Самолет поля боя Blohm & Voß BV P.194
Публикация подготовлена по материалам книги Reichdreams Dossiers #13: Asymmetric Planes и собственных изысканий в Интернете.
В марте 1944 года фирма Блом унд Фосс предложила RLM новый проект асимметричного самолета, который бы мог решать весьма широкий круг задач - истребитель, тяжелый истребитель (охотник), пикирующий бомбардировщик и разведчик. У фирмы Блом унд Фосс к этому времени уже был накоплен большой опыт в разработке самолетов подобной схемы начиная с создания и подготовки к запуску в производство BV.141. Главный конструктор фирмы Рихард Фогт, помимо BV.141, разработал еще несколько проектов асимметричных самолетов - в том числе пикирующий бомбардировщик BV.237 и истребитель-бомбардировщик BV P.179. Проект P.194 отличался от них использованием смешанной двигательной схемы - поршневым и реактивным двигателем и наличием внутреннего бомбоотсека в фюзеляже.
В оригинале предложение Фогта гласило:
"Такая схема дает асимметричному самолету ряд преимуществ - прежде всего это великолепный обзор для пилота и возможность высокой концентрации оружия. Также подобная схема позволяет уменьшить крутящий момент, создаваемый в вертикальной оси винтом при одномоторной схеме. На взлете этот момент уменьшается почти в два раза против BV.141, после взлета - почти втрое и полностью исчезает по достижении крейсерской скорости полета."
Также отмечалось, что расстояние от пилотской кабины до центра масс, которое достигало 180 см у Bv 141, в проекте BV P.194 было уменьшено до 145 см. Таким образом, по утверждению Блом унд Фосс, BV P.194 правильнее было бы назвать не "асимметричным" а "не полностью симметричным" самолетом.
В таблице приведены достоинства и недостатки различных типов самолетов, так как это описывалось в проекте Блом унд Фосс.
Было проработано несколько вариантов компоновки BV P.194 при сохранении базового планера. Пропорция использования в конструкции стали и дюраля составляла 62% к 38%, причем использовались достаточно толстые стальные листы и конструкции для облегчения процесса сварки. Фюзеляж с набором из катанных профилей имел внутренний бомбоотсек, в котором при необходимости можно было установить фотооборудование. Бомбы могли загружаться в бомбоотсек в различных комбинациях.
Двухрядный радиальный двигатель BMW 801 D мощностью 1700 лс монтировался в носу фюзеляжа и приводил во вращение трехлопастной винт диаметром в 3.5 метра.
Силовой набор крыльев включал в себя традиционный для самолетов Фогта сварной коробчатый лонжерон, секции которого служили бронированными топливными баками вместимостью 2100 литров.
Внутренние и внешние панели крыла были дюралевыми и внутренние поверхности предполагались съемными и со стороны гондолы и со стороны фюзеляжа.
Механизация крыла включала в себя три закрылка, управляемых с помощью гидравлического привода. Набор киля был стальным, приваренным к набору фюзеляжа и дюралевый руль поворота также управлялся гидравликой.
Кабина пилота находилась в гондоле на крыле справа от фюзеляжа. Передняя часть гондолы была сварена из профилированных листов броневой стали а задняя - из дюраля.
Под гондолой был установлен реактивный двигатель BMW 003 или Jumo 004. Двигатель устанавливался под небольшим отрицательным углом во всех вариантах компоновки.
Шасси было традиционной схемы с двумя основными стойками, убирающимися в консоли крыльев, и хвостовым колесом, убирающимся в фюзеляж.
(Не очень понятна приверженность немцев к уборке стоек шасси во внешние стороны, но эта схема повторяется почти у всех конструкторов с завидным постоянством). Уборка/выпуск шасси также осуществлялась гидравлическим приводом.
Вооружение самолета состояло из двух 30-мм пушек MK103 с боекомплектом по 140 снарядов на ствол и двух 20-мм пушек MG151 с боекомплектом по 500 снарядов на ствол, монтировавшихся по обоим сторонам нижней части гондолы.
В связи с ухудшающейся ситуацией на фронтах столь поздно предложенный проект принят к дальнейшей разработке не был, хотя машина получилась весьма многообещающая.
Размеры и габариты*
Размах крыльев (м) | 15.3 |
Длина (м) | 11.8 |
Высота (м) | 3.64 |
Гондола длина - ширина - высота** (м) | 6.4 - 1.2 - 2.05 |
Бомбоотсек длина - ширина - высота (м) | 4.0 - 1.0 - 0.65 |
Площадь крыла (м2) | 36.4 |
|
Вес
Вес пустого снаряженного (кг) | 6500 |
Взлетный вес (кг) | 9150 |
Нагрузка на крыло (кг/м2) | 252 |
Вес топлива (BMW 801D - BMW 003) (кг) | 730 - 1000 |
|
Летные характеристики
Максимальная скорость*** (км/ч) / на высоте (км) | 640 / 0 675 / 2 680 / 4 710 / 6 715 / 8 |
Скороподъемность*** (м/с) / на высоте (км) | 19.2 / 0 17.6 / 2 15.1 / 4 13.9 / 6 9.1 / 8 |
Далина разбега (м) | 600 |
Взлетная скорость (км/ч) | 180 |
Посадочная скорость (км/ч) | 150 |
Потолок (м) | 11200 |
Дальность полета (км) / на высоте (км) | 930 / 0 960 / 2 1060 / 4 1070 / 6 |
|
* Данные приведены для варианта P.194.02-01, ** Высота с учетом реактивного двигателя, ***с впрыском водо-метаноловой смеси.
Варианты BV P.194
Вариант | Особенности конструкции | Размах крыльев | Длина |
BV P.194.01-02 | Одна из 30-мм пушка MK103 заменена на 55-мм пушку MK412 Реактивный двигатель установлен чуть ниже кабины и воздух к нему поступает по длинному изогнутому воздухозаборнику. | 15.3 м | 12.1 м |
BV P.194.02-01 | Описан в начале статьи | 15.3 м | 11.8 м |
BV P.194.03-01 | Реактивный двигатель установлен непосредственно за кабиной воздухозаборники расположены по бокам гондолы Киль со ступенькой, на которой установлено горизонтальное хвостовое оперение Изменен нос гондолы | 14.3 м | 11.94 м |
BV P.194.00-101 | Двухместная версия - пилот и наблюдатель/радист сидят спиной друг к другу Реактивный двигатель расположен как на P.194.01-02 Киль со ступенькой, на которой установлено горизонтальное хвостовое оперение | 16 м | 12.75 м |
|
Бомбовая загрузка BV P.194
9xSC70 - всего 630 кг
2xSC250 - всего 500 кг
1xSC500 - всего 500 кг
1xSC1000 - всего 1000 кг
(в перегрузочном варианте
- бомба слегка выступает
за габариты бомболюка) |
|
Достоинства и недостатки самолетов различных типов
(выдержки из проекта BV P.194)
Истребитель
Недостаточный обзор
Недостаточная концентрация вооружения
Очень трудно добиться серьезной бомбовой загрузки
Недостаточная скорость на малой высоте
Недостаточная скороподъемность
Прост в производстве и обслуживании |
|
Тяжелый истребитель (Охотник)
Хороший обзор
Хорошая концентрация вооружения
Хорошая бомбовая загрузка
Не вполне достаточная скорость на малой высоте
Хорошая скороподъемность
Дорог в производстве и обслуживании |
|
Тяжелый истребитель (Дорнье 335)
Недостаточный обзор
Недостаточная концентрация вооружения
Загрузка бомб очень затруднена
Хорошая скорость на малой высоте
Хорошая скороподъемность
Двигатели водяного охлаждения
Длинные валы двигателей
Дорог в производстве и обслуживании |
|
Увеличенный Me-262
Хороший обзор
Хорошая концентрация вооружения
Достаточная бомбовая нагрузка и бомбы легко подвешиваются
Хорошая скорость на малой высоте
Уязвим на взлете
Недостаточная скороподъемность
Небольшой радиус действия
Прост в производстве и обслуживании |
|
BV P.194
Хороший обзор
Хорошая концентрация вооружения
Достаточная бомбовая нагрузка и удобный бомбоотсек
Хорошая скорость на малой высоте
Хорошая скороподъемность
Прост в производстве и обслуживании |
|
|
Варианты камуфляжа
BV P.194.02 с 1xBT1400 на внешней подвеске под крылом |
BV P.194.01-02 с 1xSB800RS "Курт" на внешней подвеске под крылом |
BV P.194-03 с подвесными 900 л баками |
BV P.194.00-101 с 1xL.10/LT.1 "Фридензенгель" на внешней подвеске под крылом |
обсудить на форуме
|