Авиация в легенде и боевой работе Николая Кузнецова, ч.1 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Авиация в легенде и боевой работе Николая Кузнецова, ч.1 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

авиация, история, Кузнецов, разведка, война, агентура, спецоперация

авиация, история, Кузнецов, разведка, война, агентура, спецоперация

Осокин А., "Аэрокосмический курьер", № 4-5, 1999

НКВД, разрабатывая оперативные замыслы с использованием авиационных "элементов" в легенде-биографии Кузнецова, проявил глубокое понимание особой роли и места авиации и в жизни Советского государства, и в обществе в целом. Авиация неизменно притягивала внимание всех, а авиаторы были объектом всеобщего уважения и даже почитания.

Николай Кузнецов в советской летной формеЛегендарный разведчик Николай Кузнецов занимает совершенно особое место в истории нашей разведки и в истории Великой Отечественной войны. Это был, пожалуй, единственный наш разведчик, столь длительное время работавший в тылу врага в обличье офицера немецкой армии. Им была добыта важная стратегическая информация, серьезно повлиявшая на ход войны. Им же были совершены террористические акты против высших чинов гитлеровской оккупационной администрации и военного командования на Украине, вызвавшие смятение захватчиков и активизацию партизанской борьбы.

Биография и героические дела этого удивительного человека полны загадок и противоречий. Достаточно сказать, что, являясь с 1932 г. сотрудником госбезопасности, как это выяснилось в самое последнее время, он никогда не имел воинского звания и не являлся членом партии; работая на "Уралмаше", а затем числясь (но никогда не работая, как иногда считалось) инженером-испытателем на авиазаводе в Москве, он никогда не заканчивал технического вуза и даже не учился в нем; зная в совершенстве немецкий язык, а также владея польским, эсперанто и коми-пермяцким, никогда не обучался иностранным языкам ни на курсах, ни в институте; являясь выходцем из крестьянской семьи, он овладел манерами и знаниями, позволявшими ему быть своим в светских кругах Москвы, на посольских приемах, а также среди немецких офицеров в столице оккупированной Украины - Ровно.

Очевидно лишь одно - командование всегда поручало ему самые важные дела: уж если выяснить планы противника, то никак не меньше фронтовой операции; если разведать местонахождение важного объекта, то не менее чем ставка Гитлера, а если уничтожить какого-нибудь важного чина оккупантов, то званием - не ниже наместника, губернатора или же их заместителей.

Поэтому, когда появившиеся после выхода в 1996 г. книги П.Судоплатова "Спецоперации. Лубянка и Кремль" публикации о Н.Кузнецове (наиболее серьезной из которых является книга Теодора Гладкова "С места покушения скрылся", изданная в 1998 г.) открыли, что он не был простым уральским инженером, из любознательности изучившим в совершенстве немецкий язык и добившимся отправки в тыл врага после начала войны, а был отлично подготовленным разведчиком-профессионалом с большим стажем, стало ясно, что и до войны он занимался самыми важными делами. К их числу в нашей стране всегда относилась авиация.

Так родилась тема настоящей статьи.

Считается, что с 1934 (по некоторым публикациям, с 1935) до 1938(1939) г. Н. Кузнецов жил в Свердловске, где согласно его общеизвестной биографии работал короткое время в тресте "Свердловсклес", затем на Верх-Исетском металлургическом заводе и, наконец, на "Уралмаше" (на здании его заводоуправления установлена мемориальная доска: "Герой Советского Союза Кузнецов Николай Иванович работал на "Уралмашзаводе" в 1935 - 1936 гг.").

Широко известно, что на "Уралмаше" Кузнецов много времени проводил с работавшими там немецкими специалистами, руководившими монтажом и запуском в производство оборудования, закупленного в Германии. Поскольку в это время Кузнецов уже был секретным агентом НКВД, понятно, что тесное общение с немецкими инженерами было для него не только отличной языковой практикой.

В 1936 г. немцы, завершив свою работу в Свердловске, уезжают на родину. Летом (по отдельным публикациям, весной) 1938 г. Кузнецов начинает работать в Москве. По легенде и по документам он инженер-испытатель на авиазаводе № 22 (впервые об этом было сообщено в очерке Т.Гладкова "За три года до войны", опубликованном в № 3-4 за 1997 г. журнала российских спецслужб "СБ", а также в статье А. Хинштейна "Агент № 1" ("МК", 16 августа 1998 г.).

Этот завод Наркомата авиационной промышленности - ныне всемирно известный Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева - был и в те годы крупнейшим авиапредприятием страны. При нем имелось конструкторское бюро, которое возглавлял А.Архангельский, руководивший серийным изготовлением СБ - скоростного бомбардировщика А.Туполева, работавшего в эти годы в заключении. В 1941 г. КБ при заводе возглавил В.Петляков, который после успешных испытаний и запуска в серию пикирующего бомбардировщика Пе-2 был освобожден из заключения.

Завод был первым отечественным авиапредприятием, начавшим серийный выпуск цельнометаллических самолетов. Он имел современное оборудование и технологии, так как с 1923 по 1926 г. находился в концессии у немецкой фирмы "Юнкерс", которая вела его строительство и оснащение, причем делала это в первую очередь для Германии, так как после поражения в первой мировой войне ей запрещалось иметь военную авиацию, а СССР являлся единственной страной, интенсивно развивающей авиацию и не признающей Версальского мирного договора.

В 1926 г. действие концессии было прекращено, но на заводе еще продолжали работать немецкие специалисты, хотя их количество с каждым годом сокращалось. К концу 30-х резко возрос интерес к заводу у зарубежных разведок - СССР с учетом опыта боевого применения авиации в Испании, а затем на Халхин-Голе и в финской войне срочно совершенствовал свои боевые самолеты.

Если вспомнить волну арестов 1937 - 1938 гг., затронувшую руководство завода и некоторых главных конструкторов, можно представить себе шпиономанию и подозрительность вокруг авиазавода № 22 в предвоенные годы.

В это время молодого способного секретного агента, в совершенстве знающего немецкий язык, имеющего опыт работы на крупном заводе, в том числе опыт общения с немецкими специалистами, Николая Кузнецова переводят из свердловского областного аппарата в центральный аппарат НКВД, в управление контрразведки.

Ему присваивают псевдоним Колонист, он работает под руководством заместителя начальника контрразведки НКВД капитана госбезопасности В.Рясного (надо иметь в виду, что звание в НКВД тогда было на три ступени выше армейского), а основным местом его работы считается авиазавод № 22.

Трудно сказать, бывал ли он на заводе ежедневно или появлялся там время от времени, хотя бы для закрепления легенды. Наверное, именно ею была определена и его должность на заводе - инженер-испытатель, что позволяло ему не быть привязанным к одному рабочему месту, выезжать в командировки и т.д., якобы для проведения различных наземных и летных испытаний. Возможно, Кузнецову в этот период приходилось летать и даже прыгать с парашютом.

Паспорт Х-РТ № 652385 на имя Рудольфа ШмидтаО прыжке с парашютом упоминается в обнаруженном недавно в его деле заявлении, поступившем в НКВД от некоего Трофимова: "Очень много записок рвал после полета на парашюте, он в нескольких экземплярах на немецком языке писал о прыжке. Я спросил, он ответил, в иностранную корреспонденцию объявлю". Это заявление, орфография и пунктуация которого сохранены, написано в январе 1940 г. и начинается словами: "Прошу расследовать тщательно о Рудольфе Вильгельмовиче Шмидт, работающему в должности инженера по испытанию новых самолетов, т.к. подозреваю Шмидта, состоящего в контрразведке в иностранных государствах". В архивах госбезопасности также сохранился паспорт Р.Шмидта, который приведен в настоящей публикации. (Впервые его фотографии были опубликованы в очерке Т.Гладкова "За три года до войны", а затем в статье А. Хинштейна "Агент № 1".)

Приглядевшись к фото на паспорте, можно заметить сильное сходство Р. Шмидта с Н. Кузнецовым, и это вполне естественно, ибо именно под этим именем Кузнецов "работал" на авиазаводе № 22. В паспорте, выданном 10 августа 1940 г., указано, что по национальности Шмидт - немец, что он принят на завод 10 августа 1938 г., а уволен 26 июня 1941 г.

Зачем это было сделано? Скорее всего, для того, чтобы повысить вероятность выхода на Кузнецова агентов зарубежных разведок, и в первую очередь немецкой, создать возможность его прямого контакта с работниками немецкого посольства. Кстати, в отметке о документе, на основании которого был выдан паспорт, указано, что предыдущий паспорт выдан Шмидту на пять лет 10 января 1935 г. Кудымкарским окружным отделом милиции Коми-Пермяцкого автономного округа, где согласно официальной биографии Кузнецов проживал с 1930 по 1935 г. Небезынтересно отметить, что "шмидт" в переводе с немецкого означает "кузнец".

На заводе № 22 в то время скоростной бомбардировщик СБ переделывался под руководством Архангельского в пикирующий, который позже получил название Ар-2; осваивался в серии Пе-2. Клюнувший на столь заметный, как Шмидт, источник секретной информации секретарь военного атташе Японии Сасаки в январе 1941 г. попросил Шмидта (Кузнецова) собрать сведения о конструкции и возможностях новейшей боевой машины, участвовавшей в воздушном параде на Красной площади. Его вполне могли заинтересовать и поликарповский И-180, и И-2 (МиГ-1), которые были впервые показаны во время парада на Красной площади 1 мая 1940 г., или И-26 (Як-1), продемонстрированный 7 ноября 1940 г. Серийный же Пе-2 впервые пролетел над Красной площадью лишь 1 мая 1941 г.

Николай Кузнецов в советской летной формеСасаки познакомился со Шмидтом в ноябре 1940 г. в ресторане "Метрополь", в котором, как и в других местах, где бурлила в те годы московская "красивая жизнь", часто бывал Шмидт-Кузнецов. Как правило, Кузнецов появлялся в этих местах в авиационной военной форме, по утверждениям одних источников - летчика, других - авиаинженера, поскольку форма повышала внимание к нему заинтересованных лиц. В книге Ф.Чуева "Солдаты империи", вышедшей в 1998 г., автор, лично встречавшийся с Рясным, приводит его слова: "Как-то Кузнецов обмолвился, что ему приходилось не раз летать на самолетах, и он, хоть и не летчик, однажды даже сидел за штурвалом. "Ну-ка давай я тебя сделаю летчиком", - фантазировал Рясной, не зная еще, чем обернется эта фантазия. Николай надел летную форму".

На публикуемых в этой статье фотоснимках, якобы присланных Н.Кузнецовым в эти годы своим родным, он в форме старшего лейтенанта ВВС. Что это значит? Его настоящая форма в те годы? Но тогда у него должна быть воинская книжка, а не паспорт. Не исключено, что паспорт был выдан ему лишь для подтверждения очередной легенды, позволяющей войти в новую роль.

Следует отметить, что в период своей работы на авиазаводе вопреки строгим запрещениям "светиться" работникам режимных предприятий Кузнецов был своим человеком в богемном московском обществе, где возле артистов, и в первую очередь артисток, певиц, балерин, вращались писатели, журналисты, партийные деятели, военные, дипломаты, в том числе и иностранные. Местами встреч с ними Кузнецова-Шмидта были рестораны "Метрополь" и "Националь", театры, концертные площадки. Эти встречи были для Кузнецова как бы "вечерней сменой". В это время он активно работает также и под руководством майора госбезопасности В.Ильина, курировавшего интеллигенцию. Сильно помогал ему в работе неизменный успех у женщин - от горничных до прима-балерин Большого театра.

Шмидт-Кузнецов установил тесные контакты с сотрудниками посольства Германии, в частности с Г.Флегелем - личным камердинером посла Шуленбурга. Флегель неоднократно посещал квартиру Кузнецова (кстати, однажды в отсутствие шефа он пригласил Кузнецова и показал ему квартиру посла), вербовал его, хотя сам был объектом разработки советской госбезопасности. В марте 1941 г. Флегель стал проявлять особый интерес к новейшим советским самолетам и стал убеждать Шмидта-Кузнецова вести скрытую их фотосъемку.

Советской авиацией заинтересовался также и тайный сотрудник абвера - первый секретарь словацкого посольства Крно, имевший крайне тесные контакты с Шмидтом-Кузнецовым (он даже сделал подробный доклад о его работе военному атташе Германии Кестрингу), в апреле 1941 г. он просил Кузнецова выяснить обстоятельства аварии самолета, пилотируемого советским летчиком Алексеевым (скорее всего, речь шла о летчике-испытателе ЦАГИ, который погиб в июле 1939 г. при испытаниях истребителя И-16, доработанного для повышения потолка установкой специального турбокомпрессора).

С началом войны Кузнецов переходит в ведение начальника 4-го, разведывательно-диверсионного и террористического управления НКВД П.Судоплатова.

О довоенной работе Н.Кузнецова в книге "Спецоперации. Лубянка и Кремль" он пишет: "Его привлекло к работе местное НКВД и в 1938 г. направило в Москву на учебу. Он готовился индивидуально как специальный агент для возможного использования против немецкого посольства в Москве. Постепенно посольские работники стали обращать внимание на интересного молодого человека чисто немецкой внешности".

А вот как рассказывают об этом периоде его жизни брат Виктор и сестра Лидия в своей книге "Разведчик Николай Кузнецов": "Весной тридцать восьмого года Николай Кузнецов переехал в Москву. Он писал родным, что работает военным инженером в авиационной промышленности... В 1939 - 1940 гг. Николаю приходилось часто бывать в командировках, из разных городов страны шли его письма родным. Очередная командировка совпала с финскими событиями".

Николай Кузнецов в советской летной формеИзвестны два фотоснимка этого периода, сделанные, по утверждению публикаторов, в Ленинграде: на одном он в форме старшего лейтенанта ВВС, на втором - в гражданской одежде, типичный немец или финн (а может быть, он побывал в самой Финляндии под видом немца?).

Его брат Виктор утверждает, что дважды встречался с ним в 1940 г., находясь в Москве проездом (в мае и августе). Николай был в форме авиаинженера, рассказывал, что много работает на заводе, занимается переводами сложных технических текстов.

Кстати, В.Рясной в уже упоминавшейся книге Ф.Чуева в беседе с автором, состоявшейся в 1994 г., утверждает, что впервые он встретился с только что приехавшим с Урала Н.Кузнецовым в октябре 1940 г., беседовал с ним в своем кабинете на Лубянке и поселил его на конспиративной квартире на улице Карла Маркса.

Т.Гладков в своей последней книге сообщает, что бывший тогда заместителем начальника контрразведки НКВД Л.Райхман в беседе с ним в 1993 г. утверждал, что Кузнецова привлек к работе в Москве именно он в 1938 г. и поселил на той же самой квартире. При этом Н.Кузнецов нигде не работал, а только выполнял спецзадания НКВД. Дальше...

Форумобсудить на форуме
 

авиация, история, Кузнецов, разведка, война, агентура, спецоперация
авиация, история, Кузнецов, разведка, война, агентура, спецоперация
Home pageHomeАвиацияАвиация в легенде Николая КузнецоваАвиация в легенде Николая Кузнецова, ч.1, 2 авиация, история, Кузнецов, разведка, война, агентура, спецоперация