского бюро Г. Вальтера Г. Хеепом и офицером конструкторского управления командования ВМФ Х. Эльфкеном. Они предложили создать на базе проекта скоростной парогазотурбинной лодки XVIII серии, разработка которой «забуксовала», океанскую «электролодку».

Особенностью новой лодки должно было стать применение мощных электродвигателей и аккумуляторных батарей с увеличенным втрое количеством групп элементов. Предполагалось, что сочетание этих отработанных решений и совершенной гидродинамики ПЛ XVIII серии обеспечат «электролодке» необходимые подводные качества.

Предложение Г. Хеепа и Х. Эльфкена получило поддержку Управления кораблестроения. В случае быстрого создания «электролодки» появлялась надежда на перелом хода битвы за Атлантику. Новая ПЛ должна была стать основным кораблем подводного флота, заняв место лодок VII и IX серий, которые до сих пор несли главную нагрузку в океанских операциях, но уже не справлялись с противодействием сил охранения конвоев. В апреле 1943 г. было принято решение о проектировании океанской «электролодки», получившей обозначение XXI серия. Учитывая срочность задачи, на разработку проекта отводилось лишь два месяца. К середине июня 1943 г. результаты надлежало представить главнокомандующему германским флотом гросс-адмиралу К. Деницу.

Конструкторы постарались вложить в проект ПЛ все лучшие наработки и достижения германского подводного кораблестроения. Конечно, главной особенностью ПЛ XXI серии стала новая энергетическая установка. Согласно проекту, она была двухвальной и включала в себя:

  • 2 шестицилиндровых дизеля MAN M6V 40/46 мощностью по 2000 л.с;
  • 2 главных гребных электродвигателя (ГЭД) 2GU 365/30 мощностью по 2500 л.с. (в 5 раз больше, чем у предшествующих ПЛ IX серии, имевших такое же водоизмещение!);
  • 2 ГЭД подкрадывания (малошумного и экономического хода) GW 323/28 мощностью по 113 л.с;
  • аккумуляторную батарею из 6 групп по 62 элемента 44-MAL 740 в каждой.

Блоки корпуса подводной лодки XXI серии на понтоне
Блоки корпуса подводной лодки XXI серии на понтоне

Характеристики энергетической установки показывают, что в отличие от ПЛ предшествующих типов приоритет отдавался подводным ходовым качествам.

Действительно, лодки XXI серии оснащались дизелями, которые разрабатывались для средней ПЛ серии VIIC/42, которая имела в 1,6 раза меньшее водоизмещение, да еще в варианте с пониженной мощностью. По расчетам в надводном положении под дизелями предполагалось развивать скорость 15,6 уз. По этому показателю XXI серия уступала основным боевым лодкам Германии VII и IX серий 2-3,5 уз. Запас топлива обеспечивал новым лодкам дальность плавания свыше 11 тыс. миль. Он был достаточен для того, чтобы совершать трансокеанские переходы и в течение длительного времени действовать у американского или у южноафриканского побережья без пополнения запасов.

Г. Вальтер, несмотря на прекращение проектирования ПЛ XVIII серии, вполне благожелательно отнесся к разработке альтернативной дизель-электрической лодки. Он предложил установить на нее выдвижную воздухозаборную шахту для подачи воздуха к дизелям в перископном положении. Это устройство, получившее название «шнорхель», позволяло лодке, находясь под перископом и резко сократив свою радиолокационную заметность, заряжать аккумуляторную батарею и совершать переходы под дизелями. Обнаружить радаром лодку, идущую под «шнорхелем», становилось так же трудно, как и найти иголку в стоге сена. Кроме того, приближение ведущих поиск противолодочных кораблей обнаруживалось самой подводной лодкой с помощью установленной на «шнорхеле» антенны обнаружения работающих радиолокационных станциях «Bali I». Комбинация этих двух устройств на одной выдвижной мачте позволяла своевременно предупреждать подводников о появлении противника и уклоняться от него погружением на глубину. С осени 1943 г. немцы стали устанавливать «шнорхель» и на вновь строящихся лодках более ранних типов — серий VIIC и IXD.

Наиболее интересные решения были приняты в электроэнергетической установке лодки. Мощные главные электродвигатели должны были, по расчетам проектантов, обеспечивать полную подводную скорость до 18 уз, с которой ПЛ могла бы двигаться до полутора часов, или скорость 12-14 уз в течение 10 часов. Достижение таких скоростей позволяло лодке атаковать из подводного положения конвои, имевшие скорость до 10 уз, и уклоняться от противолодочных кораблей охранения, поисковая скорость которых при использовании гидролокаторов, как правило, не превышала 12 уз.

Подводная лодка U-3060 на стапеле верфи «Deschimag AG Weser»
Подводная лодка U-3060 на стапеле верфи «Deschimag AG Weser»

Для сокращения массогабаритных характеристик главных гребных электродвигателей питающее их напряжение повысили до 360 В за счет последовательного соединения трех групп аккумуляторов, а номинальную частоту вращения увеличили до 1675 об/мин. Передача вращения на валопровод осуществлялась через понижающий редуктор. Тем не менее главные электродвигатели имели достаточно внушительные размеры (диаметр 1,3 м, длина около 3 м) и массу (10,33 т). Специальных мер по их обесшумливанию не предпринималось. Оба главных электродвигателя разместились в бывшем турбинном отсеке ПЛ XVIII серии.

Электродвигатели подкрадывания должны были обеспечить малошумный ход со скоростью до 6 уз в течении 48 ч. Привод на вал осуществлялся с помощью 12 клиновидных ремней текстропной передачи.

Достижение высокой скорости и большой дальности подводного плавания требовало мощного энергоснабжения. По сравнению с предшествующими ПЛ на «электролодках» XXI серии количество групп аккумуляторов было утроено (шесть против двух). Общая масса аккумуляторной установки составила 225 т, а ее доля в водоизмещении достигла 14%. Кроме того, емкость элементов 44-MAL 740, ранее созданных для ПЛ IX серии, была повышена, за счет применения более тонких пластин, на 24% в режиме двухчасового разряда или на 18% двадцатичасового разряда. Однако при этом срок службы аккумуляторов сократился вдвое — с 2-2,5 до 1-1,5 лет, что примерно соответствовало среднестатистической «продолжительности жизни» участвующих в боевых действиях подводных лодок. В этом отношении лодки XXI серии рассматривались проектантами, как корабли военного времени и своеобразное расходное оружие с относительно коротким жизненным циклом, такое же как танк или самолет. Они не имели избыточных ресурсов, характерных для кораблей мирного времени, находящихся в строю 25-30 лет.

Размещение столь мощной аккумуляторной батареи стало возможно только благодаря предложенной Г.Хеепом и Х.Эльфкеном оригинальной форме прочного корпуса с поперечными сечениями в виде «восьмерки». На лодках XXI серии аккумуляторные ямы занимали около трети длины прочного корпуса и располагались в два яруса — в нижнем сегменте «восьмерки» и над ним с центральным проходом между аккумуляторами.

Подводная лодка XXI серии, сечение по 28,8 шп. (см. в корму)
Подводная лодка XXI серии, сечение по 28,8 шп. (см. в корму)
1 — аккумуляторная яма; 2 — топливная цистерна; 3 — цистерна главного балласта; 4 — жилое помещение; 5 — топливная цистерна; 6 — проход для обслуживания аккумуляторов; 7 — заместительная цистерна

Прочный корпус ПЛ XXI серии делился на 7 отсеков. Как принято в германском флоте, их нумерация, также как и нумерация шпангоутов и цистерн, начиналась с кормы и шла в нос.

В 1-м самом малом по объему, кормовом отсеке размещались гидроцилиндры приводов рулей, баллоны воздуха высокого давления (ВВД) и корабельная мастерская. Во 2-м (электромоторном) отсеке основное место занимали две пары гребных электродвигателей — главных и подкрадывания, а также их щиты управления. В 3-м (дизельном) отсеке располагались дизели с редукторами, крупногабаритные захлопки воздухозаборного трубопровода «шнорхеля» и выхлопных трубопроводов.

В 4-м и 6-м (кормовом и носовом аккумуляторных) отсеках размещалось соответственно по 2 и 4 группы аккумуляторов, а на верхней палубе находились жилые и бытовые помещения экипажа. На протяжении отсеков прочный корпус имел форму «восьмерки». Длина этого участка составляла около 40% длины прочного корпуса. В 5-м отсеке на верхней палубе располагался центральный пост, на нижней — насосы, баллоны ВВД и другое оборудование судовых систем. В нижнем сегменте «восьмерки» 5-го отсека находились уравнительные цистерны. Через этот же отсек проходили мачты выдвижных устройств. В 7-м (носовом) отсеке располагались торпедные аппараты, стеллажи с запасными торпедами и торпедозаместительные цистерны.

По общей компоновке и подходу к функциональному делению прочного корпуса на отсеки ПЛ XXI серии практически не отличалась от предшествующих лодок VII и IX серий. Но ее характерной особенностью стал отказ от выделения сферическими переборками повышенной прочности отсеков-убежищ, которыми, как правило, являлись концевые отсеки и отсек центрального поста. Опыт войны показал, что в условиях боевых действий концепция спасения подводников из отсеков-убежищ практически нереализуема, особенно для лодок океанской зоны. Отказ от отсеков-убежищ позволил избежать технологических и компоновочных издержек, связанных со сферическими переборками.

Другой особенностью стал отказ от размещения на ПЛ XXI серии кормовых торпедных аппаратов. Принятые для достижения высоких пропульсивных качеств обводы кормовой оконечности не позволяли разместить кормовые аппараты. Кроме того, отказу от них способствовал переход к новой тактике использования «электролодок».

Для обладавших высокими подводными качествами «электролодок» XXI серии в штабе К. Деница была разработана особая тактика их боевого использования, отличавшаяся от методов действий «волчьих стай». «Электролодка», обнаружив конвой, должна была занять позицию впереди него, а затем, сближаясь в подводном положении на максимально возможной скорости, прорвать охранение и занять место под судами внутри ордера. Затем, двигаясь вместе с судами конвоя на глубине 30-45 м, и прикрываясь ими от противолодочных кораблей, лодка, не всплывая, выполняла атаки самонаводящимися торпедами. Расстреляв боезапас, ПЛ должна была погрузиться на большую глубину и малошумным ходом уклониться в корму от конвоя.

Новая «подводная» концепция боевого использования лодок XXI серии требовала и соответствующего вооружения.

Как и на ПЛ серии VIIC/42, артиллерийскому вооружению отводилась лишь функция противовоздушной самообороны. Две спаренные артустановки Flak С/38 калибра 20 мм располагались в башенках, органично вписанных в обводы ограждения рубки. Артиллерийских орудий для атаки транспортов из надводного положения на лодках XXI серии не предусматривалось.

Подводная лодка XXI серии, сечение по 26,4 шп. (в нос)
Подводная лодка XXI серии, сечение по 26,4 шп. (в нос)
1 — заместительная цистерна; 2 — топливная цистерна; 3 — топливный насос; 4 — переборочный люк; 5 — цистерна главного балласта; 6 — маслоохладитель

Торпедное вооружение включало шесть носовых торпедных аппаратов. Несмотря на отсутствие кормовых аппаратов общий боекомплект торпедного оружия сохранился практически таким же, как и на лодках IX серии. В отличие от предшествующих кораблей ПЛ XXI серии были впервые оборудованы устройством быстрого заряжания, позволявшим перезарядить все торпедные аппараты за 4-5 мин. Таким образом, технически было возможно выполнить стрельбу полным боекомплектом (4 залпа) менее, чем за полчаса. Это становилось особенно ценным при атаках конвоев, требующих большого расхода боезапаса. Глубину торпедной стрельбы довели до 30-45 м, что диктовалось требованиями обеспечения безопасности от таранных ударов и столкновений при нахождении лодки в центре ордера, а также соответствовало оптимальным условиям работы средств наблюдения и целеуказания при выполнении бесперископных атак.

Кроме того, предполагалось оснастить «электролодку» новым типом оружия самообороны — реактивными снарядами, выстреливаемыми из-под воды (подводные ракеты «Ursel»). Они предназначались для контратак преследующих противолодочных кораблей. Целеуказание обеспечивалось шумопеленгаторной станцией «Sp-Anlage», размещенной в кормовой части палубы надстройки. И хотя подводные ракеты так и не успели создать до конца войны, гидроакустическая станция целеуказания была установлена на ПЛ XXI серии и на испытаниях показала хорошие результаты по определению местоположения надводных целей в кормовом секторе углов обзора.

Основу же гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция «GHG-Anlage», антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась под каплеобразным обтекателем в килевой части носовой оконечности, и гидролокационная станция «S-Basis» с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось на шумопеленгаторной станции, а точное целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-под воды по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.

Для обнаружения наиболее опасных противников — противолодочных самолетов — лодка вооружалась радиолокационной станцией «FuM.065», которая использовалась только в надводном положении. Впоследствии на лодках, намечавшихся к сдаче флоту летом 1945 г., планировалось устанавливать новую РЛС с антенной на выдвижной мачте, поднимавшейся в перископном положении.

Возросшая подводная автономность и скорость делали лодку XXI серии значительно более независимой от поверхности и увеличивали свободу ее маневрирования при подводном плавании. Поэтому проектанты пошли на значительное увеличение глубины погружения. Если за предшествующую четверть века в период между двумя мировыми войнами глубина погружения возросла с 50-70 до 100-130 м, то на лодках XXI серии был сделан следующий шаг. Используя новую сталь St52KM с пределом текучести 3400 кг/см², которая первоначально разрабатывалась для лодок серии VIIC/42, удалось увеличить испытательную глубину погружения (аналог отечественной предельной глубины погружения) ПЛ XXI серии до 200 м, рабочую — до 135 м. Расчетная разрушающая глубина составила 330 м (коэффициенты запаса прочности для испытательной глубины погружения — 1,5, для разрушающей — 2,5). Толщина обшивки прочного корпуса достигала 26 мм.

Подводная лодка XXI серии, устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»)
Подводная лодка XXI серии, устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»)
1 — газовыхлопная шахта; 2 — отверстие для выхода выхлопных газов; 3 — поплавковый клапан; 4 — воздухозаборное отверстие; 5 — антенна станции «Bali I»; 6 — клапан воздушной шахты; 7 — воздухозаборная шахта

Большое внимание было уделено гидродинамическим качествам. Форма корпуса, обеспечивающая малое сопротивление в подводном положении, но в то же время, позволяющая сохранять и хорошие надводные мореходные качества, была отработана еще при проектировании ПЛ XVIII серии. Выступающие части сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге по сравнению с ПЛ серии IXD/42 адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более, чем в 3 раза (156 против 49).

Рост скорости подводного хода потребовал увеличения устойчивости ПЛ в вертикальной плоскости. Для этого в состав кормового оперения ввели горизонтальные стабилизаторы. Примененная схема кормового оперения оказалась весьма удачной. В послевоенный период она получила широкое распространение и была применена на ряде дизельных, а затем и атомных ПЛ первого поколения.

Гидродинамическое совершенство благоприятно сказалось на подводной шумности корабля. Как показали послевоенные испытания, проведенные ВМС США, шумность лодок XXI серии при движении под главными электродвигателями со скоростью 15 уз была эквивалентна шумности американских эскадренных ПЛ, идущих со скоростью 8 уз. При движении со скоростью 5,5 уз под электродвигателями подкрадывания шумность германской ПЛ была сопоставима с шумностью американских лодок на самом малом ходу (около 2 уз). На малошумном режиме движения лодки XXI серии в несколько раз превосходили в дальности взаимного гидроакустического обнаружения эсминцы, охранявшие конвои.

Предусматривались специальные меры по существенному улучшению обитаемости новых подводных лодок. Понимая, что в условиях длительного крейсерства боеспособность ПЛ во многом зависит от физического состояния и самочувствия экипажа, конструкторы применили на «электролодках» такие новинки, как кондиционирование воздуха и водоопреснительную установку. Ликвидировалась система «теплых» коек (одна койка полагалась на нескольких матросов, несущих вахту в разных боевых сменах. Широко применялось на дизельных лодках из-за недостатка места для размещения экипажа) и каждый подводник получал свое индивидуальное спальное место. Были созданы благоприятные условия для несения службы и отдыха экипажа.

Традиционно большое внимание германские конструкторы уделяли эргономическим факторам — удобству работы экипажа и боевого использования технических средств. Степень продуманности этих «деталей» характеризует такой пример. Маховики на клапанах корабельных систем в зависимости от назначения имели свою, отличную от других, форму. Причем на магистралях, выходящих за борт, выполнялась специальная шаровая наделка. Такая, казалось бы, мелочь позволяла подводникам в аварийной ситуации даже при потере освещения действовать безошибочно, наощупь управляя клапанами и перекрывая или пуская в действие необходимые системы.

В целом же разработка проекта океанской «электролодки» XXI серии показала, что внедрение комплекса технических решений, реализующего подводную концепцию использования ПЛ, обеспечивает ей способность эффективно действовать в условиях мощного противодействия противолодочных сил.

Позже, кроме основного варианта проекта лодки XXI серии, германские конструкторы проработали несколько ее модификаций. В ноябре 1943 г. появились варианты с усиленным торпедным вооружением — серии XXIB и XXIC. На этих лодках в средней части корпуса устанавливались дополнительные торпедные аппараты, развернутые под углом к диаметральной плоскости и направленные в корму (схема «шнееоргел»). На лодках серии XXIB размещалось 6 дополнительных аппаратов (по 3 с каждого борта), а на ПЛ серии XXIC — 2 ряда по 3 бортовых аппарата. Схема «шнееоргел» должна была усилить мощность торпедного залпа при атаке конвоев.

Подводная лодка U-2518. Верхняя часть «шнорхеля»с радиопоглощающим покрытием
Подводная лодка U-2518. Верхняя часть «шнорхеля»с радиопоглощающим покрытием

Тактика использования таких подводных лодок предусматривала пересечение курса конвоя с подныриванием под его суда. При сближении с целью стрельба велась самонаводящимися акустическими торпедами из носовых аппаратов, а на отходе — из бортовых. Перезарядка аппаратов не предусматривалась, и запасных торпед лодки серий XXIB и XXIC не имели. Весь боекомплект мог быть использован в ходе одной мощной и молниеносной атаки.

В каком-то смысле идея такой массированной по применению ударного оружия атаки схожа с принципами использования реактивных систем залпового огня сухопутных войск. Выполнив один мощный залп «по площади», лодка возвращалась в базу для перезарядки боезапаса. Вероятно, такой способ боевого использования более подходил для малых и средних лодок, действующих на относительно малых удалениях от своих баз. Совершать трансокеанские переходы ради одной атаки и не иметь возможности пополнить боезапас было весьма нецелесообразно. Видимо, понимание этого и нежелание ломать сложившийся цикл строительства серийных лодок XXI серии обусловили отказ от практической реализации проектов XXIB и XXIC серий.

Кроме боевых модификаций на базе «электролодок» XXI серии прорабатывались варианты транспортных лодок — подводных танкеров снабжения серии XXID грузоподъемностью 430 т дизельного топлива и серия XXIV несколько меньшей грузоподъемности, а также подводных транспортов для перевозки стратегических материалов (каучука, молибдена из стран Юго-Восточной Азии) серии XXIE (грузоподъемность 665 т) и серия XXIT (грузоподъемность 275 т). Но ни одна из лодок транспортных модификаций так и не была построена.

Строительный конвейер

19 июня 1943 г. материалы проекта «электролодки» XXI серии представили гросс-адмиралу К. Деницу и его штабу. Командование Кригсмарине высоко оценило тактико-технические элементы новой ПЛ и ее боевые возможности. Именно такая лодка была необходима германскому флоту для успеха в битве за Атлантику. Поэтому, по мнению подводников, приоритет в строительстве и пополнении действующего флота должен был отдаваться именно лодкам XXI серии. Более того, по ходу обсуждения у К. Деница была выдвинута идея создания прибрежной «электролодки», проект которой должен был бы основываться на тех же принципиальных решениях, что и у океанской субмарины XXI серии. Это предложение послужило толчком к параллельному созданию ПЛ малого водоизмещения XXIII серии.

6 июля 1943 г. была принята очередная программа кораблестроения Германии на период до 1945 г., в которую среди прочих впервые была включена постройка лодок XXI серии. В соответствии с июльской программой 1943 г., промышленности была поставлена задача выйти к середине 1944 г. на уровень ежемесячной сдачи флоту 40 лодок различных типов. При этом предусматривалось строительство 102 ПЛ XXI серии на шести верфях. 3 головных ПЛ должна была сдать в ноябре 1944 г. бременская верфь «Deschimag AG Weser». На март 1945 г. намечалось начало поступления на флот «электролодок» XXI серии с других заводов. К маю объем их выпуска должен был достичь 15 кораблей в месяц, С учетом времени, необходимого для освоения «электролодок» экипажами и проведения цикла боевой подготовки, вступление новых ПЛ в битву за Атлантику могло состояться только в 1946 году.

Подводная лодка U-2502, вид с кормы
Подводная лодка U-2502, вид с кормы

Такая перспектива и программа кораблестроения в корне не устраивали гроссадмирала К. Деница, полгода назад назначенного главнокомандующим германским флотом. Он желал скорейшего перелома военной ситуации и понимал, что традиционные подходы не позволят добиться этого. Требовалось найти способ ускоренного строительства «электролодок» и концентрации потенциала промышленности Германии на создании лодок только нового типа. Дело в том, что в программе сохранялся довольно большой объем строительства ПЛ предшествующих проектов — VII и IX серий, уже не выдерживавших единоборства с противолодочными силами, а так же малых лодок Г. Вальтера XVII и XXII серий (до 15-16 кораблей в месяц), которые из-за ограниченного радиуса действия не могли быть использованы в битве за Атлантику. Строительство этих ПЛ расходовало и без того скудные ресурсы третьего рейха и отвлекало производственные мощности от крупносерийного строительства новых «электролодок».

Поэтому гроссадмирал К. Дениц обратился к министру вооружений А. Шпееру с предложением разработать альтернативную программу, в которой ведущая роль отводилась бы лодкам XXI серии и их скорейшему введению в строй. Тот принял нестандартное и весьма оригинальное решение — назначил главой комитета по кораблестроению своего министерства генерального директора автомобильного завода «Magirus Werke» O. Mepкера, которому и поручил разработать план ускоренного строительства лодок XXI серии. Ранее О. Меркер совершенно не был связан с кораблестроением, но, разобравшись в технологии строительства подводных лодок, он пришел к выводу о необходимости и возможности перехода на привычные ему методы крупносерийного производства, аналогичные используемым в машиностроении и автомобилестроении.

Суть его предложений сводилась к следующему:

  1. Верфь должна стать сборочным производством с поточным методом монтажа ПЛ из готовых блоков, которые поставляются вспомогательными предприятиями, специализирующимися на серийном изготовлении блоков определенных типов. Таким образом, расширяется фронт работ и круг специализированных предприятий, занятых на промежуточных этапах технологического цикла строительства ПЛ.
  2. Сборочная технология реализуется за счет деления корпуса ПЛ по длине на ряд блоков (модулей), каждый из которых строится отдельно и в полностью готовом виде поставляется на сборочную верфь.
  3. Технологический цикл строительства ПЛ делится на 3 стадии:
    • изготовление на машиностроительных предприятиях корпусных конструкций блоков («сырых» секций);
    • монтаж в блоках оборудования, прокладка трубопроводов и кабельных трасс, проведение предварительных испытаний отдельных механизмов на судостроительных предприятиях, получивших в рамках новой технологии статус вспомогательных верфей;
    • сборка лодок из готовых блоков, комплексные испытания и сдача корабля сборочной верфью.
Таким образом, новая технология реализовывала принципы параллельности изготовления сборочных единиц, специализации и поточности производства.

Подводная лодка U-2501 перед спуском на воду. Верфь «Blohm & Voß», май 1944 г.
Подводная лодка U-2501 перед спуском на воду. Верфь «Blohm & Voß», май 1944 г.

О. Меркер считал, что при внедрении предложенной им технологии первая ПЛ XXI серии может быть сдана уже к апрелю 1944 г., то есть на 7 месяцев раньше, чем при традиционных методах строительства. Серийное производство лодок могло начаться сразу же после этого и выйти на уровень 30 ПЛ в месяц.

Однако, подобная технология требовала кардинального пересмотра принятых методов строительства. По-новому, с ориентацией на блочное исполнение должна на была разрабатываться конструкторская документация. Требовалось коренным образом повысить точность изготовления корпусных конструкций и монтажа оборудования с тем, чтобы можно было состыковать блоки, изготовленные на различных заводах, не только по обшивке корпуса, но и по фланцам проложенных трубопроводов. Принятые в судостроении припуски и подгонка конструкций «по месту» исключались. Точность работ верфи должна была приблизиться к машиностроительной. Требовались новые принципы проверки качества сварных швов, прочности и точности изготовления корпусных конструкций, монтажа, наладки и испытаний судовых систем, вооружения подводных лодок. Кроме того, было необходимо организовать четкую координацию на всех этапах работ — от поставок материалов и комплектующего оборудования до изготовления отдельных блоков и передачи их от одного предприятия к другому. Задержка на любом из этапов грозила срывом работ всей последующей технологической цепочки. Столь взаимозависимая организация работ и кооперация поставок требовали в условиях военного времени подлинно немецкой педантичности и производственной дисциплины.

Внедрение поточно-сборочной технологии строительства ПЛ на первых порах натолкнулось на неприятие и противодействие верфей, не желавших ломать привычный и отлаженный порядок работ. Но благодаря упорству О. Меркера верфи вынуждены были согласиться на переход к новым методам строительства.

Дальше…
 

подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине
подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине
Home pageHomeИстория флотаГерманские электролодки XXI и XXIII серийГерманские электролодки XXI и XXIII серий ч.1, 2, 3, 4 подводная лодка, подлодка, VII, XXI, XXIII, флот, вторая мировая война, германия, кригсмарине