
|
Philip J.R. Moyes, серия "Aircraft profile" № 93, 1966 г.
Перевод с английского Д. Доброзракова
Рождение

Бленхейм IF (L1426) 25-го дивизиона в 1939 г., незадолго до начала войны |
В июле 1933 года главный конструктор Бристоль Эрплэйн Компани Фрэнк Барнуэлл (Frank Barnwell), приступил к проекту небольшого двухмоторного низкоплана (тип 135) на шесть пассажиров и двух пилотов, рассчитанного на радиальные двигатели воздушного охлаждения Бристоль Аквила. Проект обратил на себя внимание владельца газеты ("Дейли Мейл" - прим. перев.) лорда Ротермера (Lord Rothermere), который перед этим заявлял, что хочет "иметь самый быстрый гражданский самолет в Европе, если не в мире". Он желал получить собственный самолет и пример для повышения престижа использования гражданской авиации для фирм и бизнесменов, но совсем не собирался демонстрировать Министерству Авиации, как все его истребители не смогут догнать быстроходный транспортник, используемый как бомбардировщик.
Лорд Ротермир запросил Бристоль о предоставлении в течение недели всех данных проекта 135 и, 3 марта 1934 года Барнуэлл написал, что расчетная максимальной скорость с двигателями Меркюри вместо Аквилы составит 250 миль/ч высоте 6500 футов, при условии небольшого форсирования двигателей. В конце марта лорд Ротермир заказал самолет с двигателями Меркюри, заявив, что готов уплатить сумму в 18500 фунтов в два этапа - половинe немедленно, и половину в течение года, при условии, что за это время самолет совершит первый полет. Первый платеж не был произведен до конца июня, что дало фирме Бристоль еще два месяца к оговоренному сроку до первого полета машины.

Тип 142 в Филтоне. Первый полет был совершен с четырехлопастными деревянными винтами фиксированного шага, которые вскоре были заменены на трехлопастные Гамильтон-Стандарт |
Прототип самолета лорда Ротермира, тип 142, совершивший свой первый полет 12 апреля 1935 года в Филтоне, в июне пробудил такой интерес в Министерстве Авиации своими высокими характеристиками - максимальной скоростью в 307 миль/ч, превышавшей скорость любого из современных истребителей, находившихся на службе в RAF, что лорд Ротермир щедро предоставил его своей стране для полных испытаний в качестве потенциального бомбардировщика. Самолет, названый "Британский первый" (Britain First) получил в июле серийный номер K7557.

Britain First, сфотографированный в 1936 году с серийным номером К7557, после показа Министру Авиации |
Уже 9 июля конструкторская конференция получила и обсудила запрос Министерства Авиации о переделке проекта Тип 142 в средний бомбардировщик, о котором говорилось с фирмой Бристоль. В результате этой конференции появилась Спецификация 28/35, которую Бристоль встретила самолетом Тип 142М Бленхейм I. Один из вариантов бомбардировщика (который еще не был официально Бленхеймом Mk.I до присвоения этого названия в мае 1936 года) предусматривал перемещение крыла в среднее положение и выделение места под бомбоотсек в фюзеляже за лонжероном. В носу размещался пулемет Браунинг и рабочее место бомбардира, а также было предусмотрено место для частично убираемой пулеметной турели в верхней части фюзеляжа.
На службе в RAF
Министерство Авиации заказало Бленхейм "прямо с чертежной доски", как часть Программы Развития RAF. Первичный контракт на 150 машин был заключен в сентябре 1935 г, и первая из них, К7033, фактически служившая прототипом, совершила первый полет в Филтоне 25 июня 1936 г. Поступление серийных машин в дивизионы началось в марте 1937 года и первым новый самолет получил в 114-й дивизион в Вайтоне. Первая машина дивизиона (К7036) потерпела аварию при посадке сразу по прибытии в Вайтон и она была полностью списана. С июля 1936 года были заключены дополнительные контракты на поставку Бленхейм I, предусматривалась поставка части машин на экспорт, и до перехода к производству Mk.IV в 1939 году было выпущено 1280 Mk.I, в т.ч. 250 на Avro в Чаддертоне (Chadderton) и 336 на Rootes Securities в Спеке (Speke).
Во время Мюнхенских переговоров Бленхейм Mk.I имели на вооружении шестнадцать бомбардировочных дивизионов RAF в метрополии со следующей дислокацией:
Группа | Дивизион | Дислокация |
I Группа | 21 | Истчерч |
34 | Аппер Хейфорд |
57 | Аппер Хейфорд |
90 | Бичестер |
101 | Бичестер |
107 | Харуэл |
II Группа | 62 | Крэнфилд |
82 | Крэнфилд |
104 | Бэссингборн |
108 | Бэссингборн |
114 | Вайтон |
139 | Вайтон |
IV Группа | 44 | Веддингтон |
110 | Веддингтон |
61 | Хемсвелл |
144 | Хемсвелл |
|

Прототип Бленхейма Mk.I в Филтоне в июне 1936 года и тот же самолет, подготовленный к выставке в Хендоне в конце июня 1936 года

|
С 13 января 1938 года Бленхеймы Mk.I начали поступать в подразделения RAF за пределами метрополии. Первым машину получил 30-й дивизион в Хаббании в Ираке. В начале 1939 г первый Бленхейм появился в Индии.
Когда началась война в сентябре 1939 года, в метрополии были укомплектованы Бленхеймами Mk.I только два дивизиона (ожидавшие перевооружения на Mk.IV), но на заморских территориях Бленхеймам Mk.I имели на вооружении 11 дивизионов: в Египте, Адене, Ираке, Индии и Сингапуре. Семь истребительных дивизионов в метрополии, ранее укомплектованные бипланами, были перевооружены или перевооружались на истребители Бленхейм IF, получеными из стандартного бомбардировщика путем подвески под бомбоотсеком контейнера с дополнительными четыремя пулеметами Браунинг. Эти контейнеры производились в мастерских Southern Railway.
Бленхейм IF в воздухе над Западной Европой вскоре, причем весьма дорогой ценой, показал свое полное несоответствие как дневной истеребитель, но в фюзеляже Бленхейма было достаточно свободного места для размещения оператора и дополнительной научной аппаратуры, поэтому он был выбран пионером в деле создания технологии и тактики ночных перехватов с радарным наведением.

Бленхеймы в сборочном цехе в Филтоне в 1938 году. Всего на заводе Бристоль было собрано 694 Бленхейма Mk.I, включая экспортные |
Первая победа, одержанная с помощью радарного оборудования (авиационный радар A.I.Mk.III) была заявлена экипажем Бленхейма IF из истребительного подразделения ПВО (Fighter Interception Unit) острова Форд в ночь со 2 на 3 июля 1940 года. Бленхейм IF стоял на вооружении во время блицкрига 1940-41 гг и его служба в этот период частично описана в книгах Родрика Чизхолма (Roderick Chisholm) "Покров тьмы", К.Ф.Раунсли и Роберта Райта (C.F.Rawnsley & Robert Wright) "Ночной истребитель" и Боба Брэхама (Bob Braham) "Взлет по тревоге".
В 1940 году один из Бленхеймов Mk.I (L1348) претерпел серию модификаций в ходе работ по расширению области применения машины и созданию на ее базе фоторазведчика. Верхняя турель была демонтирована, нос и законцовки крыла стали более обтекаемыми, были установлены винты Ротол постоянной скорости вращения, щели створок бомболюка и прочие отверстия тщательно заделаны, а стандартный камуфляж сменился тшательно отполированным покрытием с низким сопротивлением. Однако, результаты - на испытаниях был получен прирост скорости с 274 миль/ч до 296 миль/ч на высоте 8000 футов - были признаны не достаточно удовлетворительными для продолжения работ.

Первый Бленхейм 114-го дивизиона (К7036, четвертый серийный самолет), разбившийся при перелете в дивизион в Вайтон. Пилот слишком резко дал тормоза отчего самолет скапотировал. 10 марта 1937 года

Бленхеймы 114-го дивизиона в 1937 году |
Однако, вернемся к бомбардировочным дивизионам Бленхеймов Mk.I. Как уже упоминалось, в начале войны на территории Англии базировалось два из них - 18-й и 57-й. Оба дивизиона входили в состав I (бомбардировочной) Группы, но вскоре были переведены в VI (тренировочную) Группу, а затем во Францию в состав воздушных сил Британского Экспедиционного Корпуса для выполнения задач дальней стратегической разведки. Во Франции со своими Бленхеймами Mk.I они действовали до весны 1940 г, но ко времени немецкого наступления в мае 1940 г были перевооружены на Бленхейм Mk.IV.
После вступления Италии в войну в полночь 10 июня 1940 года Бленхеймы Mk.I были первыми самолетами RAF, нанесшими удары по итальянцам в Северной Африке. 26 машин из 45-го, 55-го и 113-го дивизионов в Египте бомбили и штурмовали аэродром Эль-Адем. Самолеты из 55-го дивизиона нанесли удар чуть раньше остальных и на базу не вернулись три Бленхейма. Вторая атака в этот же день чуть позже и все 18 вражеских самолетов были уничтожены или повреждены на земле. Общий тоннаж сброшенных в двух атаках бомб составил 416 сорокафунтовых, 524 двадцатифунтовых и 2080 четырехфунтовых зажигательных.
Бленхейм Mk.I продолжал летать на Среднем Востоке до 1941 года и во время столь неудачной компании в Греции один из дивизионов (30-й) действовал как "смешанный", имея в составе бомбардировочные и истребительные версии Mk.I. Вскоре Бленхеймы Mk.I оказались вовлечены в другую тяжелейшую драку с грозным противником - оборону Малайи и Сингапура во время японского вторжения. Вновь применялись вместе истребительные и бомбардировочные версии и, как и в Греции, дивизионы были разгромлены. Дальше...
обсудить на форуме
|

|