Авиация в легенде и боевой работе Николая Кузнецова, ч.2 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Авиация в легенде и боевой работе Николая Кузнецова, ч.2 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

авиация, история, Кузнецов, разведка, война, агентура, спецоперация

авиация, история, Кузнецов, разведка, война, агентура, спецоперация

Николай Кузнецов в форме ЛюфтваффеНо вот начинается Великая Отечественная война Кузнецов подает заявление о немедленной отправке его на фронт или в тыл врага. В письме в Талицу Прохоровым, в семье которых он жил несколько лет, учась в старших классах школы, Николай пишет 6 сентября 1941 г "Теперь я зачислен в парашютно-десантные части РККА и в ближайшее время отправляюсь на выполнение специального задания нашего Верховного командования". По утверждению автора публикации в "МК", осенью 1941 г Кузнецов проходит спецподготовку в Главном разведывательном управлении (ГРУ). На самом же деле специалисты ГРУ лишь руководили этой подготовкой. Во второй половине июня 1942 г состоялась последняя встреча братьев Кузнецовых, во время которой Николай сообщил, что на днях вылетает в глубокий тыл противника.

Теодор Гладков в книге "С места покушения скрылся" впервые привел факт работы Кузнецова в тылу врага до 25 августа 1942 г. "Но Николаю все же довелось попасть на войну - правда, всего на несколько дней Поздней осенью (1941 г - Прим. авт.) развернулась оборонительно-наступательная операция Калининского фронта противостояла ему 9-я немецкая армия группы "Центр". Кузнецова и забросили с разведывательным заданием в тыл этой армии. Впоследствии мы получили о нем прекрасный отзыв от армейского командования" (рассказывал Т. Гладкову Л. Райхман).

Однако внятных сведений о том, где с начала войны по август 1942 г. находился и чем занимался Н. Кузнецов, нет. Четыре месяца готовилась группа, предназначенная для работы с ним в столице оккупированной Украины - Ровно. Однако Кузнецов (под фамилией Грачев) появился на аэродроме только перед вылетом. По утверждению П.Судоплатова, готовил Кузнецова к операции в тылу врага оперативный работник разведывательного управления С.Окунь, который, вспоминая этот период, подчеркивает, что подготовка велась в обстановке строжайшей секретности. Есть сведения, что некоторое время Кузнецов провел в концлагере для немецких военнопленных недалеко от Москвы, где совершенствовал свой немецкий, вживался в образ немецкого офицера, причем офицера люфтваффе, что, очевидно, позволяло использовать его познания в авиации. Наверняка их потребовалось расширить и, может быть, даже получить кое-какие специальные навыки летчика или авиаинженера.

Николай Кузнецов в форме ЛюфтваффеСуществует несколько снимков Кузнецова в форме офицера люфтваффе, сделанных либо в немецком концлагере, либо при подготовке к отправке. А может быть, Кузнецов успел выполнить какое-нибудь боевое задание в форме немецкого летчика? Об этом никакой информации нет. Правда, в нескольких публикациях, появившихся в последние годы о разведчице ГРУ Ильзе Штебе, упоминалось, что после ее провала осенью 1942 г. на допросах гестаповский следователь неоднократно предъявлял для опознания фото офицера люфтваффе, но это мог быть Харро Шульце Бойзен из "Красной капеллы". Необычно улыбающееся лицо Кузнецова на этих снимках и бокал вина в руке (на одном из снимков в кадр попала даже бутылка вина). Наиболее вероятная дата съемки - лето 1942 г. Есть сведения, что эти снимки сделал сотрудник Судоплатова Маклярский (тот самый, который после войны стал одним из соавторов сценария кинофильма "Подвиг разведчика", прототипом героя которого был Н.Кузнецов).

Однако забрасывать в тыл его все же решили как пехотного обер-лейтенанта Пауля Зиберта (уже работая в Ровно, по указанию Центра он был "повышен" в звании, стал гауптманом) Скорее всего, учли гораздо большую заметность офицера люфтваффе, дававшую немцам возможность быстрее проверить его личность. Утвержденная для Кузнецова Центром легенда Пауля Зиберта, командированного в тыл после тяжелого ранения, чтобы заготавливать продукты и теплую одежду для своего полка (по утверждению Т.Гладкова в книге "С места покушения скрылся", чтобы заготавливать лес), давала ему гораздо большую свободу действий.

При заброске Кузнецова в тыл были предприняты небывалые меры предосторожности. Группу выбросили в полночь на 25 августа возле села Гольцы на Житомирщино в отряд "Победители", которым командовал капитан госбезопасности Д.Медведев.

Комиссар отряда С.Стехов записал в своем дневнике "25.08.42 (вт.) Выброшена на парашютах группа из 13 человек (подхожу к парашютисту, он поспешно собирает стропы и подтягивает парашют, т.е. строго следует совету, который ему дали в Москве, — нас всех так инструктировали). Оказывается, это Николай Васильевич Грачев".

Впоследствии по этому поводу было замечено: подлинным являлось только его имя — Николай. Сегодня известно, что и имя было ненастоящим, настоящее имя Кузнецова - Никанор (дома его звали Ника), под которым он жил до 1931 г., а потом по не очень ясным причинам сменил в Кудымкарском ЗАГСе на Николая (у Кузнецова загадки на каждом шагу), скорее всего, во время регистрации брака или при его расторжении всего два месяца спустя.

А вот из рассказа врача отряда "Победители" А.Цессарского в декабре 1998 г. автору настоящей публикации о первой встрече с Кузнецовым: "К костру подошел высокий красивый человек, назвавшийся Грачевым. Медведев пожал ему руку, достал нож, срезал верхнюю пуговицу, вскрыл ее ножом, достал оттуда комочек папиросной бумаги, развернул его, прочел и кинул в костер. Это было подтверждение его подлинности. Потом оказалось, что то же было проделано со всеми членами группы".

Николай Кузнецов в форме ЛюфтваффеТ.Гладков в своей последней книге впервые привел поразительно интересные детали выброски. Н.Кузнецова в тыл, сильно отличающиеся от ранее опубликованных оказывается, вместе с Н.Кузнецовым прямо к самолету был привезен не М.Шевчук, а священник Сидоренко, у которого десантный комбинезон был надет прямо на рясу, командир корабля был заменен - вместо семь раз летавшего в тыл с группами отряда "Победители" И.Владимирцова, который якобы заболел, самолет вел Б.Таций. Кстати и штурман был заменен - вместо якобы раненного в последнем рейсе В.Орехова летел А.Пономаренко. Вылет этой группы проходил под особо строгим наблюдением сотрудников НКВД - к самолету не подпускали никого, кроме тех кому это полагалось по служебным обязанностям. Вернувшемуся после выброски группы экипажу самолета Судоплатов устроил торжественный ужин с коньяком!

Только через два месяца, 19 октября 1942 г. Кузнецов в форме немецкого офицера впервые побывал в Ровно, а еще через две недели остался там на постоянную работу. Объектом его главного внимания стал рейхскомиссариат который возглавлял наместник Гитлера на Украине Э.Кох. На втором месте был штаб тыловых войск специального назначения так как в распоряжении командующего этими войсками находились отборные пехотные и моторизованные части войск СС, авиационный полк, оснащенный спецсредствами борьбы с партизанами. Кроме того, в подчинении этого штаба были подразделения связи, радиопеленгационная служба, саперно-минерные части, бронепоезда, танки. Командующим тыловыми войсками специального назначения был генерал авиации Китцингер. В состав тыловых войск входили также части "Остентруппен" составленные из власовцев и других национальных формирований. Ими командовал генерал-майор Ильген.

Проведенный Кузнецовым анализ, дополненный Медведевым а также его заместителем по разведке А. Лукиным, а может быть - и Центром позволил понять стратегическую задачу войск особого назначения - прикрытие какого-то непонятного неизвестного объекта особой важности в деревне Якушинцы, в 10 км от Винницы. Оказалось что это полевая ставка Гитлера, что севернее ставки находился стратегический аэродром обеспечивающий ее прикрытие с воздуха, рядом со ставкой - посадочные полосы для самолетов связи, а возле аэродрома - штаб-квартира главнокомандующего фашистской авиацией рейхсмаршала Геринга.

Авиация продолжает оставаться объектом пристального внимания Кузнецова. В частности после получения от него 2 февраля 1943 г. Центром информации о крупном немецком аэродроме в селе Большие Омельяны в 8 км от города, где находилось свыше 100 боевых самолетов, они были уничтожены налетом советских бомбардировщиков.

В конце 1943 г. от Кузнецова в Центр ушла информация о создании в Германии новейшего оружия: "В Германии изобретена какая-то летающая бомба вроде самолета которая будет с большой быстротой покрывать расстояния до четырехсот километров и производить огромные разрушения". Речь шла о самолетах-снарядах ФАУ-1, разрабатываемых под руководством Вернера фон Брауна, которыми впервые был нанесен удар по Лондону в июле 1944 г.

Реконструкция фрагментов советской военной формы Н. Кузнецова. Выполнена А. Глушко
Реконструкция фрагментов советской и немецкой военной формы Н.Кузнецова. Выполнена А.Глушко
Реконструкция фрагментов немецкой военной формы Н. Кузнецова. Выполнена А. Глушко

Следует отметить, что авиация, генерал Китцингер и его штаб не были забыты и после того, как Кузнецов с 20 сентября 1943 г. "перешел к действиям", т.е. когда был проведен ряд терактов против высших и крупных чинов фашистской администрации и командования в Ровно и Львове. В декабре того же года по заданию ближайшего сподвижника Кузнецова М.Шевчука ровенский подпольщик Серов надел женское платье и под видом уборщицы проник в штаб генерала авиации Китцингера. Но его не оказалось - успел улететь из Ровно. Тогда Серов зашел в кабинет начальника штаба, подполковника авиации, который жег штабные бумаги в камине, и застрелил его.

Этот не очень ясный эпизод, описанный только в книге Д.Медведева "Сильные духом", приобретает особое звучание в связи с другим эпизодом, упоминаемым в этой же книге, многократно повторенным в других книгах о Кузнецове.

Впервые полностью опубликованный в книге К.Закалюка "Грачев - Центру" (1977 г.), рапорт криминалиста института судебной медицины в Кракове гласит "31.01.1944 г. около 17 ч. 20 мин. в Лемберге (немецкое название Львова — Прим. авт.), в доме военно-воздушных сил, Валовен-штрассе, 11а, был убит подполковник Ганс Петерс. Около 17:00 того же дня неизвестный в форме гауптмана без разрешения посетил указанный дом (т.е. пролез, тайком или вломился, обманув, отстранив или убив часового — Прим. авт.). Он был задержан охраной дома и доставлен к подполковнику Петерсу. При проверке его командировочного удостоверения мнимый гауптман, который назвал себя Паулем Зибертом, тремя выстрелами в упор застрелил подполковника Петерса и незаметно исчез.

На месте убийства найдены три гильзы калибра 7,65 мм, которые при этом прилагаются.

Полевая жандармерия при городской комендатуре № 365".

Что же это означает?

Зиберт-Кузнецов на автомашине среди отступающих из Ровно и Луцка немцев только приехал во Львов. Он должен был начать с самого важного дела. Почему оно оказалось в доме военно-воздушных сил? Или его последнее, самое важное дело тоже было связано с авиацией? Что же это было за дело? Вопросы остаются.

Фотоснимки Н.И.Кузнецова в авиационной форме, а также анализ предыдущих публикаций о его разведывательной и боевой работе после 1938 г., свидетельствуют о том, что он неоднократно соприкасался в своей работе с авиацией. Это требовало от него глубоких специальных знаний, которые могли дать лишь летное училище или аэроклуб.

Проведенный Александром Глушко для этой публикации анализ фото Кузнецова в советской авиационной форме неожиданно показал, что на нем форма летчика НКВД (прорезные пуговицы на гимнастерке вместо планки, темно-краповые петлицы вместо светло-голубых), что исключает имевшееся до сих пор объяснение использования им авиационной формы "для приманки иностранных агентов".

Все это дает основание для предположения, что Н.Кузнецов был ко всему и профессиональным летчиком (что по каким-то причинам скрывается до сих пор), и позволяет совершенно в ином свете представить главную задачу его работы после 1938 г.

Исследование жизни легендарного советского разведчика № 1 продолжается.

Форумобсудить на форуме
 

авиация, история, Кузнецов, разведка, война, агентура, спецоперация
авиация, история, Кузнецов, разведка, война, агентура, спецоперация
Home pageHomeАвиацияАвиация в легенде Николая КузнецоваАвиация в легенде Николая Кузнецова, ч.1, 2 авиация, история, Кузнецов, разведка, война, агентура, спецоперация