Дуглас TBD Девастейтор, ч.1 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Дуглас TBD Девастейтор, ч.1 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй

Al Adcock, серия "...in Action" № 97, 1989 год.
Перевод с английского Д.Доброзракова

Рождение

TBD-1 из Второго торпедного дивизиона (VT-2) выходит из атаки на легкий авианосец "Сохо". TBD из VT-2 и VT-3 потопили "Сохо" 7 мая 1942 г. в ходе битвы в Коралловом море.
TBD-1 из Второго торпедного дивизиона (VT-2) выходит из атаки на легкий авианосец "Сохо". TBD из VT-2 и VT-3 потопили "Сохо" 7 мая 1942 г. в ходе битвы в Коралловом море.

В 1934 году Флот США располагал тремя авианосцами - "Лексингтоном" (CV-2), "Саратогой" (CV-3) и "Рейнджером" (CV-4). Авиагруппы кораблей были укомплектованы бипланами - истребителями, бомбардировщиками и торпедоносцами. В это время флот начал обширную программу развития, одним из пунктов которой стала закладка еще четырех авианосцев. Это были "Йорктаун" (CV-5), "Энтерпрайз" (CV-6), "Уосп" (CV-7) и "Хорнет" (CV-8), которые должны были войти в строй в 1941 году. Для комплектования авиагрупп этих кораблей Флот заказал американской авиапромышленности разработку новых современных самолетов.

В июне 1934 г Бюро Аэронавтики Флота (BuAer) сформулировало требования на разработку нового палубного торпедоносца для замены бипланов Мартин BM-2 и Грейт Лейкс TG-2, находившихся на вооружении палубных торпедоносных дивизионов (VT), и объявило конкурс на лучший проект среди нескольких авиастроительных фирм. Новый самолет должен был быть способен нести 2000 фунтовую (907 кг) авиационную торпеду Блисс-Левит Mk.XIII либо до трех 500-фунтовых (226 кг) бомб либо комбинацию из 100-фунтовых (45 кг) и 500-фунтовой бомб. Спецификация также предписывала использование 900 лс звездообразного двигателя воздушного охлаждения Пратт-Уитни XR-1830-60. Двигатель был совсем новым, только что завершил испытания и запускался в производство.

Грейт Лейкс TG-2 был стандартным торпедоносцем флота до 1937 г, после чего был заменен на TBD-1. Этот самолет входил в состав VT-2 авиагруппы "Лексингтона" (CV-2)
Грейт Лейкс TG-2 был стандартным торпедоносцем флота до 1937 г, после чего был заменен на TBD-1. Этот самолет входил в состав VT-2 авиагруппы "Лексингтона" (CV-2)

Две компании, Грейт Лейкс из Кливленда и Дуглас Эркрафт из Санта-Моники изъявили согласие участвовать в конкурсе и получили контракт на разработку прототипа. Прототип, предложенный на конкурс Грейт Лейкс, был обозначен XTBG-1, прототип фирмы Дуглас получил обозначение XTBD-1. Грейт Лейкс XTBG-1 (рег. номер 9723) представлял собой биплан, ставший, кстати, последним бипланом, рассмотренным Флотом. Он имел цельнометаллический фюзеляж-полумонокок и полотняную обшивку крыльев и хвостового оперения. Испытания показали достаточно низкие эксплуатационные и пилотажные характеристики этого самолета, в результате чего Флот отказался от дальнейшего рассмотрения этого прототипа. Грейт Лейкс разработала впоследствии только один самолет - XB2G-1, после чего, в 1936 году, закрылась.

Построенный Дуглас Эркрафт прототип XTBD-1 (рег. номер 9720) весьма отличался от чертежей, представленных поначалу фирмой на рассмотрение Флота. Первоначальный проект, известный как Дуглас VT-VB, был очень близок к Нортропу BT-1, однако по мере доработки на заводе Дуглас в Санта-Монике, конструкция прототипа претерпела значительные изменения. XTBD-1 был цельнометаллическим низкопланом с фюзеляжем полумонококовой конструкции и обтянутыми полотном управляющими поверхностями.

XTBG-1 стал последней попыткой Грейт Лейкс выиграть конкурс на торпедоносец. Он также стал последним бипланом-торпедоносцем, рассмотренным комиссией Флота. Максимальная скорость самолета составляла 200 миль/ч. Экипаж состоял из трех человек, торпедист находился в маленькой кабине перед пилотом.
XTBG-1 стал последней попыткой Грейт Лейкс выиграть конкурс на торпедоносец. Он также стал последним бипланом-торпедоносцем, рассмотренным комиссией Флота. Максимальная скорость самолета составляла 200 миль/ч. Экипаж состоял из трех человек, торпедист находился в маленькой кабине перед пилотом.

Прототип имел размах крыльев в пятьдесят футов (15,25 м), что вызвало необходимость сделать двенадцатифутовые (3,6 м) секции консолей крыльев складывающимися при размещении самолетов в ангарах авианосцев. В отличие от большинства авианосных самолетов того времени, имевших ручной привод складывания крыльев, на XTBD-1 был установлен гидравлический привод складывания консолей, которые в сложенном состоянии смыкались над пилотской кабиной. Для обеспечения низкой глиссадной и посадочной скорости по всему размаху внутренних частей консолей крыльев были установлены закрылки.

Экипаж самолета состоял из трех человек - пилота, бомбардира/торпедиста/штурмана и стрелка-радиста, размещавшихся в длинной полностью застекленной кабине. Стрелок-радист занимал самое заднее кресло и был вооружен 7,62 мм пулеметом Кольт-Браунинг M2, установленным на турели и снабженным боекомплектом в 600 патронов. Имелся, также, неподвижный синхронный 7,62 мм пулемет с боезапасом в 500 выстрелов, установленный в левой передней части фюзеляжа под капотом двигателя и стреляющий сквозь круг винта. Для тренировок в стрельбе предусматривалась внешняя установка фотопулемета на обшивке капота двигателя непосредственно перед фюзеляжем.

Главное оружие самолета, торпеда Mk.XIII, подвешивалась под фюзеляжем в полуутопленном положении. Носовая часть подвешенной торпеды была находилась в зоне разряжения. Для того времени такое размещение торпеды было новым и прогрессивным решением - торпеда на внешней подвеске неизбежно создавала весьма значительное сопротивление.

Прототип XTBD-1 (рег. номер 9720) совершил первый полет в 1935 г. XTBD-1 стал первым цельнометаллическим низкопланом, принятым Флотом для службы на авианосцах. Колеса главных стоек шасси частично выступали за габариты крыла для предотвращения повреждения фюзеляжа при вынужденной посадке
Прототип XTBD-1 (рег. номер 9720) совершил первый полет в 1935 г. XTBD-1 стал первым цельнометаллическим низкопланом, принятым Флотом для службы на авианосцах. Колеса главных стоек шасси частично выступали за габариты крыла для предотвращения повреждения фюзеляжа при вынужденной посадке

Основные стойки шасси складывались назад в обтекатели на нижней поверхности крыла, при этом колеса оставались полуубранными. Это позволяло XTBD-1 избежать сильных повреждений фюзеляжа и крыльев при аварийной посадке. Первоначально хвостовое колесо тоже было сделано убирающимся, однако впоследствии было заменено на фиксированное. XTBD-1 стал первым палубным самолетом, оборудованным тормозами шасси. Каждое колесо главных стоек шасси имело тормоза Бендикс. Несколько лет до этого Флот не решался использовать тормоза на шасси палубных самолетов, считая это небезопасным и осложняющим посадку на палубу. Посадочный крюк был установлен непосредственно перед хвостовой стойкой шасси и почти не выступал за контур фюзеляжа в убранном положении.

Пустой самолет весил 2390 кг, максимальный же взлетный вес достигал 4050 кг (с подвешенной 907 кг торпедой).

Первый полет XTBD-1 совершил 15 апреля 1935 г. после чего был перевезен в Вашингтон на базу Анакостия, где 24 апреля Флот начал его приемные испытания. Приемные испытания продолжались больше восьми месяцев, в течение которых XTBD-1 летал на полигоне Флота в Дальгрене и на испытательной базе Флота в Норфолке в Вирджинии. Испытания по пригодности к службе на авианосцах проводились в центре на Норт Айленде в Калифорнии и на борту "Лексингтона" (CV-2) с 5 декабря 1935 г. Во время этих полетов летчик-испытатель лейтенант Уильям Девис вместе с младшим лейтенантом Джорджем Андерсоном и лейтенантом Стюартом Ингерсоном совершили на нем тринадцать взлетов и посадок на палубу авианосца. В отчете они отметили, что XTBD-1 как нельзя лучше подходит для применения на авианосцах.

В конце 1935 г. XTBD-1 претерпел ряд модификаций, продиктованных предварительными испытаниями. Фонарь кабины был изменен для обеспечения пилоту лучшего обзора а сразу за креслом пилота был установлен противокапотажный пилон. Маслорадиатор был перенесен из под капота на правое крыло.
В конце 1935 г. XTBD-1 претерпел ряд модификаций, продиктованных предварительными испытаниями. Фонарь кабины был изменен для обеспечения пилоту лучшего обзора а сразу за креслом пилота был установлен противокапотажный пилон. Маслорадиатор был перенесен из под капота на правое крыло.

По окончании испытаний прототипа Флот потребовал внести в конструкцию XTBD-1 некоторые изменения. Фонарь кабины был увеличен и несколько изменил свою форму для улучшения обзора и для того, чтобы разместить в нем противокапотажный защитный пилон. Маслорадиатор переместился с нижней части капота под корневую часть правого крыла. Воздухозаборник карбюратора на левой стороне капота был убран. Убираемая хвостовая стойка шасси стала фиксированной.

На испытаниях была достигнута чистая максимальная скорость 200 миль/ч (321,8 км/ч), крейсерская скорость 120 миль/ч (193 км/ч) с бомбовой нагрузкой и 100 миль/ч (160,9 км/ч) с торпедой. Радиус действия с торпедой составил 435 миль (786 км) а с бомбами - 700 миль (1264 км). С боевой нагрузкой самолет достигал высоты в 19700 футов (6008,5 м).

Наконец, 16 января 1936 г, XTBD-1 был принят Флотом и с 3 февраля 1936 года запущен в производство под обозначением TBD-1. Для начала Флот заказал 114 машин (рег. номера с 0268 по 0381). Прототип в это число не входил и использовался впоследствии для испытательных полетов Флотом, фирмой Дуглас и фирмой Пратт-Уитни. 21 марта 1941 г прототип был передан на базу Анакостия для использования в качестве наземного учебного пособия и окончательно отправлен на слом 29 октября 1943 г.

Дальше...
 

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй
Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй
Home pageHomeАвиацияTBD-1 ДевастейторTBD-1 Девастейтор ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, камуфляж 1, 2, Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй