|
Пилот и стрелок в кабине Do-17 первых выпусков
Офицер и три фельдфебеля Люфтваффе осматривают пробоину от польской зенитки в плоскости Дорнье |
Первая фаза операции "Морской лев" предусматривала очистку Английского канала от британского судоходства. Полковник Финк, командир эскадры KG2, базирующейся в Аррасе, был назначен ответственным за этот этап операции. В его распоряжении помимо KG2 находились две группы Штук и две эскадры истребителей (JG26 и JG53). Первая атака кораблей была проведена 10 июля 1940 г, когда двадцать Do-17Z-2 бомбили конвой возле Дувра. 15 июля пятнадцать машин из KG2 атаковали конвой в проливе, но были перехвачены и отогнаны Харрикейнами из 56-го и 151-го дивизионов RAF.
Атаки кораблей продолжались до начала августа, когда Люфтваффе переключили свое внимание на радарные установки и прибрежные аэродромы. 12 августа RG2 атаковала базу Менстон в Кенте, сбросив на нее 150 бомб и выведя аэродром из строя на день. На следующий день две группы общей численностью семьдесят четыре Do-17Z эскадры KG2 из Камбре и Сен-Легера нанесли удар по Истчерчу и Шернессу соответственно. Первая группа, ведомая лично полковником Финком нанесла серьезные повреждения базе в Истчерче, уничтожив пять Бленхеймов из 35-го дивизиона. На обратном пути группу перехватили Харрикейны 11-го и 151-го дивизионов и сбили четыре машины, повредив при этом еще четыре. Вторая группа была перехвачена Спитфайрами 74-го дивизиона над Уайтстейблом и своей цели достичь не смогла.
В середине дня 15 августа 1940 г три группы KG3 под командованием полковника Вольфганга фон Шамье-Глищински взлетели из Антверпена, Дерна и Сен-Тронда для атаки авиабаз и авиазаводов к югу от Темзы. Бомбардировщики KG3 сопровождал мощный эскорт Bf.109 из JG26, JG51, JG52 и JG54 который помог им преодолеть заслон истребителей RAF. III./KG3 под командованием гауптмана Ратманна нанес удар по Истчерчу, штабное звено и II./KG3 под командованием гауптмана Пилгера атаковало Рочестер. Точный бомбовый удар, уничтоживший склад комплектующих на заводе фирмы Шорт, привел к серьезному замедлению выпуска нового бомбардировщика Шорт Стирлинг.
Do-17Z-1 первых выпусков
Только что выпущенный Do-17Z-0 на заводском аэродроме. Модификация Z появилась в 1939 г и широко применялась первые два года войны |
18 августа две группы Do-17, плотно прикрытые Bf.109, атаковали и серьезно повредили аэродром в Кенли, уничтожив при этом четыре Харрикейна и Бленхейм. Около часа дня Ju.88A-1 из II./KG76 и Do-17Z-2 из 9./KG76 нанесли удар по Биггин-Хилл. План атаки предписывал Ju.88 бомбить с большой высоты а Do-17 выходить на цель на бреющем, на высоте 30 метров. Ju.88 в точку сбора не пришли и Do-17 вынуждены были атаковать одни. Два из них, включая ведущую машину обер-лейтенанта Ламберти с командиром штаффеля гауптманом Ротом на борту, были атакованы и сбиты истребителями 32-го и 610-го дивизионов, взлетевшими с Биггин-Хилл. Из остальных семи машин штаффеля две разбились в Канале (экипажи были спасены), три сели на вынужденную во Франции и две благополучно вернулись на базу. Пилот одной из них был убит над Биггин-Хиллом и самолет привел на базу в Кормелль-эн-Вексин бортмеханик обер-фельдфебель Илльг. Он посадил машину по всем правилам, с выпуском шасси. За этот подвиг Илльг был награжден Рыцарским крестом а неделей позже сбит над Лондоном и попал в плен.
26 августа 1940 г объединенная группа Do-17Z-2 из KG2 и KG3 пересекла Канал, направляясь к целям в Норт Валиде и Хорнчерче. Они были перехвачены не менее, чем десятью дивизионами RAF и вынуждены были вернуться все, за исключением штаффеля, бомбившего Дебден. Пятью днями позже группа Do-17 из KG2 нанесла удар по Хорнчерчу, но при этом потеряла четыре машины. Последние три ночи августа KGr.606 совместно с четырнадцатью другими подразделениями проводила ночные рейды в район Ливерпуля-Биркенхида.
Возможно, это самый известный снимок Дорнье, сбитого в ходе Битвы за Британию. Он много публиковался и не всегда с правильными подписями. На самом деле это Do-17Z-2 из 9/KG76 обер-лейтенанта Ламбрети, разбившийся под Биггин-Хиллом в 13:35 18 августа 1940 г. На борту также был командир штаффеля гауптман Рот. Оба "рухнули вместе с самолетом" и остались живы, но получили очень серьезные травмы. Гауптман Петерс и обер-фельдфебель Гейер выпрыгнули с парашютами с высоты 45 м и также получили сильные травмы. Фельдфебель Эберхард прыгал с верхней части фюзеляжа, его парашют полностью раскрылся и он отделался царапинами. |
5 сентября Do-17 KG2 и KG3 совместно с He.111 KG26 и KG53 атаковали и сожгли нефтехранилища в Темзхевене. С 7 сентября Люфтваффе решило перенести удар на Лондон. При попытке бомбить город 15 сентября II./KG3 потеряла несколько машин, сбитых Харрикейнами 504-го дивизиона RAF.
В начале октября Люфтваффе начало сокращать дневные налеты на Англию, переходя по приказу Геринга к ночным операциям.
Вариант Do-215
Вследствие интереса, проявленного к бомбардировщику другими странами, в частности Югославией, Do-17Z-0 (D-AIIB) был переделан в Do-215V1. Do-215V1 практически не отличался от Do-17Z, но предназначался для экспорта. Do-215V2 также был переделан из Z-0, но отличался от него радиальными двигателями Гном-Рон 14 No. Эти двигатели не давали существенного улучшения характеристик, по сравнению с производимым по заказу югославского правительства Do-17K, и тогда следующую машину оснастили рядными двигателями Даймлер-Бенц DB601 по 1075 лс. Характеристики машины резко улучшились, после чего Швеция и Югославия заказали именно этот самолет, обозначенный Do-215A-1.
Два Do-17Z над нефтезаводами в Бектоне во время дневного налета на Лондон 7 сентября 1940 г. Судя по белой полосе на крыле самолеты принадлежат I группе KG76. Временная маркировка в виде белой полосы была знаком I группы. |
Производство экспортного Do-215A-1 началось в августе 1939, но машины были конфискованы Люфтваффе и к заказчикам не попали. Самолеты в процессе сборки были модифицированы до стандартов Люфтваффе, приняты на вооружение как Do-215B-0 а параллельно начата проработка серийной версии Do-215B-1. Do-215B-1 классифицировался как разведывательный бомбардировщик, оснащенный тремя камерами и способный нести бомбовую нагрузку в 1000 кг. B-2 был уже чистым разведчиком, без оборудования для подвески бомб а B-3 разрабатывался как экспортный вариант для России. Do-215B-4 почти не отличался от B-1, но оборудовался другими типами камер - Rb 20/30 и Rb 50/30.
Первым подразделением, получившим новый самолет стала Разведывательная группа командования Люфтваффе (Aufklarunsgruppe Oberbefehlshaber der Luftwaffe), три штаффеля которой получили небольшое количество Do-215 весной 1940 г. Разведывательный штаффель "Рихтхофен" 1.(F)/124 был укомплектован новыми машинами в мае 1940 г, но все прочие разведывательные подразделения не видели новых машин до конца 1941 г, когда ночной разведывательный штаффель в России сменил на них свои Do-17. Кроме этого только одно разведподразделение было укомплектовано этими машинами (как бомбардировщик Do-215 никогда не использовался) - 1.(F)/100 на русском фронте.
Do-17Z из 2 штаффеля KG2 "Хольцхаммер" на поле возле базы RAF в Бинбруке в 1941 г. Обратите внимание на пробоины.
|
В 1940 г были разработаны конверсии вариантов Do-215B-1 и B-4 в ночной истребитель. Do-215B-5 был очень похож на Do-17Z-10, но имел двигатели Даймлер-Бенц DB601A по 1075 лс. Большинство Do-215B-5 не строилось заново а конвертивалось из B-1 и B-4 и направлялось для боевого использования в I., III. и IV./NJG1 а также в II./NJG2.
Балканы и Россия
К январю 1941 года Do-17 остался на вооружении только в KG2, III./KG3 и KGr.606. Эти подразделения активно участвовали в ночных атаках операции "Блиц" 1940/41 гг, когда бомбардировке подверглись практически все крупные города на Британских островах. Между тем, 6 апреля 1941 г, немцы начали наступление на Грецию и Югославию. К поддержке наступающих частей вермахта были привлечены пять бомбардировочных групп: I, II и III./KG2 на Do-17Z-2, III./KG3 на Do-17Z-2 и II./KG26 на He.111. Люфтваффе начали с массированной бомбардировки Белграда, затем переключились на покорение Греции. В Югославии сложилась довольно необычная ситуация, когда обе стороны летали на Do-17 - Люфтваффе использовали модификацию Z а югославские ВВС - модификацию K. На вооружении 3-го Бомбардировочного крыла стояло около семидесяти машин Do-17K, но большинство из инх было потеряно во время первых налетов. Уцелевшие машины бомбили Софию и другие цели на территории Болгарии и наносили дезорганизующие удары по скоплениям немецких войск. После капитуляции Югославии 17 апреля 1941 г все оставшиеся в строю машины за исключением перелетевших в Египет были переданы ВВС прогерманской Хорватии.
Один из немногих Дорнье, применявшихся на африканском ТВД. Этот Do-17Z из 10/ZG26 "Хорст Вессель" был захвачен поврежденным на базе Кастел-Бенито в 1941 г. На носу - "руны", эмблема Эскадры тяжелых истребителей 26 |
Немецкие войска быстро разгромили героическую но небольшую греческую армию, пытавшуюся вместе с малочисленным британским контингентом защитить свою страну и к 27 апреля Афины были захвачены. Теперь только Крит оставался препятствием на пути к полному контролю над Балканами, в результате сразу же началось планирование операции по его захвату. План операции "Меркурий" включал высадку десанта с использованием не менее 530 Ju.52/3m и 100 планеров DFS-230. Первый удар по укреплениям острова и британскому флоту наносили Do-17Z из KG2, He.111 из II./KG26 и Ju.87B из St.G2. Операция проходила сложно, стоила немалых жертв но завершилась успешно.
Еще до завершения критской операции части Люфтваффе начали переводиться с Балкан и из Франции с целью их концентрации против России. Знаменитая операция "Барбаросса", вторжение силами трех групп армий и четырех воздушных флотов, должна была начаться в 3:00 в субботу 22 июня 1941 г. Перед началом наступления проводилась широкомасштабная разведка дислокации войск и оборонительных сооружений советских войск, осуществляемая секретным Коммандо Ровель (обозначение разведгруппы командования Люфтваффе) имевшей на вооружении Do-215B-2 и He.111. Она действовала совместно с специальным испытательным штаффелем DVL, укомплектованным Ju.88B-0 и высотными разведчиками Ju.86P-2.
Do-17Z из KG2 сыграли большую роль во время вторжения на Балканы весной 1941 г. На носу машины несут косую полосу - отличительный знак KG2. Верхний снимок сделан в Болгарии.
15 штаффель KG53 был укомплектован хорватскими экипажами. Обратите внимание на эмблему усташей на носу самолета. Do-17Z во время зимней кампании в России.
Do-17Z использовался в качестве платформы при испытании двигателя доктора Евгения Зандера для сверхзвуковых скоростей |
На момент вторжения Do-17 еще находился на вооружении KG2, III./KG3, 2.(F)/11 и ночного разведывательного штаффеля, но к августу 1941 года эти машины исчезли из первой линии. Самая известная из летавши на Do-17 эскадра - KG2 - была переведена на Восточный фронт в конце июля 1941 года, но уже к концу августа полностью пересела на новый Do-217E.
Последней частью, летавшей на "Летающих карандашах" стали три ночных разведывательных штаффеля с Восточного фронта, имевшие на вооружении небольшое количество Do-17 и Do-215 до начала 1943 г. Еще одна часть - 15.(Хорватский) штаффель KG53 использовал Do-17Z до конца 1942 г.
Таблица I. Количество Do-17 на 2 декабря 1939 г
Назначение |
Тип |
Кол-во, общее (в строю) |
Дальняя разведка |
Do-17F-1 |
12 (8) |
Do-17P-1 |
75 (54) |
Do-17RV1 и RV2 |
2 (2)* |
Do-17S-0 |
3 (3)* |
Do-17Z-3 |
6 (5) |
Бомбардировщики |
Do-17Z-1 и Z-2 |
346 (265) |
Пикирующие бомбардировщики |
Do-17M-1 |
10 (2) |
Do-17P-1 |
8 (7) |
Ближняя разведка |
Do-17M-1 |
28 (26) |
|
* Странно, что эти самолеты перечислены как стоящие на вооружении. Очевидно в таблицу включены самолеты из испытательных подразделений.
Таблица II. Количество Do-17 на 11 мая 1940 г
Подразделение |
Модификация |
К-во |
Модификация |
К-во |
7.(F) штаффель /LG2 |
Do-17M |
7 (7) |
Do-17P |
12 (10) |
3.(F) штаффель /10 |
Do-17M |
4 (4) |
Do-17P |
13 (8) |
2.(F) штаффель /11 |
Do-17P |
12 (10) |
|
|
3.(F) штаффель /11 |
Do-17P |
10 (10) |
Bf.110 |
2 (2) |
4.(F) штаффель /11 |
Do-17P |
12 (7) |
Bf.110 |
1 (1) |
4.(F) штаффель /14 |
Do-17M |
5 (4) |
Do-17P |
12 (10) |
1.(F) штаффель /22 |
Do-17P |
12 (9) |
|
|
2.(F) штаффель /22 |
Do-17M |
6 (6) |
Do-17P |
11 (10) |
3.(F) штаффель /22 |
Do-17M |
7 (5) |
Do-17P |
11 (10) |
3.(F) штаффель /31 |
Do-17M |
4 (2) |
Do-17P |
12 (9) |
4.(F) штаффель /121 |
Do-17P |
9 (6) |
Ju.88 |
3 (2) |
5.(F) штаффель /122 |
Do-17P |
11 (8) |
|
|
1.(F) штаффель /123 |
Do-17P |
7 (7) |
Ju.88 |
3 (3) |
2.(F) штаффель /123 |
Do-17P |
9 (8) |
|
|
3.(F) штаффель /123 |
Do-17P |
9 (6) |
Ju.88 |
3 (3) |
1.(F) штаффель /124 |
Do-215 |
9 (3) |
|
|
1 штаффель /Aufkl.Gr.Ob.d.L. |
Do-215 |
3 (1) |
Bf.110 |
2 (2) |
|
He.111 |
7 (4) |
|
|
2. штаффель /Aufkl.Gr.Ob.d.L. |
Do-215 |
10 (6) |
|
|
разведштаффель z.b.V. |
Do-17M |
5 (4) |
He.111 |
2 (1) |
штаб, I, II, III/KG2 |
Do-17Z |
99 (68) |
|
|
штаб, I, II, III/KG3 |
Do-17Z |
105 (89) |
|
|
штаб/KG28 |
Do-17M |
3 (2) |
|
|
штаб, I, II, III/KG76 |
Do-17Z |
106 (85) |
|
|
штаб, I, II, III/KG77 |
Do-17Z |
113 (96) |
|
|
|
ТТХ
Параметр |
Do-17E-1 |
Do-17Z-2 |
Do-215B-1 |
Размах крыльев, м |
18 |
18 |
18 |
Длина, м |
16,26 |
15,86 |
15,86 |
Высота, м |
4,32 |
4,56 |
4,56 |
Площадь крыла, м2 |
55,09 |
55,09 |
55,09 |
Двигатели |
два 750 лс BMW VI 7.3 рядные, 12-цил., жидк. охл. |
два 1000 лс Bramo 323P радиал., 9-цил., возд. охл. |
два 1075 лс DB 601A рядные, 12-цил., жидк. охл. |
Вооружение |
2-3 MG-15, 7,92 мм (в 1939/40 на некоторых машинах ставилось до 5 MG-15) |
4-8 MG-15, 7,92 мм |
4 MG-15, 7,92 мм |
Бомбовая нагрузка, кг |
1000 |
1000 |
1000 плюс 3 фотокамеры |
Вес, кг: пустой взлетный максимальный |
4500 6800 7040 |
5210 8542 8840 |
4740 9200 --- |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч | на высоте, м |
380 | 0 |
426 | 5000 |
470 | 5000 |
Крейсерская скорость, км/ч | на высоте, м |
--- |
386 | 4330 |
415 | --- |
Посадочная скорость, км/ч |
110 |
--- |
--- |
Скорость пикирования, км/ч |
550 |
--- |
--- |
Скороподъемность, м/мин |
--- |
--- |
364 |
Потолок, м |
5500 |
8000 |
9500 |
Дальность полета, км | с нагрузкой, кг |
1592 | 800 |
1198 (2992*) |
1553 |
|
* С дополнительными баками в фюзеляже;
Чертежи
Дальше...
обсудить на форуме
|
|