|
«Гангут», № 50 за 2008 г.,
перепечатка статьи из журнала
«Engineer» (1900-Nov.16; 1901-Oct.11)
Крейсер II ранга «Новик»
Крейсер II ранга «Новик» (с рисунка в еженедельнике The Engineer.-1901-Aug.23) |
Заказ Россией германской фирме «Шихау» крейсера II ранга «Новик» с необычными для кораблей данного класса того времени высокими тактико-техническими элементами не мог пройти мимо военно-морских специалистов многих стран.
Естественно, не остались в стороне от этого события и специальные периодические издания тех лет. Так, английский еженедельник «The Engineer» поместил на своих страницах две основательные статьи аналитического характера, сделав в них упор не на подробное описание конструкции русского крейсера, а рассмотрев возможное использование корабля в различных боевых условиях в сравнение с кораблями аналогичного или близкого к нему типа.
Конечно, некоторые выводы и положения спорны, ряд других, как показали дальнейшие события и действия крейсера во время Русско-японской войны, оказались несостоятельны. Тем не менее предлагаемая публикация будет интересна всем нашим читателям, интересующимся историей Российского флота начала XX века.
«Новик» — новый тип быстроходного корабля
Является ли крейсер «Новик» огромным эсминцем? Эсминцы начинались с водоизмещения менее 200 т, а теперь оно у них составляет около или более 400 т и является обычным. И хотя разрыв между этой величиной и водоизмещением 3000 т представляется большим, есть достаточно оснований считать новый корабль «эсминцем эсминцев». В любом случае это интересный предмет для размышлений, особенно подкрепляемых статистикой, что может быть сделано с большим успехом. Вопрос интересен также в связи самой передовой теорией, которую выдвинул покойный адмирал Коломб, заключающейся в том, что эсминец является военным кораблем будущего.
Сборка корпуса крейсера «Новик» на верфи «Шихау» |
Адмирал Ф. Коломб, как можно припомнить, пытался обосновать свою точку зрения, сравнивая «Powerful» с двадцатью эсминцами, эквивалентными этому кораблю по стоимости и численности команды. «Powerful», утверждал покойный адмирал, может потопить десять или даже пятнадцать эсминцев, но его собственная гибель абсолютно неизбежна.
Критикуя эти взгляды, хорошо известный морской офицер другой школы кратко обрисовал ситуацию следующим образом. По его мнению, не имеет значения, какой тип корабля выбирать в качестве стандартного, поскольку тут же появятся другие типы для того, чтобы превзойти этот стандарт. А потому он предсказывает, что эсминцы в этом случае будут становиться все крупнее и крупнее, пока снова не произойдет возврата к 15000-тонному линкору. «Возьмите эсминец и начните совершенствовать его мореходные качества, улучшать вооружение, увеличивать запасы угля, снабдите его защитой, и единственным логическим результатом этого явится огромный линкор или крейсер» — утверждает он.
Без сомнения, это верно. Пару лет (или около того) тому назад все это было, однако, лишь теоретическими рассуждениями, а теперь мы имеем «Новик», номинально 25-узловый крейсер, но фактически предназначенный также и для другого использования. При современных понятиях о морской войне крейсеру нет необходимости иметь скорость 25 уз, поскольку и значительно меньшая скорость позволит ему уйти от любого построенного, строящегося или проектируемого крейсера. А такой корабль с броневой защитой палубы, несущий только шесть 4,7-дюймовых (120-мм) орудий, определенно не предназначен для соперничества с более крупными крейсерами. Несомненно, «Новик» мог быть создан с целью действий против немецких и других весьма быстроходных океанских судов, но эту задачу мог бы так же хорошо решить и обычный эсминец.
Рассмотрим теперь элементы миноносцев и кораблей, построенных для охоты за ними.
Основные тактико-технические элементы ряда миноносцев флотов европейских государств, построенных в последнее двадцатилетие XIX века
Наименование корабля, год постройки |
Страна |
Водоизмещение, т |
Мощность главных механизмов, л.с. |
Скорость на испытаниях, уз |
Артиллер. вооружение |
№ 17, 1877 г. |
Великобритания |
33 |
450 |
21 |
нет |
№ 80, 1887 г. |
Великобритания |
105 |
1540 |
23 |
Четыре 3-фунт (47 мм) |
«Viper», 1896 г. |
Австрия |
130 |
2000 |
23,6 |
Три 3-фунт. (47 мм) |
«Audacieux», 1900 г. (с броневым поясом 24,5 мм) |
Франция |
185 |
1200 |
26 |
Два 3-фунт. (47 мм) |
«Blitz», 1882 г. |
Германия |
1382 |
2700 |
16 |
Шесть 20-фунт. (89 мм), четыре 1-фунт. (37 мм) |
«Swift», 1885 г. (в наст. время миноносец 81) |
Великобритания |
125 |
|
20 |
Шесть 3-фунт. (47 мм) |
«Bombe», 1885 г. |
Франция |
395 |
2000 |
18 |
Четыре 3-фунт. (47 мм), три 1-фунт. (37 мм) |
«Scout», 1885 г. С 3/8″ (9,5 мм) броневой палубой |
Великобритания |
1580 |
3200 |
16 |
Четыре 5″ (127 мм), восемь 3-фунт. (47 мм) |
«Greif», 1886 г. |
Германия |
1970 |
5400 |
23 |
Два 20-фунт., (89 мм) семь 1-фунт. (37 мм) |
«Лейтенант Ильин», 1886 г. С 1/2″ (12,7 мм) броневой палубой |
Россия |
600 |
3550 |
20 |
Семь 3-фунт. (47 мм), десять 1-фунт. (37 мм) |
«Archer», 1886 г. С 3/8″ (9,5 мм) броневой палубой |
Великобритания |
1770 |
4500 |
17,5 |
Шесть 6″ (152 мм), восемь 3-фунт. (47 мм), два пулемета |
«Rattlesnake», 1886 г. |
Великобритания |
550 |
2700 |
18,5 |
Одно 4″ (102 мм), шесть 3-фунт. (47 мм) |
«Sharpshooter», 1888 г. |
Великобритания |
735 |
3500 |
19 |
Два 4,7″ (120 мм), четыре 3-фунт. (47 мм) |
«Partenope», 1889 г. С 1 1/2″ (38 мм) броневой палубой |
Италия |
834 |
4157 |
19 |
Одно 4,7″ (120 мм), шесть 6-фунт. (57 мм), три 1-фунт. (37 мм) |
«Espora», 1890 г. С 1 1/6″ (32 мм) броневым поясом |
Аргентина |
615 |
3448 |
19,8 |
Два 14-фунт., одно 8-фунт., два 3-фунт. (47 мм), два пулемета |
«Казарский», 1890 г. |
Россия |
400 |
3500 |
21,5 |
Шесть 3-фунт. (47 мм), три 1-фунт. (37 мм) |
«Dryad», 1893 г. |
Великобритания |
1070 |
3500 |
18,5 |
Два 4,7″ (120 мм), четыре 3-фунт. (47 мм) |
«Havock», 1893 г. |
Великобритания |
240 |
3800 |
27,3 |
Одно 12-фунт. (76 мм), три 6-фунт. (57 мм) |
«Corrientes», 1896 г. С 1/2″ (12,7-мм) броневыми поясом и палубой |
Аргентина |
? |
4200 |
27,4 |
Одно 14-фунт., три 6-фунт. (57 мм), два пулемета |
«Dunois», 1897 г. |
Франция |
896 |
6400 |
22 |
Шесть 9-фунт., шесть 3-фунт. (47 мм) |
«Durandal», 1898 г. |
Франция |
309 |
4800 |
26 |
Одно 9-фунт., шесть 3-фунт. (47 мм) |
«Viper», 1899 г. |
Великобритания |
325 |
10000 |
36 |
Одно 12-фунт. (76 мм), пять 6-фунт. (57 мм) |
«Barry», 1900 г. |
США |
420 |
8000 |
29 |
Два 12-фунт. (76 мм), пять 6-фунт. (57 мм) |
Таким образом, за 20 лет миноносцы увеличили свои размеры и мощность в 4 раза, увеличив скорость менее чем на четверть. Обратимся теперь к их специально созданным противникам, для которых характерны большие изменения, разнообразие и неопределенность.
Изучая эти данные, находим, что менее чем за 20 лет водоизмещение специально созданного противника миноносцев сократилось от близкого к 2000 т до значительно меньшего того, которое имеют сейчас миноносцы.
Германский минный крейсер «Greif» |
Хотя скорости миноносцев мало изменились, ход их оппонентов измеряется в весьма широком диапазоне от 16 до 36 уз. Представляется, что Германия использовала получаемые от скорости преимущества в 1886 году, когда ее «Greif» находился в таком положении, в котором «Viper» находится в наши дни.
Россия последовала в этом направлении в том же году, наш флот семью годами позже — только в 1893 году, Франция еще не придерживается этой тенденции и до настоящего времени не уверена в преимуществах весьма быстроходного эсминца, то же можно сказать и об американцах. Германия сейчас отказалась от форсирования скорости и, в сущности, не имеет эсминцев в наши дни. Россия сейчас придерживается французских представлений в части эсминцев, а Япония и Италия — направлений, близких нашему (т.е. британскому. — Ред.) флоту.
Далее, вооружение, считавшееся необходимым для борьбы с миноносцами, представляется почти гротескным по своему разнообразию — от четырех трехфунтовых и трех однофунтовых орудий на «Bombe» до шести шестидюймовых, восьми трехфунтовых и двух пулеметов на «Archer». Сегодня трудно понять, что этот корабль был спроектирован для борьбы с миноносцами, но это именно так.
Можно также отметить, что броневая защита являлась элементом, к которой постоянно возвращались, но она, кажется, не прижилась.
Возвращаясь теперь к «Новику», как первому «эсминцу эсминцев», отметим, что он только в семь раз превышает по размерам стандартный эсминец США, в то время как «Greif» в двадцать раз больше современных ему миноносцев. В части скорости он соответствует основному французскому принципу, принятому Россией для ее эсминцев: «если корабль, который проектируется как истребитель, крупнее и, следовательно, обладает лучшими мореходными качествами и лучшей способностью удерживать свою скорость в море, для него нет необходимости иметь скорость, превосходящую скорость своей жертвы более чем на два или три узла».
Спуск на воду крейсера «Новик» со стапеля верфи «Шихау». 2 августа 1900 года
|
Французы же не придерживаются в точности этого принципа, поскольку как их эсминцы, так и миноносцы имеют скорость 26 уз, но, тем не менее, принимают его как аксиому; кажется, такой авторитет, как М. Норман, является апостолом данной доктрины. Вместе с тем мы склонны полагать, что «Dunois» является не «охотником», как мы понимаем этот термин, но прототипом «эсминца эсминцев», занимая среди эсминцев такое же положение, какое занимал «Bombe» среди миноносцев 15 лет тому назад.
А «Новик», нам представляется, выступает как подобие «Greif», будучи первым сознательно спроектированным «эсминцем эсминцев». Строго говоря, «Archer», «Sparpshooter» и, наконец, «Havock» приближаются к этому типу, но, глядя на современный «Viper», «эсминец эсминцев» будущего возможно должен будет иметь скорость 50 уз или более — совершенно невероятная величина в настоящее время.
Предположения о морских сражениях при скоростях поездов-экспрессов или даже более высоких скоростях выглядят в наши дни пугающими, но поскольку мы уже находимся накануне боевых столкновений между кораблями типа «Viper», сближающихся с результирующей скоростью 80 миль в час, еще 20 или 30 миль могут не иметь большого тактического значения. Боевые учения со скоростями сближения 60 миль в час являются обычными для нашего флота уже несколько лет.
Основные тактико-технические элементы крейсера «Новик», строящегося на верфи «Шихау», таковы: водоизмещение 3000 т; длина 361 фут (110,03 м), ширина 39 фут 4 дюйма (11,99 м), осадка наибольшая 19 футов (5,79 м); вооружение: артиллерийское — шесть 4,7″ (120 мм), восемь 3-фунт. (47 мм), два пулемета; минное — шесть надводных (носовой, кормовой, четыре бортовых) торпедных аппарата; бронирование (броня крупповская): палуба 2 дюйма (50,8 мм), боевая рубка 3 дюйма (76,2 мм); главная энергетическая установка: три четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения общей мощностью 17 000 л. с, 16 паровых котлов системы Бельвилля; скорость 25 уз;
Как в русском, так и в германском военно-морском флоте существует мнение, что «Новик» никогда не сможет развивать скорость 25 уз в течение 12 часов, как того требует контракт, но мнения такого рода не оправдывались и ранее. Эсминцы фирмы «Шихау», заказанные Китаем, развили скорость, на один узел превосходящую предусмотренную контрактом, а 4300-тонный крейсер «Хай Тиен» фирмы «Эльсвик» показал скорость 24 уз при мощности 17000 л.с. Разница в размерах позволяет рассчитывать на прибавку в скорости более чем на один узел для нового корабля постройки «Шихау».
В связи с возможностью того, что «Новик» является пионером нового типа быстроходных кораблей, интересно вспомнить, что мы обязаны русской инициативе в части более чем одного современного типа кораблей. Ниже приводится не претендующий на полноту перечень основных новшеств за последние 40 лет с указанием страны, которой мы обязаны ими. Россия, как можно заметить, оказывается далеко впереди, хотя некоторые из ее инициатив не имели серьезных последствий.
Дальше…
|
|