Бомбардировщик Бристоль "Бленхейм", ч.1 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Бомбардировщик Бристоль "Бленхейм", ч.1 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Бленхейм, Blenheim, Бристоль, Bristol, Королевские ВВС, RAF, средний бомбардировщик, ночной истребитель, двухмоторный, война

Бленхейм, Blenheim, Бристоль, Bristol, Королевские ВВС, RAF, средний бомбардировщик, ночной истребитель, двухмоторный, война

Philip J.R. Moyes, серия "Aircraft profile" № 93, 1966 г.
Перевод с английского Д. Доброзракова

Рождение

Бленхейм IF (L1426) 25-го дивизиона в 1939 г., незадолго до начала войны
Бленхейм IF (L1426) 25-го дивизиона в 1939 г., незадолго до начала войны

В июле 1933 года главный конструктор Бристоль Эрплэйн Компани Фрэнк Барнуэлл (Frank Barnwell), приступил к проекту небольшого двухмоторного низкоплана (тип 135) на шесть пассажиров и двух пилотов, рассчитанного на радиальные двигатели воздушного охлаждения Бристоль Аквила. Проект обратил на себя внимание владельца газеты ("Дейли Мейл" - прим. перев.) лорда Ротермера (Lord Rothermere), который перед этим заявлял, что хочет "иметь самый быстрый гражданский самолет в Европе, если не в мире". Он желал получить собственный самолет и пример для повышения престижа использования гражданской авиации для фирм и бизнесменов, но совсем не собирался демонстрировать Министерству Авиации, как все его истребители не смогут догнать быстроходный транспортник, используемый как бомбардировщик.

Лорд Ротермир запросил Бристоль о предоставлении в течение недели всех данных проекта 135 и, 3 марта 1934 года Барнуэлл написал, что расчетная максимальной скорость с двигателями Меркюри вместо Аквилы составит 250 миль/ч высоте 6500 футов, при условии небольшого форсирования двигателей. В конце марта лорд Ротермир заказал самолет с двигателями Меркюри, заявив, что готов уплатить сумму в 18500 фунтов в два этапа - половинe немедленно, и половину в течение года, при условии, что за это время самолет совершит первый полет. Первый платеж не был произведен до конца июня, что дало фирме Бристоль еще два месяца к оговоренному сроку до первого полета машины.

Тип 142 в Филтоне. Первый полет был совершен с четырехлопастными деревянными винтами фиксированного шага, которые вскоре были заменены на трехлопастные Гамильтон-Стандарт
Тип 142 в Филтоне. Первый полет был совершен с четырехлопастными деревянными винтами фиксированного шага, которые вскоре были заменены на трехлопастные Гамильтон-Стандарт

Прототип самолета лорда Ротермира, тип 142, совершивший свой первый полет 12 апреля 1935 года в Филтоне, в июне пробудил такой интерес в Министерстве Авиации своими высокими характеристиками - максимальной скоростью в 307 миль/ч, превышавшей скорость любого из современных истребителей, находившихся на службе в RAF, что лорд Ротермир щедро предоставил его своей стране для полных испытаний в качестве потенциального бомбардировщика. Самолет, названый "Британский первый" (Britain First) получил в июле серийный номер K7557.

Britain First, сфотографированный в 1936 году с серийным номером К7557, после показа Министру Авиации
Britain First, сфотографированный в 1936 году с серийным номером К7557, после показа Министру Авиации

Уже 9 июля конструкторская конференция получила и обсудила запрос Министерства Авиации о переделке проекта Тип 142 в средний бомбардировщик, о котором говорилось с фирмой Бристоль. В результате этой конференции появилась Спецификация 28/35, которую Бристоль встретила самолетом Тип 142М Бленхейм I. Один из вариантов бомбардировщика (который еще не был официально Бленхеймом Mk.I до присвоения этого названия в мае 1936 года) предусматривал перемещение крыла в среднее положение и выделение места под бомбоотсек в фюзеляже за лонжероном. В носу размещался пулемет Браунинг и рабочее место бомбардира, а также было предусмотрено место для частично убираемой пулеметной турели в верхней части фюзеляжа.

На службе в RAF

Министерство Авиации заказало Бленхейм "прямо с чертежной доски", как часть Программы Развития RAF. Первичный контракт на 150 машин был заключен в сентябре 1935 г, и первая из них, К7033, фактически служившая прототипом, совершила первый полет в Филтоне 25 июня 1936 г. Поступление серийных машин в дивизионы началось в марте 1937 года и первым новый самолет получил в 114-й дивизион в Вайтоне. Первая машина дивизиона (К7036) потерпела аварию при посадке сразу по прибытии в Вайтон и она была полностью списана. С июля 1936 года были заключены дополнительные контракты на поставку Бленхейм I, предусматривалась поставка части машин на экспорт, и до перехода к производству Mk.IV в 1939 году было выпущено 1280 Mk.I, в т.ч. 250 на Avro в Чаддертоне (Chadderton) и 336 на Rootes Securities в Спеке (Speke).

Во время Мюнхенских переговоров Бленхейм Mk.I имели на вооружении шестнадцать бомбардировочных дивизионов RAF в метрополии со следующей дислокацией:

ГруппаДивизионДислокация
I Группа21Истчерч
34Аппер Хейфорд
57Аппер Хейфорд
90Бичестер
101Бичестер
107Харуэл
II Группа62Крэнфилд
82Крэнфилд
104Бэссингборн
108Бэссингборн
114Вайтон
139Вайтон
IV Группа44Веддингтон
110Веддингтон
61Хемсвелл
144Хемсвелл

Прототип Бленхейма Mk.I в Филтоне в июне 1936 года
Прототип Бленхейма Mk.I в Филтоне в июне 1936 года и тот же самолет, подготовленный к выставке в Хендоне в конце июня 1936 года
Прототип Бленхейма Mk.I в Хендоне в конце июня 1936 года

С 13 января 1938 года Бленхеймы Mk.I начали поступать в подразделения RAF за пределами метрополии. Первым машину получил 30-й дивизион в Хаббании в Ираке. В начале 1939 г первый Бленхейм появился в Индии.

Когда началась война в сентябре 1939 года, в метрополии были укомплектованы Бленхеймами Mk.I только два дивизиона (ожидавшие перевооружения на Mk.IV), но на заморских территориях Бленхеймам Mk.I имели на вооружении 11 дивизионов: в Египте, Адене, Ираке, Индии и Сингапуре. Семь истребительных дивизионов в метрополии, ранее укомплектованные бипланами, были перевооружены или перевооружались на истребители Бленхейм IF, получеными из стандартного бомбардировщика путем подвески под бомбоотсеком контейнера с дополнительными четыремя пулеметами Браунинг. Эти контейнеры производились в мастерских Southern Railway.

Бленхейм IF в воздухе над Западной Европой вскоре, причем весьма дорогой ценой, показал свое полное несоответствие как дневной истеребитель, но в фюзеляже Бленхейма было достаточно свободного места для размещения оператора и дополнительной научной аппаратуры, поэтому он был выбран пионером в деле создания технологии и тактики ночных перехватов с радарным наведением.

Бленхеймы в сборочном цехе в Филтоне в 1938 году. Всего на заводе Бристоль было собрано 694 Бленхейма Mk.I, включая экспортные
Бленхеймы в сборочном цехе в Филтоне в 1938 году. Всего на заводе Бристоль было собрано 694 Бленхейма Mk.I, включая экспортные

Первая победа, одержанная с помощью радарного оборудования (авиационный радар A.I.Mk.III) была заявлена экипажем Бленхейма IF из истребительного подразделения ПВО (Fighter Interception Unit) острова Форд в ночь со 2 на 3 июля 1940 года. Бленхейм IF стоял на вооружении во время блицкрига 1940-41 гг и его служба в этот период частично описана в книгах Родрика Чизхолма (Roderick Chisholm) "Покров тьмы", К.Ф.Раунсли и Роберта Райта (C.F.Rawnsley & Robert Wright) "Ночной истребитель" и Боба Брэхама (Bob Braham) "Взлет по тревоге".

В 1940 году один из Бленхеймов Mk.I (L1348) претерпел серию модификаций в ходе работ по расширению области применения машины и созданию на ее базе фоторазведчика. Верхняя турель была демонтирована, нос и законцовки крыла стали более обтекаемыми, были установлены винты Ротол постоянной скорости вращения, щели створок бомболюка и прочие отверстия тщательно заделаны, а стандартный камуфляж сменился тшательно отполированным покрытием с низким сопротивлением. Однако, результаты - на испытаниях был получен прирост скорости с 274 миль/ч до 296 миль/ч на высоте 8000 футов - были признаны не достаточно удовлетворительными для продолжения работ.

Первый Бленхейм 114-го дивизиона (К7036, четвертый серийный самолет), разбившийся при перелете в дивизион в Вайтон. Пилот слишком резко дал тормоза отчего самолет скапотировал. 10 марта 1937 года
Первый Бленхейм 114-го дивизиона (К7036, четвертый серийный самолет), разбившийся при перелете в дивизион в Вайтон. Пилот слишком резко дал тормоза отчего самолет скапотировал. 10 марта 1937 года
Бленхеймы 114-го дивизиона в 1937 году
Бленхеймы 114-го дивизиона в 1937 году

Однако, вернемся к бомбардировочным дивизионам Бленхеймов Mk.I. Как уже упоминалось, в начале войны на территории Англии базировалось два из них - 18-й и 57-й. Оба дивизиона входили в состав I (бомбардировочной) Группы, но вскоре были переведены в VI (тренировочную) Группу, а затем во Францию в состав воздушных сил Британского Экспедиционного Корпуса для выполнения задач дальней стратегической разведки. Во Франции со своими Бленхеймами Mk.I они действовали до весны 1940 г, но ко времени немецкого наступления в мае 1940 г были перевооружены на Бленхейм Mk.IV.

После вступления Италии в войну в полночь 10 июня 1940 года Бленхеймы Mk.I были первыми самолетами RAF, нанесшими удары по итальянцам в Северной Африке. 26 машин из 45-го, 55-го и 113-го дивизионов в Египте бомбили и штурмовали аэродром Эль-Адем. Самолеты из 55-го дивизиона нанесли удар чуть раньше остальных и на базу не вернулись три Бленхейма. Вторая атака в этот же день чуть позже и все 18 вражеских самолетов были уничтожены или повреждены на земле. Общий тоннаж сброшенных в двух атаках бомб составил 416 сорокафунтовых, 524 двадцатифунтовых и 2080 четырехфунтовых зажигательных.

Бленхейм Mk.I продолжал летать на Среднем Востоке до 1941 года и во время столь неудачной компании в Греции один из дивизионов (30-й) действовал как "смешанный", имея в составе бомбардировочные и истребительные версии Mk.I. Вскоре Бленхеймы Mk.I оказались вовлечены в другую тяжелейшую драку с грозным противником - оборону Малайи и Сингапура во время японского вторжения. Вновь применялись вместе истребительные и бомбардировочные версии и, как и в Греции, дивизионы были разгромлены. Дальше...

Форумобсудить на форуме
 

Бленхейм, Blenheim, Бристоль, Bristol, Королевские ВВС, RAF, средний бомбардировщик, ночной истребитель, двухмоторный, война
Бленхейм, Blenheim, Бристоль, Bristol, Королевские ВВС, RAF, средний бомбардировщик, ночной истребитель, двухмоторный, война
Home pageHomeАвиацияBristol "Blenheim"Бристоль Бленхейм ч.1, 2, 3, камуфляж 1, 2, 3 Бленхейм, Blenheim, Бристоль, Bristol, Королевские ВВС, RAF, средний бомбардировщик, ночной истребитель, двухмоторный, война