Рипаблик P-47 'Тандерболт' (Thunderbolt) ч.3 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Рипаблик P-47 'Тандерболт' (Thunderbolt) ч.3 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

рипаблик, republic, p-47, тандерболт, самолет, истребитель, истребитель-бомбардировщик, война, ВВС

рипаблик, republic, p-47, тандерболт, самолет, истребитель, истребитель-бомбардировщик, война, ВВС

Принципиальная компоновочная схема P-47D-10REКроме того, анализируя конструкцию истребителя P-47, можно сделать вывод, что эта машина обладала довольно высокой боевой живучестью. Этому способствовало наличие на самолете звездообразного двигателя воздушного охлаждения и отсутствие топливных баков в крыле, которые обычно из-за большой занимаемой площади поражались в первую очередь. Фюзеляжные топливные баки были протектированными, т.е. покрыты специальной резиной, затягивающей пулевые пробоины. В случае обстрела с передней полусферы баки и кабина летчика были экранированы двигателем, летчик дополнительно защищен спереди бронестеклом и бронеплитой, а сзади - бронеспинкой, промежуточным радиатором и турбокомпрессором, повреждение которых не приводило к потере самолета. Кроме того, туннель воздушного радиатора, проходящий под фюзеляжем, выхлопная труба и воздухопроводы, проходящие по бортам фюзеляжа, также прикрывали собой летчика, баки и другие жизненно важные агрегаты самолета. Но, пожалуй, самым интересным и необычным элементом конструкции истребителя P-47 была специальная стальная ферменная лыжа, установленная под фюзеляжем и прикрытая обшивкой канала подвода воздуха к турбокомпрессору и радиатору. Эта лыжа предохраняла самолет от разрушения при вынужденной посадке с убранным шасси.

Таким образом, самолет P-47 сочетал в себе возможности высотного скоростного истребителя и довольно эффективного ударного самолета-штурмовика. Другими словами, из узкоспециализированного самолета он превратился, как сейчас принято говорить, в истребитель-бомбардировщик.

Опытный XP-47HПараллельно с серийным производством истребителя P-47 фирма "Рипаблик" продолжала искать пути его дальнейшего совершенствования, в результате чего было построено несколько экспериментальных образцов. В частности, на одном из истребителей P-47В была установлена герметичная кабина, а на другом - крыло с ламинарным профилем, обладавшее меньшим сопротивлением по сравнению с обычным. Эти самолеты получили обозначение XP-47Е и XP-47F соответственно. Но основное внимание было уделено созданию экспериментальных истребителей с новым двигателем. Один из них, получивший обозначение XP-47Н, особенно сильно отличался от вариантов "Тандерболта". На этом самолете был установлен опытный 16-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения "Крайслер" ХI-2220-11 мощностью 2500 лс. Из-за довольно большой длины двигателя пришлось сильно изменить носовую часть фюзеляжа. Правда, истребитель XP-47Н долго доводился, и первый полет на нем был выполнен только в июле 1945 г. При этом максимальная скорость полета не превышала 666 км/ч.

Экспериментальный XP-47JГораздо более удачным оказался опытный самолет XP-47J. Это был специально облегченный истребитель (со взлетной массой 5630 кг), вооруженный шестью пулеметами и оснащенный новейшим двигателем воздушного охлаждения R-2800-57 мощностью 2800 лс. Первый полет этого самолета состоялся в ноябре 1943 г, а в июле 1944 г, после доведения силовой установки, на нем была достигнута сначала скорость 793 км/ч на высоте 10165 м, а затем в августе того же года - 813км/ч на высоте 10500 м. Впоследствии (если верить заявлениям ВВС США) в ходе летных испытаний истребитель XP-47 показал скорость 816 км/ч, а его скороподъемность достигла почти 30 м/с. Таким образом, опытный истребитель XP-47J по своим высотно-скоростным характеристикам превосходил все известные поршневые самолеты мира, однако достигнутая на нем скорость полета никогда официально не регистрировалась как мировой рекорд (до 1977 г рекорд принадлежал самолету Ме-109R, на котором в 1939 г Фриц Вендель достиг скорости 755,138 км/ч). По правилам ФАИ до 1950 г абсолютный рекорд скорости должен был устанавливаться в полете на высотах до 75 м, а истребитель XP-47J, как известно, на таких высотах не мог реализовать всех своих скоростных качеств.

В 1944 г группой конструкторов под руководством А. Картвелли был создан еще один опытный истребитель ХР-72. Фактически это был обычный "Тандерболт", оснащенный новым двигателем R-4360 "Уосп Мэйджер" мощностью 2500 лс, что также привело к существенному изменению формы носовой части самолета. Было построено два экземпляра истребителя, причем на одном из них был установлен обычный четырехлопастный винт, а на другом - два соосных трехлопастных винта. Максимальная скорость полета этого самолета на высоте 6700 м достигала 788 км/ч. Несмотря на столь высокие результаты, новые самолеты не пошли в серийное производство. Вторая мировая война подходила к концу, и руководство фирмы "Рипаблик" решило не сбивать темп выпуска боевых машин, а проводить их постепенную модификацию. Это не требовало остановки конвейера с целью замены оснастки во время подготовки к выпуску новой модели самолета. Так, на истребителе P-47D серии 22 был установлен новый воздушный винт большего диаметра с лопастями иной конфигурации, в результате чего скороподъемность самолета увеличилась почти на 2 м/с.

Серийный P-47D-25Начиная с модификации D-25 (с 1944 г), истребители P-47 стали выпускаться с новым каплевидным фонарем кабины, обеспечивающим летчику круговой обзор. Одновременно были увеличены объемы основного фюзеляжного топливного бака (на 248 л) и бака для водометаноловой смеси (с 57 до 114 л). Не пропали даром и работы по созданию экспериментального самолета XP-47J.

С конца 1944 г доведенный двигатель R-2800-57 начали ставить на серийный истребитель "Тандерболт", получивший обозначение P-47М. В результате максимальная скорость этого самолета на высоте 9150 м достигла 756 км/ч. Истребители P-47М предназначались специально для борьбы с немецкими реактивными истребителями Ме-262 и крылатыми ракетами V-1, которыми фашисты обстреливали Лондон.

Дальний истребитель особо тяжелого класса P-47N по сравнению с обычными истребителями "Тандерболт" имел крыло большей площади с увеличенными законцовками
Дальний истребитель особо тяжелого класса P-47N по сравнению с обычными истребителями "Тандерболт" имел крыло большей площади с увеличенными законцовками

Последним вариантом "Тандерболта" стал дальний высотный истребитель сверхтяжелого класса P-47N, который имел значительные отличия от самолетов ранних модификаций. Как и на истребителе P-47М, на этом самолете стоял двигатель R-2800-57 мощностью 2800 л.с., однако объем топливных баков был гораздо больше. В связи с тем, что разместить дополнительное топливо в фюзеляже уже было невозможно, а крыльевых баков на "Тандерболте" не было, конструкторы фирмы "Рипаблик" спроектировали для этой модели самолета совершенно новое крыло. Во-первых, был увеличен размах, а соответственно и площадь крыла, во-вторых, применен более тонкий профиль и новые законцовки. В результате преобразований в крыле были размещены топливные баки объемом 700 л ! Кроме того, предусматривалась возможность подвески двух больших дополнительных баков объемом по 1136 л под крылом и одного бака объемом 416 л под фюзеляжем.

В общей сложности новый истребитель мог брать на борт почти 4800 л топлива. Если нормальная полетная масса самолетов серий D и М составляла порядка 6500 кг, то у P-47N она была на тонну больше, а при максимальной нагрузке доходила до 9080 кг. При этом самолет мог совершать полеты на дальность до 3780 км и находиться в воздухе почти 10 ч. Это, в свою очередь, потребовало установки на нем автопилота, что несколько облегчило условия работы летчика в дальних полетах. В ударном варианте истребителя вместо подвесных топливных баков под крылом P-47N могли быть подвешены две бомбы массой по 454 кг и 10 ракет калибра 127 мм. Максимальная скорость полета этого самолета достигала 740 км/ч на высоте 9150 м, а скороподъемность, несмотря на большую полетную массу, - 15,25 м/с. Однако эти самолеты редко действовали по наземным целям и применялись в конце войны в основном для сопровождения стратегических бомбардировщиков В-29, совершавших налеты на Японию.

P-47N-5 с ракетно-бомбовым вооружениемИстребители "Тандерболт" выпускались серийно вплоть до полного разгрома милитаристской Японии, после чего завод в г. Эвансвиле был закрыт и возвращен правительству. Всего за годы войны фирмой "Рипаблик" было построено 15329 истребителей P-47, в том числе P-47В - 171, P-47С - 602, P-47D - 12608, P-47М - 130 и P-47N - 1818. В то же время фирмой было выпущено большое количество запчастей, эквивалентное примерно 3 тыс. самолетов. Фирмой "Кертисс" было выпущено 354 истребителя P-47G. Таким образом, всего было построено 15683 самолета, в результате чего P-47 "Тандерболт" стал самым массовым американским истребителем периода второй мировой войны.

Ниже приведены модификации истребителей "Тандерболт", серийно выпускавшихся в годы второй мировой войны, и указано их количество:

P-43 Лансеропытный XP-47B
P-47BP-47C
УТИ TP-47GP-47D-11
опытный XP-47Hопытный XP-47J
P-47D-25P-47D-30
P-47N-5опытный XP-72

1. P-43 Лансер 2. опытный XP-47B 3. P-47B 4. P-47C 5. УТИ TP-47G 6. P-47D-11 7. опытный XP-47H 8. опытный XP-47J 9. P-47D-25 10. P-47D-30 11. P-47N-5 12. опытный XP-72

P-47В - 171 самолет;

P-47С-RE, С-1RE, С-2RE, С-5RE - 602 самолета;

P-47D-RE, D-1RE, D-2RE, D-2RA, D-3RA, D-4RA, D-5RE, D-6RЕ, D-10RE, D-11RЕ, D-11RА, D-15RЕ, D-15RА, D-16RЕ, D-16RА, D-20RЕ, D-20RА, D-21RЕ, D-21RА, D-22RЕ, D-23RА, D-25RЕ, D-26RА, D-27RЕ, D-28RE, D-28RА, D-30RE, D-30RA, D-40RА, - 12608 самолетов;

P-47G-CU, G-1CU, G-5CU, G-10CU, G-15CU - 354 самолета;

P-47М-RЕ, М-1RЕ - 130 самолетов;

P-47N-1RЕ, N-5RЕ, N-20RЕ, N-20RА, N-25RЕ - 1818 самолетов.

Сравнение высотно-скоростных характеристик разных модификаций истребителя P-47 "Тандерболт" с истребителями противника показано графически (см. рисунок).

Группа P-47D-27RE предназначенных для ВВС СССР (крайний слева), США, Великобритании и Бразилии
Группа P-47D-27RE предназначенных для ВВС СССР (крайний слева), США, Великобритании и Бразилии

По данным американской статистики, пилоты "тандерболтов", участвуя в боевых операциях, совершили в общей сложности 546 тыс. боевых вылетов, сбросили на противника почти 135 тыс. тонн бомб, выпустили 60 тыс. ракет, произвели 135 млн. пулеметных выстрелов и уничтожили 7067 вражеских самолетов (3752 - в воздухе и 3315 - на земле).

На "тандерболтах" кроме американцев воевали также английские, французские и бразильские летчики. Как упоминалось выше, эти истребители находились и на вооружении советских ВВС. Но и после окончания второй мировой войны истребители P-47 еще длительное время находились на вооружении целого ряда стран (Югославии, Мексики, Турции, Кубы, Португалии, Перу, Боливии, Никарагуа, Гондураса и др.).

P-47G (на переднем плане) P-47D-28RA (на заднем плане) во время демонстрационных полетов в конце 80-х годов
P-47G (на переднем плане) P-47D-28RA (на заднем плане) во время демонстрационных полетов в конце 80-х годов

Благодаря истребителю "Тандерболт" фирма "Рипаблик" стала считаться одной из ведущих авиационных фирм США, специализирующихся на создании боевых самолетов. После войны, в начале 1946 г, она продолжала получать заказы и значительно расширила программу производства новых истребителей, И хотя это были уже реактивные машины следующего поколения, в их названии все же оставалось что-то от "Тандерболта": "Тандерджет", "Тандерстрик", "Тандерфлеш" и "Тандерчиф". Любителям авиации, наверно, хорошо знакомы эти самолеты.

В 70-е годы, уже после объединения фирм "Рипаблик" и "Фэрчайлд Хиллер" в единую фирму "Фэрчайлд-Рипаблик" был создан тяжелый бронированный штурмовик А-10, получивший название "Тандерболт II". Однако старые истребители P-47 "Тандерболт" и сейчас еще продолжают свою жизнь. Сохраненные в музеях, а также восстановленные энтузиастами и любителями авиастарины, они и в настоящее время совершают показательные полеты во время проведения различных авиационных праздников.

Летно-технические характеристики истребителя P-47D-10RЕ "Тандерболт" (по материалам испытаний в Советском Союзе)

  • Длина самолета, м - 11,03
  • Размах крыла, м - 12,44
  • Высота самолета, м - 4,22
  • Размах стабилизатора, м - 4,879
  • Миделевое сечение фюзеляжа, м:
    • высота - 2,235
    • ширина - 1,36
  • Удлинение крыла - 5,55
  • Поперечное V крыла - 60
  • Угол установки крыла - 10
  • Площадь крыла, м.кв - 27,87
  • Площадь оперения, м.кв
  • горизонтального - 5,1
  • вертикального - 2,46
  • Мощность двигателя Пратт Уитни R-2800-63, л.с.
    • во взлетном режиме - 2000
    • в номинальном режиме - 1625
    • в боевом режиме (15 мин) - 2000
    • в чрезвычайном режиме (5 мин) - 2300
  • Диаметр винта, м - 3,7
  • Масса самолета, кг
  • пустого - 4452
  • полетная - 5961
  • максимальная взлетная - 6746
  • Максимальная скорость на чрезвычайном режиме, км/ч
    • у земли - 535
    • на высоте 8500 м - 661
  • Практический потолок, м - 11800
  • Скороподъемность у земли, м/с - 10,7
  • Дальность полета, км
    • без подвесного бака - 1630
    • с подвесным баком - 2300
  • Длина разбега/пробега, м - 750/840
  • Время виража на высоте 1000 м, с - 30

Вооружение - 6 пулеметов калибра 12,7 м с боезапасом по 300 патронов или 8 пулеметов с боезапасом по 200 патронов (по американским инструкциям в перегрузочном варианте максимальный боекомплект может быть доведен до 3400 патронов - по 425 на пулемет).

Чертежи:

Первый лист схемы P-47D-10RE Второй лист схемы P-47D-10RE (внизу боковая проекция D-27RE)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Статистическая карта самолета Рипаблик P-47D "Тандерболт". БНТ НКАП, 1944
  2. Летно-технические данные самолета "Тандерболт" моделей P-47В, P-47С, P-47D и P-47G. Техническое описание № 178. БИТ НКАП, 1944
  3. Конструкция крыла, фюзеляжа и оперения самолета P-47D "Тандерболт". Техническое описание № 285. БНТ НКАП, 1945
  4. Шасси, управление и гидросистема самолета P-47D-10RЕ "Тандерболт". Техническое описание № 290. БИТ НКАП, 1945
  5. Общие данные и компоновка самолета P-47D-10RЕ "Тандерболт". Техническое описание № 291 БНТ НКАП, 1945
  6. Экспресс-информация № 26 (269), БНТ НКАП, 1944
  7. Крылья Родины, 1987, № 8. с.33-35
  8. Аir International, 1978, V.14, № 1. p.26-31; № 2. p.81-97
  9. Air Pictorial, 1973, № 12. p.497
  10. Flug Revue, 1989, № 12. s.305-309; 1990, № 3. s.317-320
  11. Jane's All the Wordls Aircraft. 1945-1946. p.300-302
  12. Koku-Fan, 1983, № 2. p.97-112
  13. Koku-Fan illustrated, 1989, № 46. p.101-132
  14. L'encyclopedie de l'aviation MACH 1,Т.7, p.1975-1990
  15. Lеtесvi+kosmonautika, 1986, № 12

В выпуске использованы также отдельные материалы Мемориального музея им. Н.Е. Жуковского.

Окраска...

Форумобсудить на форуме
 

рипаблик, republic, p-47, тандерболт, самолет, истребитель, истребитель-бомбардировщик, война, ВВС
рипаблик, republic, p-47, тандерболт, самолет, истребитель, истребитель-бомбардировщик, война, ВВС
Home pageHomeАвиацияРипаблик P-47 'Тандерболт' (Thunderbolt) ч.1,Рипаблик P-47 'Тандерболт' (Thunderbolt) ч.1, 2, 3, окраска рипаблик, republic, p-47, тандерболт, самолет, истребитель, истребитель-бомбардировщик, война, ВВС