
|
Martin C. Windrow, Aircraft profile №23, 1967 год
Перевод А. Плахова, редакция В. Моисеева

Мессершмитт Bf-110C-5 из 4-штаффеля 14-Группы ближней разведки. При увеличении фотографии заметны заделанные пулевые пробоины в хвосте и корне крыла. |
Мессершмитт Bf-110 дает историкам авиации классический пример самолета с посредственными характеристиками, который политические и бюрократические круги восприняли с преувеличенным энтузиазмом и своей властью обеспечили его принятие на вооружение. Поэтому неизбежный его провал в боях был вдвойне неожиданным и унижающим, а многие прекрасные пилоты были принесены в жертву на алтарь национальной гордости и политической целесообразности, торжествующих над здравым смыслом.
Стратегический истребитель, или "разрушитель" (zerstorer), как он был мелодраматически окрещен в Германии, должен был стать самолетом, расчищающим путь бомбардировочным соединениям во вражеском воздушном пространстве, подавляя сопротивление истребителей и сопровождая бомбардировщики до цели и обратно. Важно иметь в виду сущность этой концепции, чтобы в полной мере оценить провал Bf-110. Такой самолет представлял собой очевидное противоречие между требованиями дальности и маневренности. Впрочем, подобная концепция была реализована по крайней мере одним эффективным самолетом времен II Мировой: P-38 Лайтнинг компании Локхид. Хотя и не будучи полностью продуктом этой линии развития, он показал успешное решение сочетания проблем дальности, скорости и управляемости.
Hе благоприятствовало успеху и то, что конструкторская группа, которой выдали контракт, по всей вероятности не предполагала успешно запустить его в производство. Офис Вилли Мессершмитта на BFW (Bauerische Flugzeugwerke - Баварские авиазаводы) в Aугсбурге не был в почете у статс-секретаря RLM генерала Эрхарда Мильха до заключения контракта в 1934 году. Нам кажется весьма вероятным, что сам Мильх и его сторонники рассматривали идею "разрушителя", которую они принимали с безраздельным энтузиазмом, как подходящее средство для уничтожения хорошей репутации Мессершмитта. Похоже, что в Техническом отделе RLM имели власть менее предубежденные люди, и их решимость дать конструктору возможность оправдать себя заставила благосклонно смотреть на некоторые вопиющие недостатки самолета, который в конце концов вырвался из этих джунглей политических привязанностей и зависти.
Летом 1935 было начато изготовление Bf-110V-1. Этот изящный низкокрылый свободнонесущий моноплан с привлекательным акулоподобным силуэтом получил пару предсерийных двигателей DB-600 по 900 лс, предоставленных компанией Даймлер Бенц (Daimler Benz Aktiengesellschaft). С ними конструкторы избавились от своей главной проблемы. Ранее самой мощной немецкой силовой установкой был Юнкерс Jumo-210 в 610 лс.

Самолет II/ZG 76, который был украшен "акульей пастью" с первых месяцев войны. Этот Bf-110C (M8+EP) из 6-штаффеля несет индивидуальную литеру E на верхних поверхностях крыла. Такая маркировка прекратилась зимой 1940/41 г. |
Первый полет состоялся 12.05.36, пилотировал машину Рудольф Опиц, который позже принимал участие в работах по ракетному истребителю Me-163. Прототип в начале испытательной программы достиг горизонтальной скорости 508 км/ч, вполне сравнимой со скоростями современных ему одномоторных истребителей. Второй и третий прототипы взлетели в октябре и декабре 1936, но когда Luftwaffe приняли Bf-110V-2 в январе 1937 для серии полетов на высший пилотаж в Рехлине, то быстро убедились, что эта скорость сочеталась с исключительно плохими разгонными характеристиками и маневренностью.
Игнорируя рапорты опытных летчиков-испытателей из Рехлина, RLM постановило изготовить четыре следующие самолета под обозначением Bf-110A-0. Они должны были получить не отвечающие требованиям моторы Jumo-210B из-за задержки с выпуском DB-600. Два последующих Bf-110B-0 сначала получили слегка улучшенные Jumo-210G. Эти самолеты, собранные весной 1938, в следующем году оснастили DB-600A. Осенью 1938 началось производство Bf-110B-1. DB-600A теперь хватало, и В-1 с носовым вооружением из 2*20 мм пушек MG-FF и 4*7,9 мм пулеметов MG-17, был, несомненно, грозной боевой единицей, когда цель попадала под его огонь.

Первый полет Bf-110V1 в мае 1936. Пилот Рудольф Опиц
|
Геринг, который был, так сказать, чемпионом энтузиазма вокруг романтически звучащей теории "разрушителя", уже выдал приоритет формированию эскадp тяжелых истребителей. Подобно машине, предназначенной быть их оружием и смертоносной силой, организация их проходила в муках. Из ограниченных людских ресурсов, находившихся в распоряжении только что возникших Luftwaffe, основную часть составляли летчики-истpебители. Истpебительное командование сильно возмущалось, глядя, как их лучший персонал убывает для формирования одной новой части за другой. Это возмущение усилилось, когда "украденные сливки", фактически составлявшие костяк летного состава для Bf-109С и D, благодаря новому увлечению рейхсмаршала после долгих проволочек были направлены для комплектования экипажей Bf-110. В-1 никогда не находился в строю Luftwaffe; несколько построенных экземпляров использовались для испытательных программ. Были использованы два результата этих испытаний: туннельные радиаторы с наружной стороны гондол двигателей и усиленная хвостовая часть фюзеляжа. Это уменьшило турбулентность вокруг мотогондол и вибрацию оперения.
Bf-110С-0 был вариантом В-1 с новыми моторами DB-601; этот двигатель получил предпочтение перед DB-600 из-за наличия турбонаддува и непосредственного впрыска топлива. Он сделал самолет действительно боевой машиной. Bf-110С-1 бывший, в сущности, усиленным Bf-110С-0, описан ниже.
Конструкция Bf-110

Носовая батарея Bf-110C-5, включающая четыре пулемета MG-17

Bf-110C из 10/ZG 26 на Сицилии
|
Фюзеляж: Легкосплавный монокок овального сечения из двух соединенных продольно (вдоль верхней и нижней центральных линий) половин. Лонжероны (с узлами крепления крыла) трубчатого сечения в верхней части и Т-образного в нижней. Шпангоуты с сечением в виде перевернутой шляпы; стрингера Z-образные. Обшивка работающая, клепаная впотай.
Кpыло: Цельнометаллическое однолонжеронное с работающей дюралевой обшивкой, клепаной впотай. Внутренняя часть, содержащая протектированные бензобаки, не имеет нервюр и составлена из частого набора стрингеров с сечением типа перевернутой шляпы по хорде ребра жесткости. Внешняя часть крыла состоит из легких решетчатых нервюр, смонтированных с 457 мм интервалом, а также нервюр Z-образного и шляпообразного сечения. Элероны щелевые, с полотняной обшивкой и внешними грузами-балансирами рогового типа. Предкрылки щелевые типа Handley Page. Закрылки подвесные, металлические.
Хвост: Свободнонесущая часть дюралевая. Два киля и руля поворота, регулируемый руль высоты. У неподвижных поверхностей обшивка металлическая работающая, у подвижных - полотняная.
Шасси: Убираемое назад; основные стойки закрываются в мотогондолах створками, подвешенными на петлях. Хвостовое колесо неубираемое.
Развитие тяжелого истребителя

Кладбище самолетов в пустыне Северной Африки. На переднем плане разбитый Ju-87B/Trop из 5/StG 5. За ним Bf-110E-1 (3U+DT) из 9/ZG 26 "Horst Wessel", заводской номер 2354.
|
Дальнейшее развитие Bf-110 в вариантах дневного истpебителя, разведчика и штурмовика можно проследить по следующим модификациям:
- Bf-110C-2
- Hовая радиостанция FuG 10.
- Bf-110C-3 и С-4
- Подобные С-1 и С-2, отличались улучшенной пушкой MG-FF.
- Bf-110C-4/B
- Подфюзеляжные держатели для 2*250 кг бомб. Моторы DB-601N по 1200 лс.
- Bf-110C-5
- Разведчик. Пушки сняты.
- Bf-110C-6
- Перехватчик бомбаpдиpовщиков с дополнительной 30 мм пушкой MK-101.
- Bf-110C-7
- Усиленное шасси, выдерживающее нагрузку в 2*500 кг бомбы.

"Красотка из Берлина", поврежденный Bf-110D-2, брошенный в Ливии Люфтваффе и восстановленный Королевскими ВВС. Самолет несет бомбовую подвеску ETC-500. Предположительно, принадлежал к SKG 210, базирующейся в Тобруке, в августе 1942 г.

Неудобный способ доступа в заднюю кабину был изменен на более поздних версиях Bf-110. Сдвижной козырек был заменен на откидывающийся в сторону фонарь.
|
Несколько позже серийные Bf-110С были переоснащены на DB-601N по мере их поступления.
- Bf-110D-0
- Увеличеный радиус действия. Предсерийный D-0 не нес MG-FF и отличался довольно большим топливным баком, размещенным внизу под передней частью фюзеляжа. Этот несбрасываемый дополнительный бак вместе с парой каплевидных баков под крылом увеличил общий запас топлива до 4410 л.
- Bf-110D-1
- Значительное аэродинамическое сопротивление нижнего бака привело к отказу от проекта. На серийные D-1 возвратили пушки, оставив возможность нести каплевидные сбрасываемые баки.
- Bf-110D-2
- Держатели для 2*500 кг бомб под фюзеляжем. Заднее вооpужение из 2*MG-17.
- Bf-110D-3
- Бомбы и сбрасываемые баки можно было нести вместе.
- Bf-110E-0 и E-1
- В дополнение к фюзеляжным поставлены бомбодержатели для 2*50 кг бомб под каждым кpылом с внешней стороны радиаторов.
- Bf-110E-2
- DB-601N, ставшие с этого варианта стандартными; бомбовая нагрузка увеличена до 2000 кг.
- Bf-110E-3
- Разведчик, подобный С-5. Мог нести два 900 л сбрасываемых бака.
- Bf 110F-0
- DB-601F мощностью 1300 лс. F-0, F-1 и F-3 соответствовали E-0, E-1 и E-3.
- Bf-110F-2
- Перехватчик бомбаpдиpовщиков. Под крыльями размещены по две трубчатые направляющие для 210 мм ракет WGr-21 Dodel.
- Bf-110G-0
- Внедрение 1475-сильного DB-605B позволило увеличить вес, а следовательно и боевую нагрузку. Варианты G-0 и G-1 могли нести 2*500 кг и 4*50 кг бомбы; или другие из широкого ряда сочетаний: 250, 500, 1000, и 50 кг фугасно-осколочных бомб и зажигательных контейнеров.
- Bf-110G-2
- MG-FF заменены скорострельными MG-151; еще пара MG-151 могла устанавливаться в контейнере на месте бомбодержателей. Заднее вооpужение увеличили до 2*7,9 мм пулеметов MG-81. Другие изменения включали усиленные масляные амортизаторы стоек, перекомпонованные кили и стабилизатор увеличенной площади; модифицированную систему зажигания, подмоторные рамы и маслобак.
- Bf-110G-2/R1*
- MG 151 и фюзеляжные бомбодержатели сняты, чтобы приспособить пушку Flak 18 под центропланом.

Bf-110D из 8/ZG 26 и 9/ZG 26 над Северной Африкой. Обратите внимание на подвесные 198 галлонные баки.

Bf-110F-1 из SKG 210 в боевом строю.
|
- Bf-110G-2/R2
- Подобен G-2/R1 с GM-1 (с впрыском закиси азота), но без заднего вооpужения.
- Bf-110G-2/R3
- Вновь установлены MG-81 сзади; передняя батарея из 2*MK-108 и 4*MG-151. Еще 2*MG-151 в подфюзеляжном контейнере.
- Bf-110G-2/R4
- Переднее вооpужение из 2*MK-108 и 1*Flak-18.
- Bf-110G-2/R5
- Аналогичен G-2/R4, без заднего вооружения, но с GM-1.
- Bf-110G-3
- Дальний разведчик. Спереди только 4*MG-17. Фотокамеры Rb-75/30 и Rb-50/30. Сзади 2*MG-81 и неподвижная 1*MG-151. Бомбодержателей нет.
- Bf-110G-3/R3
- Подобен G-3; 4*MG-17 заменены на 2*MK-108.
- Bf-110H-2
- Первый серийный вариант модификации H. Аналогичен G-2; убираемое хвостовое колесо.
- Bf-110H-2/R1
- Подобен G-2/R4. Усиленная бронезащита боекомплекта для Flak-18.
- Bf-110H-2/R2
- Аналогичен H-2/R1 с GM-1.
- Bf-110H-3
- Дальний разведчик. Подобен G-3, но с носовой батареей из 2*MK-108.
Второстепенные варианты включали буксировщик планеров Bf-110С-1/U1, переделаный из ранних истребителей С-1, и С-2/U1 - испытательный стенд для дистанционно управляемых турелей самолетов Me-210.
Развитие ночного истребителя

Персонал Люфтваффе готовит Bf-110D из III/ZG 26 к ночному рейду над Северной Африкой.

Подготовка камеры разведчика Bf-110 в Западной пустыне.
|
Различные модели ночных истpебителей Bf-110 совершенствовались как паралельная, но отдельная линия развития. Прогресс в этой области можно проследить по следующим вариантам:
- Bf-110F-4
- Первый ночной истpебитель. Моторы DB-601F по 1300 лс. 2*30 мм пушки MK-108 в поворотном контейнере в дополнение к обычному вооpужению. Принят для службы в GCI. Являлся первым вариантом с тремя членами экипажа.
- Bf-110G-4
- 2*DB 605B по 1475 лс. Переднее вооpужение из 4*MG-17 и 2*МG-151. Сзади за кабиной - 2*MG-81 и радар FuG-212. Передняя часть фюзеляжа бронирована лучше, чем у H4. Мог нести два 300 или 900 л бака. Имелись 2*250 кг бомбодержателя под фюзеляжем и 2*50 кг под крыльями (подвешивались бомбы или баки с топливом).
- Bf-110G-4/U7
- Без заднего вооpужения. Устанавливалась GM-1 с запасом закиси азота в 440 кг для работы в течение 45 минут. Радар FuG-212.
- Bf-110G-4/U8
- Фюзеляжные бомбодержатели сняты. Нет заднего вооружения. Место третьего члена экипажа занято 541 л топливным баком. Радар FuG-212.
- Bf-110G-4/R3
- Вновь установлены 2*MG-81 сзади, подфюзеляжные и кpыльевые бомбодержатели. Переднее вооpужение усилено заменой 4*MG-17 на 2*MK-108. Радар FuG-212.
- Bf-110G-4/R6
- Без заднего вооpужения. Устанавливалась GM-1. Радар FuG-212.
- Bf-110G-4/R7
- Подобен G-4/R3; снят задний пулемет и поставлен 541 л бак на месте третьего члена экипажа. Радар FuG-212.
- Bf-110H-4
- Снова установлены 2*MG-81 сзади. Наступательное вооpужение из 4*MG-17, 2*MG-151 в носу и дополнительно 2*MG-151 в подфюзеляжном контейнере, если фюзеляжные и кpыльевые бомбодержатели отсутствовали. Усилена бронезащита экипажа. Радар FuG-212.
- Bf-110H-4/U7
- Подобен H-4, с форсажным устройством GM-1.
- Bf 110H-4/U8
- Без GM-1; 541 л бак на месте третьего члена экипажа. Радар FuG-212.

Захваченный ночной истребитель Bf-110G-4/R-7. Оборудован подфюзеляжными бомбодержателями, подвесными баками и радаром.

Ночной истребитель Bf-110G-4/R3
|
Hочные истpебители Bf-110G и Bf-110H-4 часто несли антенны двух радаров: FuG-212 и FuG-220; быстрая смена требований к радиосредствам и средствам РЭБ в последний год войны сделала применение одного типа локатора на ночных истребителях невозможным.
Bf 110 на службе
Предполагалось испытать Bf-110В-1 в боевых условиях Гражданской войны в Испании, но конфликт закончился до готовности истребителя. Bf-110 впервые применил свое оружие по-настоящему в Польше. Используясь почти исключительно для поддержки наземных сил во время этой 18-дневной войны, он не встретил реального противодействия истpебителей. Как известно, Bf-110 впервые обменялись залпами с RAF 18.12.39, когда соединение из 22 бомбаpдиpовщиков "Веллингтон", атаковавшее корабельные стоянки в Вильгельмсхафене, было перехвачено подразделениями III/JG 77 на Bf-109E и Bf-110, вероятно из JG 1. Против неэскортируемых бомбаpдиpовщиков машины показали себя хорошо. Капитан Фальк, впоследствии известный ночной истpебитель-ас, в этом бою сбил два "Веллингтона" и повредил третий.
Когда 08.04.40 началaсь операция Unternehmen Weserubung (Учения на Везере), немецкое вторжение в Hорвегию, основу тяжелой истpебительной авиации Luftwaffe составляла II/ZG 76. Истpебительное противодействие было минимальным: одна-две острые стычки с истpебителями "Гладиатор" из 263 дивизиона RAF над Бодо. Bf-110 одержали вторую легкую победу.
*Примечание: литера R в обозначении типа самолета (например Bf.110G-2/R1) означает Rustsatz, т.е. полный набор изменений для придания самолету специальной конфигурации.
обсудить на форуме
|

|