Do-17, Do-215 ч.1 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Do-17, Do-215 ч.1 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Дорнье, Dornier, Do-17, До-17, Do.17, Люфтваффе, Luftwaffe, средний бомбардировщик, разведчик, двухмоторный, война

Дорнье, Dornier, Do-17, До-17, Do.17, Люфтваффе, Luftwaffe, средний бомбардировщик, разведчик, двухмоторный, война

J. Richard Smith, серия Aircraft profile № 164, 1967 год.
Перевод с английского Д.Доброзракова

Рождение

Основным серийным вариантом Дорнье Do-17 был Do-17Z. Изображенный на снимке самолет воевал в составе 3 Гешвадера в Битве за Британию
Основным серийным вариантом Дорнье Do-17 был Do-17Z. Изображенный на снимке самолет воевал в составе эскадры KG3 во время Битвы за Англию. "Блиц Гешвадер" был впоследствии перевооружен на Ju.88A в начале 1941 г.

Дорнье Do-17, хотя и не строился в таких количествах как He.111 или Ju.88, был однако одним из наиболее многочисленных типов бомбардировщиков, затмивших чистые небеса над Англией в последние месяцы лета 1940 года. В конце 1942 г его вывели из первой линии, но как один из трех основных типов двухмоторных средних бомбардировщиков, с которыми Люфтваффе провели молниеносные операции первых двух лет войны, Do-17 занял место в истории авиации в качестве одного из видов "оружия блицкрига".

"Летающий карандаш", как прозвали этот изящный высокоплан, был спроектирован в начале 1934 года как скоростной почтовый самолет для Дойче Люфтганза. Он мог перевозить шесть пассажиров и планировался к использованию на европейских экспресс-линиях. Первый (немаркированный) прототип, облетанный осенью 1934 г, представлял собой высокоплан с очень тонким фюзеляжем и одиночным килем. С двумя рядными 750-лс двигателями BMW VI самолет показал выдающиеся летные характеристики. Однако причиной отказа от самолета стал его тонкий фюзеляж из-за малой высоты которого пассажирам приходилось проделывать ряд акробатических трюков чтобы добраться до маленьких пассажирских кабин (одна в передней и одна в задней части фюзеляжа). После этого первый прототип а также Do-17 V2 и V3, которые также были построены, отправились на хранение в ангар в Левентхалле.

Прототип Do-17V-1. На этом снимке очень хорошо видно за что самолет получил прозвище "Летающий карандаш"
Прототип Do-17V-1. На этом снимке очень хорошо видно за что самолет получил прозвище "Летающий карандаш"

Скорее всего, они так и были бы позабыты, если бы не находчивость флюгкапитана Унтахта, пилота DLH, откомандированного в RLM. Унтахт установил не менее восьми рекордов скорости с 14 марта по 28 апреля 1933 года летая на He.70 V2 и, в последствии, погиб при катастрофе Ju.90 V2 (D-AIVI), разбившегося в ноябре 1938 г. под Батхерстом. Обнаружив в Левентхалле три прототипа Do-17, Унтахт испытал один из них и выдвинул предложение переделать машину в скоростной бомбардировщик.

Идея "Шнельбомбера" настолько околдовала RLM, что было заказано еще три прототипа. Они были оснащены двойными килями, что делало их более устойчивой платформой для бомбометания. Первый прототип - Do-17V4 - взлетел в 1935 г. Самолет имел такие же двигатели как и прототипы для Люфтганзы, но длина его уменьшилась с 17,71 м до 17,15 м. Do-17V5 отличался от него силовой установкой - два 770 лс двигателя Испано-Сюиза 12Y, но V6 имел такие же двигатели как V4. Do-17V7 имел турель для установки одного 7,9 мм пулемета MG-15 в верхней части фюзеляжа. Эта машина и три предыдущих прототипа интенсивно испытывались в учебных боях с современными немецкими истребителями и успех нового бомбардировщика заставил RLM разместить заказ на его серийное производство.

Дорнье Do-17E-1 "D-AOTM" с полугражданской маркировкой. Вариант E начал службу в Люфтваффе летом 1937 г.
Дорнье Do-17E-1 "D-AOTM" с полугражданской маркировкой. Вариант E начал службу в Люфтваффе летом 1937 г.
Боевые порядки Дорнье демонстрируют два вида маркировки ДО и после начала боевых действий
Боевые порядки Дорнье демонстрируют два вида маркировки до и после начала боевых действий
Боевые порядки Дорнье демонстрируют два вида маркировки до и ПОСЛЕ начала боевых действий

Сборка была начата на заводе Дорнье под Фридрихсгафеном и первая серийная модель - Do-17E-1 - сошла со сборочной линии в конце 1936 г. Do-17V9 (D-AHAK), прототип серии Е, был оборудован новым застекленным носом, мог нести 1000 кг бомбовой нагрузки и вооружение, состоящее из съемного 7,9 мм пулемета в верхней части купола, MG-15 в бортовой установке по правому борту кокпита и позицию для установки еще одного MG-15, стреляющего через сдвижной люк в полу. Do-17E-2 и E-3 были подобны E-1 а Do-17F-1, производившийся параллельно с машинами серии Е был фоторазведчиком с двумя камерами Rb 50/18 или Rb 50/30, монтировавшимися в полу.

В июле 1937 г. аэродром Дубендорф под Цюрихом был выбран для проведения Международных соревнований военных самолетов. Do-17MV1 (аналог V8), специально подготовленный для скоростных полетов и оснащенный двумя 1000 лс двигателями Даймлер-Бенц DB-600A, достиг скорости 456,9 км/ч, "показав хвост" истребителям всех прочих стран-участниц! Безусловно эта специально подготовленная машина была на 60 с лишним километров в час быстрее серийного Do-17E-1, но она активизировала продажи немецких самолетов за рубеж.

Служба, продажа и развитие

Do-17E-1 поставлялся в строевые части в середине 1937 г. и одной из первых новый самолет получила эскадра KG255 "Альпен гешвадер", базировавшаяся в Меммингене. В начале 1938 г несколько Do-17E-1 были отправлены в Испанию для фронтовых испытаний в эскадрилье Боевой группы 88 (Kampfgruppe 88) Легиона Кондор. Пятнадцать Do-17F-1 были также отправлены в Разведывательную эскадрилью 88 (Aufklarungstaffel 88). Благодаря своей высокой скорости оба варианта Do-17 легко уклонялись от пестрой коллекции истребителей, применявшейся Республиканскими ВВС.

Югославское правительство заказало примерно семьдесят Do-17K. Первый экспортный самолет поступил в октябре 1937 г., а в начале 1940 г началось производство лицензионных Do-17K на заводе в Кралево. С началом немецкого вторжения в апреле 1941 г Дорнье из 3-го Бомбардировочного крыла сражались до полного исчерпания боевых возможностей.
Югославское правительство заказало примерно семьдесят Do-17K. Первый экспортный самолет поступил в октябре 1937 г., а в начале 1940 г началось производство лицензионных Do-17K на заводе в Кралево. С началом немецкого вторжения в апреле 1941 г Дорнье из 3-го Бомбардировочного крыла сражались до полного исчерпания боевых возможностей.
Югославское правительство заказало примерно семьдесят Do-17K. Первый экспортный самолет поступил в октябре 1937 г., а в начале 1940 г началось производство лицензионных Do-17K на заводе в Кралево. С началом немецкого вторжения в апреле 1941 г Дорнье из 3-го Бомбардировочного крыла сражались до полного исчерпания боевых возможностей.

После успешной демонстрации Do-17MV-1 югославское правительство разместило заказ на такой же самолет, но оснащенный силовой установкой из двух 980 лс 14-цилиндровых радиальных двигателей Гном-Рон 14 No. Разведывательные версии экспортной машины получили обозначения Do-17Ka-1 и Ka-2 а бомбардировочная версия - Do-17Kb-1. Экспортные машины поставлялись с октября 1937 г. а лицензионное производство было начато на Государственном авиазаводе в Кралево в начале 1940 г.

Между тем продолжалась работа над созданием более совершенными вариантами Do-17 для использования Люфтваффе. Do-17LV1 и LV2 (также известные как V11 и V12) были оснащены двумя 900 лс 9-цилиндровыми радиальными двигателями Брамо 323А и кабиной экипажа из четырех человек. Максимальная скорость возросла до 484 км/ч, но в производство серия L так и не пошла. Следующим основным серийным вариантом стал Do-17M, который, однако, был в основном идентичен E-1 но в стандартный комплект вооружения входил теперь дополнительный MG-15 в люковой установке. Do-17MV2 и MV3 (синонимы V13 и V14) стали прототипами серии, включавшей в себя также тропический вариант, Do-17M-1/Trop. Do-17M-1/U1 мог нести надувную спасательную лодку в отсеке перед верхней стрелковой позицией.

Do-17V15, также обозначаемый PV1, стал прототипом новой серийной модификации. Этот самолет был по существу разведывательной версией М-1, оснащенной двумя 865 лс радиальными двигателями BMW 132N. Самолет пошел в серию под обозначением Do-17P-1. Он нес камеры Rb 20/30 и Rb 50/30 либо Rb 20/18 и Rb 50/18 а P-1/Trop был оснащен противопылевыми фильтрами и имел на борту комплект для выживания в пустыне. Do-17RV1 (D-AEEE) с двигателями BMW VI а, позже, RV2 (D-ATJU) с двигателями DB601 использовались для испытания различных бомбардировочных прицелов.

Дорнье Do-17MV-1, произведший сенсацию на соревнованиях в Цюрихе в июле 1937 г. был специально подготовленной скоростной машиной с моторами DB600A
Дорнье Do-17MV-1, произведший сенсацию на соревнованиях в Цюрихе в июле 1937 г. был специально подготовленной скоростной машиной с моторами DB600A
Свежесобранный Do-17P-2 на заводском аэродроме
Свежесобранный Do-17P-2 на заводском аэродроме

Опыт Испании показал, что Do-17 необходимо усиление оборонительного вооружения, особенно с нижней полусферы. Передняя честь фюзеляжа получила утолщение для размещения стрелка в лежачем положении с пулеметом MG-15, стреляющим назад. Нос был полностью застеклен панелями типа "пчелиный глаз", шире были использованы прозрачные панели в обшивке пилотской кабины. Получившийся в итоге Do-17S-0 был идентичен по планеру с Do-17M за исключением нового носа и вышел на испытания в 1938 г. На Do-17S-0 ставились 1000 лс двигатели DB600A и G, но фактически было построено только три предсерийных машины.

Следующей серийной модификацией стал Do-17U - самолет-лидер, по сути весьма сходный с серией S, оснащенный дополнительным радиооборудованием и имеющий в составе экипажа второго радиста. Пятнадцать Do-17U-0 и U-1 были построены и переданы в Подразделение ночной воздушной сигнализации 100 (Luftnachrichten Abtelung 100) в октябре 1939 г. 18 ноября 1939 г. Ln.Abt.100 было преобразовано в Боевую группу 100 (Kampfgruppe 100) и прославилось при лидировании многих ночных налетов, включая разрушение Ковентри в ноябре 1940 г.

Do-17Z

Последней и самой важной серийной моделью стал Do-17Z, выпускавшийся с начала 1939 г. В целом сходный с Do-17S-0, Do-17Z был оснащен двумя 9-цилиндровыми радиальными двигателями Брамо 323A. Предсерийный Do-17Z-0 и серийный Do-17Z-1 были идентичны, но последний был вскоре заменен на Z-2. На этой машине стояли два радиальных 1000 лс двигателя Брамо 232P с двухступенчатыми нагнетателями. Оборонительное вооружение было увеличено до шести 7,9 мм пулеметов MG-15: один неподвижный и один подвижный впереди, один стреляющий назад в верхней части фюзеляжа, один стреляющий назад в нижней точке и два смонтированные в окнах по бортам. Максимальная бомбовая нагрузка не изменилась - 1000 кг. Экипаж составлял пять человек.

Два снимка самолета и пилотов 3(F)/10 "Танненберг" в Польше. К началу кампании в сентябре 1939 г 23 разведывательных штаффеля летали на Do-17, в основном на варианте P, показанном на снимках
Два снимка самолета и пилотов 3(F)/10 "Танненберг" в Польше. К началу кампании в сентябре 1939 г 23 разведывательных штаффеля летали на Do-17, в основном на варианте P, показанном на снимках
Два снимка самолета и пилотов 3(F)/10 "Танненберг" в Польше. К началу кампании в сентябре 1939 г 23 разведывательных штаффеля летали на Do-17, в основном на варианте P, показанном на снимках

Произведенный в количестве двадцати двух единиц Do-17Z-3 был дальним разведчиком с двумя камерами Rb 20/30, смонтированными во входном люке. Do-17Z-4 был учебным самолетом с двойным управлением а Z-5 был таким же, но оборудованным надувными секциями непотопляемости и дополнительным оборудованием для выживания.

Вскоре после первых ночных налетов RAF на Германию и образования ночных истребительных подразделений Люфтваффе был выпущен вариант ночного истребителя на базе Do-17. Носовая секция Do-17Z-3 была заменена соответствующей секцией от Ju.88C-1. Передняя часть Юнкерса была почти идентичной по конфигурации стыковочного узла с передней частью Do-17. Она имела три 7,9 мм пулемета MG-17 и 20 мм пушку MG-FF. Эта модификация была названа Do-17Z-6 "Каус I" ("Сипуха I"), но подобное скрещивание двух самолетов оказалось не особенно удачным. После этого был разработан второй вариант истребителя с полностью перепроектированной носовой частью. Новая машина, обозначенная Do-17Z-10 "Каус II", имела на вооружении четыре MG-17 в верхней части носового обтекателя и две пушки MG-FF в нижней его части. Казенники пушек заходили в кабину экипажа, что делало возможной их ручную перезарядку в полете. Обстрел задней полусферы осуществлялся с помощью 7,9 мм пулемета MG-15. Кроме того, Do-17Z-10 был оборудован специальным ИК-прожектором, известным как "Spanner Anlage". Он использовался вместе с экраном отображения обстановки "Q-Rohr" и стандартным прицелом Revi C 12/D. "Spanner Anlage" обладал излишней чувствительностью, выдавал множество отметок других целей помимо вражеских бомбардировщиков и вскоре был заменен ранней версией радара Лихтенштейн SN2. Было собрано только девять Do-17Z-10 и все они были поставлены в группу ночных истребителей I./NJG2 в конце 1940 г. Они оказались хуже уже находящихся на вооружении группы Ju.88C и вскоре были заменены истребителями Юнкерса.

Вторая Мировая

Do-17P-1 из 3(F)/AufklG10 прогревает моторы перед взлетом. Польская кампания, сентябрь 1939 г.
Do-17P-1 из 3(F)/AufklG10 прогревает моторы перед взлетом. Польская кампания, сентябрь 1939 г.

Люфтваффе вступили в войну в сентябре 1939 г имея следующие части, вооруженные Do-17:

7. и 8.(F)/LG2 3.(F)/10
2.,3. и 4.(F)/11 4.(F)/14
3.(F)/31 1.(F)/120
1., 2. 3. и 4.(F)/121 1., 2. и 3.(F)/122
1., 2. и 3.(F)/123 1.(F)/124
1., 2. и 3.(F)/22 штаб, I. и II./KG2
штаб, II. и III./KG3 штаб, I. и III./KG76
штаб I., II. и III./KG77  

Разведывательные подразделения были укомплектованы Do-17P а боевые группы - вариантами Do-17M и Z вперемежку. Кроме этого, штабные секции некоторых групп пикирующих бомбардировщиков имели на вооружении Do-17M. Четыре перечисленных выше группы сыграли очень важную роль при вторжении в Польшу, где использовались в качестве пикирующих бомбардировщиков для поддержки наземных частей Вермахта. Стратегические бомбардировки были оставлены на долю He.111 из KG1 и KG4, к которым позже присоединилась KG27.

"Вы забыли свой бинокль!" Do-17P из ночного разведывательного штаффеля 1(F)/Nacht
"Вы забыли свой бинокль!" Do-17P из ночного разведывательного штаффеля 1(F)/Nacht

1 сентября 1939 г I и III./KG76 и KG77 получили цели в северо-западной части Польши, включая Лодзь, Радом, Тормашов, Кельце и Ченстохов. I и II./KG2 а также II и III./KG3 в составе Люфтфлотте I должны были атаковать цели на севере Польши, включая Плоцк, Лиду и Бяла-Подляску. KG77 в последствии сыграл столь большую роль в уничтожении Варшавы 25 сентября 1939 г., когда совместно с подразделениями на He.111 участвовал в длительной бомбардировке города.

Исключая несколько спорадических разведывательных операций над Западным фронтом во время "Странной войны" Люфтваффе никак себя не проявляли вплоть до вторжения в Норвегию и Данию 9 апреля 1940 г. Единственным подразделением "Летающих карандашей", принявшим участие в боевых действиях стал 1.(F)/120, базирововшийся на Любек/Бланкензее укомплектованный Do-17P-1. Пополненный за счет 1.(F)/122, гешвадер в одиночку осушествлял дальнюю авиаразведку в интересах ударных частей Люфтваффе, действуя из Ставангера/Солы с 10 апреля.

10 мая 1940 г Люфтваффе начали полномасштабное воздушное наступление на Францию и соседние с ней страны, обеспечивая удар трех наземных групп армий. Части Do-17 (перечисленные ниже в Таблице II) наносили удары по союзническим коммуникациям и аэродромам, успешно уничтожив множество самолетов, не успевших подняться в воздух. Железные дороги и базы л'Арме де л'Ар в Дижоне, Лионе, Менце, Нанси и Ромилли были тяжело повреждены а голландские и бельгийские ВВС почти полностью уничтожены. Мощнейшая бомбардировка Роттердама KG54 и частями на He.111 а также угроза подобного удара по Утрехту привела к капитуляции Голландии 15 мая 1940 г. 18 мая Вермахт вышел к Сомме и Люфтваффе получили задачу на действия по железнодорожным коммуникациям для предотвращения подвоза союзниками подкреплений.

Do-17Z, бортовой "L2+KR", на кладбище самолетов в Ставангер-Сола, Норвегия, в 1941 г. Самолет выполнял тренировочные полеты на дальнюю разведку в учебном подразделении LG2
Do-17Z, бортовой "L2+KR", на кладбище самолетов в Ставангер-Сола, Норвегия, в 1941 г. Самолет выполнял тренировочные полеты на дальнюю разведку в учебном подразделении LG2

К концу мая немецкие войска вышли на подступы к Дюнкерку из порта которого пытался эвакуироваться английский Экспедиционный корпус. Несмотря на сильные бомбардировки, британским войскам удалось завершить эвакуацию к 4 июня а к концу месяца Франция капитулировала.

Битва за Британию

С конца июня до начала июля 1940 г Люфтваффе проводили перегруппировку сил и готовились к воздушному наступлению на Британские острова. KG2, KG3, I и III./KG76 продолжали летать на Do-17Z, как и присоединившаяся к ним вновь сформированная KGr.606. II./KG76 и KG77 были переучены на Ju.88A-1, впрочем к началу 1941 года оставшиеся группы KG76, I и III./KG3 также получили машины Юнкерса.

Дальше...

Форумобсудить на форуме
 

Дорнье, Dornier, Do-17, До-17, Do.17, Люфтваффе, Luftwaffe, средний бомбардировщик, разведчик, двухмоторный, война
Дорнье, Dornier, Do-17, До-17, Do.17, Люфтваффе, Luftwaffe, средний бомбардировщик, разведчик, двухмоторный, война
Home pageHomeАвиацияДорнье Do-17 и Do-215Дорнье Do-17 и Do-215 ч.1, 2, камуфляж 1, 2, 3 Дорнье, Dornier, Do-17, До-17, Do.17, Люфтваффе, Luftwaffe, средний бомбардировщик, разведчик, двухмоторный, война