
|
Боевое применение

TBD выстроились для взлета на палубе "Саратоги" в начале 1941 г. Самолеты окрашены в светло-серый камуфляж, введенный Флотом в декабре 1940 г. Помимо нового камуфляжа был уменьшен размер опознавательных знаков на фюзеляже. |
В конце 1940 года события в Европе совершенно ясно показали, что рано или поздно Соединенные Штаты окажутся втянутыми в войну. Битва за Британию и подписание Японией Пакта Оси с Германией и Италией заставило президента Рузвельта задуматься об увеличении своего авианосного флота. А до этого, в октябре 1938 года он приказал Тихоокеанскому флоту переместиться со своей постоянной базы в Сан-Диего в Калифорнии на Гавайи в Перл Харбор для того, чтобы сократить время его развертывания на передовые базы в Тихом океане.
В Атлантике в это время проводились для "демонстрации флага" Нейтральные Патрули. Первоначально участвовавшие в них TBD имели довоенную окраску - фюзеляж цвета алюминия и ярко-желтые верхние поверхности крыльев с цветовой маркировкой киля и кромок капота. Единственной специальной маркировкой было нанесение национального опознавательного знака по бортам на капот или переднюю часть фюзеляжа для лучшей идентификации. С ухудшением международной обстановки командование Флот решило нанести камуфляж на все авианосные самолеты. Бюро Аэронавтики распорядилось окрасить все авианосные самолеты в матовый светло-серый цвет.
Когда война приблизилась уже вплотную Флот издал приказ о снятии с крыльев боевых TBD емкостей плавучести. Это было сделано из соображений секретности для того, чтобы предотвратить попадание в руки противника самолетов, совершивших вынужденную посадку на воду. На некоторых TBD была предпринята еще одна полевая модернизация - в VT-6 техники установили на своих самолетах дополнительную антенну радиокомпаса, идущую от киля до противокапотажного пилона.
Во время японской атаки Перл Харбора 7 декабря 1941 г. ни одного из тихоокеанских авианосцев ("Лексингтон", "Саратога" и "Энтерпрайз") в гавани не оказалось и в последующие два месяца основная нагрузка по ведению боевых действий легла именно на них. Первыми наступательными операциями стали удары по Кваджалейну, Джалуайту и Тароа на Маршалловых и Гилбертовых островах. TBD из VT-6 с "Энтерпрайза" нанесли удар по Кваджалейну 1 февраля 1942 года, атаковав корабли в гавани а самолеты VT-5 с "Йорктауна" тем же утром атаковали Джалуайт. Только проблемы с торпедами Mk.XIII помешали назвать эти рейда вполне успешными. На Кваджалейне пилоты VT-6 утопили вооруженный траулер и повредили еще семь судов не понеся при этом потерь. День спустя VT-6 нанес новый визит на Кваджалейн на этот раз с 500 фунтовыми бомбами, предназначавшимися авиабазе и хранилищам топлива. Строениям базы был нанесен серьезный ущерб и некоторое количество топливных танков было сожжено, но тем не менее база продолжала действовать.
VT-5 при атаке кораблей в гавани Джалуайта потерял четыре машины. Две сели на вынужденную в гавани Джалуайта, оставшись без горючего. Это были машины 5-T-10 (рег. номер 0298) с экипажем в составе лейтенанта Гарлана Джонсона, главного петти-офицера Чарльза Фоша и радиста 1-го класса Далзелла и самолет с регистрационным номером 1515 с экипажем в составе младшего лейтенанта Г.Р. Хинга, специалиста 3-го класса Старбла и радиста 1-го класса Страйкера Виндхема [звания даны в примерном переводе - прим. перев.]. Лейтенант (впоследствии - адмирал) Джонсон так вспоминал об этих событиях:

TBD-1 из VT-3 над линкором типа "Мериленд" во время Нейтральных Патрулей в 1941 г. Выпустив шасси и посадочный крюк самолет заходит на посадку на "Саратогу". TBD в тот период как правило использовались в качестве разведчиков и не несли торпед. |
Рейд на Джалуайт планировался на максимальную дальность и поэтому мы должны были взлететь настолько рано, насколько позволит погода. Командование, планируя эту операцию, совершенно проигнорировало тот факт, что корабль в это время будет удаляться от нас со скоростью 25 узлов, равно как и тот факт, что на борту были SBD, обладающие куда большей дальностью полета чем мы. Мы пролетели над первым (восточным) из цепочки островов атолла Джалуайт не заметив его в тумане. Мы летели по приборам на высоте около 500 футов, выпустив около 300 футов кабеля буксируемой антенны в качестве средства оповещения об опасно малой высоте. Подошло расчетное время выхода на цель, но мы ее не обнаружили. Мы не меняли курс еще минут десять-пятнадцать, но цели по прежнему не было. Я развернул самолет на обратный курс. Фоша также сообщил мне о нашей ошибке. После того, как мы достигли восточной границы цепочки островов, я прикинул время, нужное нам для возвращения на корабль и пришел к выводу, что мы не дотянем до него миль пятьдесят - семьдесят пять. Мы продолжали пролет в сторону корабля, пока не встретили несколько SBD, направляющихся домой. Я передал им SBD, присоединившиеся к нам несколько раньше. В охранении "Йорктауна" не было эсминцев, способных заняться поиском и спасением пилотов, а так как я не был уверен, что командование решится рискнуть крейсером чтобы подобрать нас, я обсудил с экипажем наши дальнейшие действия. Мы могли приземлиться в воду у Джалуайта и попробовать, конфисковав лодку добраться до своих, либо приземлиться на воду а дальше плыть по Тихому океану в спасательном плотике и надеяться на спасение. Экипаж единодушно был за Джалуайт. Тогда я, прервав радиомолчание, сообщил на корабль о решении приводняться у Джалуайта если они не предложат лучшего решения. С корабля не поступило ни слова. Тогда я развернулся назад и, вскоре, благополучно приземлился у Джалуайта.
После аварийного сброса бомб оба самолета благополучно приземлились в лагуне на расстоянии 100 футов друг от друга. Оба экипажа выбрались на берег, гда через некоторое время были захвачены японцами и до конца войны просидели в плену. Остальные два TBD из потерянных в тот день VT-6 столкнулись в воздухе и разбились.

30 декабря 1940 г. командование Флота приказало окрасить все тактические самолеты в матовый светло-серый цвет. TBD из VT-6, окрашенные по новой схеме, несут белые строевые номера на фюзеляже. |
За этим последовали другие авианосные рейды. VT-6 с "Энтерпрайза" 24 февраля 1942 г. нанесли удар по острову Уэйк, затем, 4 марта - по острову Маркус. Самый крупный удар был нанесен силами авиагрупп двух кораблей, "Лексингтона" и "Йорктауна", по Лаэ и Саламауа на Новой Гвинее. Авианосцы выпустили в воздух свои группы за сорок пять миль от побережья Новой Гвинеи, самолеты для обеспечения внезапности нападения пересекли горы Оуэн Стенли и атаковали две базы японцев. К сожалению самой крупной целью в гавани оказался старый легкий крейсер. Из двадцати трех сброшенных торпедоносцами VT-2 и VT-5 торпед только одна поразила цель - транспорт водоизмещением 6000 тонн. Повторилась старая история с некачественными торпедами и дефектными взрывателями. Однако главным успехом этого рейда был большой моральный подъем американцев. На следующий день все газеты вышли с крупными заголовками "Перл Харбор отомщен!".
В этом рейде стали явно заметны как проблемы TBD - малая скорость и боевой радиус, так и проблемы торпеды Mk.XIII. Однако большинство флотского начальства утвердилось в мысли, что TBD продолжает оставаться достаточно эффективным оружием. Стоит, правда, сделать поправку на то, что Девастейторы не встретили сколь-нибудь серьезного противодействия японских истребителей и имели при этом свое надежное истребительное прикрытие. Если бы это было не так, результаты рейда могли бы стать гораздо более плачевными.

TBD-1 из VT-3 заходит на посадку на "Саратогу" во время Нейтральных патрулей в октябре 1941 г. Этот камуфляж хорошо себя зарекомендовал в Атлантике, делая самолет трудноразличимым на фоне серых зимних облаков. |

TBD-1 в светло-сером камуфляже, дающем куда лучшую маскировку по сравнению с яркой предвоенной схемой окраски. Размер опознавательных знаков на фюзеляже уменьшен. Буквенный код на крыльях нанесен белой краской. |

Наземный персонал откатывает TBD-1 из VT-8 на рампе базы Норфолк, Вирджиния осенью 1941 г. Самолет окрашен по новой схеме - серо-синие верхние поверхности и светло-серый низ. На киле нанесены красно-белые полосы. |

TBD-1 из VT-6 заходит на посадку на "Энтерпрайз" после рейда на Кваджалейн и Тароа 1 февраля 1942 г. Часть самолетов несла торпеды, часть - 500 фунтовые бомбы. |

Босн Бриггс из палубной команды подает сигналы TBD-1 с двумя 500-фн бомбами на центральном узле подвески, в то время как палубная команда освобождает его посадочный крюк после посадки на "Йорктаун" после рейда на Джалуайт 1 февраля 1942 г. |

TBD-1 был оборудован новыми более обтекаемыми дверцами окна бомбардировочного прицела. Новые дверцы имели по два кронштейна вместо трех. |

Руководитель посадки с "Энтерпрайза" выводит на глиссаду TBD-1 из VT-6 после рейда на Кваджалейн 1 февраля 1942 г. Самолет несет 500-фн бомбу под фюзеляжем. |

TBD-1 взлетает с "Рейнджера" для выполнения разведывательного полета в начале 1942 г. "Рейнджер" сначала был признан непригодным для использования TBD-1, но впоследствии на нем был размещен VT-4. Предвоенные нормы были пересмотрены. |

В марте 1942 г "Уосп" пришел в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Шотландии. Его авиагруппа перелетела на береговой аэродром а взамен на корабль было погружено тридцать Спитфайров для доставки на Мальту. На снимке - TBD из VT-7 и F4F из VT-71 делят аэродром с Фулмарами Королевского флота. |

Оружейники снаряжают 7,62-мм носовой пулемет патронами с синей краской в то время как механики заправляют F4F, март 1942 г.. Краска позволяет определить какой конкретно самолет попал по мишени. |

TBD-1 из VT-6 выполняет учебный сброс торпеды. VT-6 стал одним из первых дивизионов, покрасивших свои самолеты в новый сине-серый камуфляж в октябре 1941 г. |

TBD-1 и SB2U из авиагруппы "Уоспа" на смотре в марте 1942 г. Находясь в Скапа-Флоу в марте 1942 г. TBD из VT-7 выполняли противолодочное патрулирование. |

TBD-1 раскладывают крылья перед рулежкой по полосе DH-89 в Скапа-Флоу. TBD находились в Скапа три месяца, пока &quo;Уосп" доставлял Спитфайры на Мальту. Перед вторым его выходом Уинстон Черчилль сказал: "Кто сказал, что оса (wasp) не может ужалить дважды?" |

TBD-1 из VT-8 на рампе военно-морской базы Норфолк, Вирджиния перед погрузкой на "Хорнет" в феврале 1942 г. Выйдя из Норфолка, "Хорнет" перешел на базу Аламеда в Калифорнии, гда разгрузил TBD и принял на борт армейские B-25 группы Дулитла для рейда на Токио. |

Палубная команда откатывает TBD-1 из VT-4 после того как он врезался в страховочный барьер на "Рейнджере", июль 1942 г. TBD не получил серьезных повреждений, был вскоре отремонтирован и вернулся к выполнению противолодочного патрулирования |

TBD-1 из VT-4 взлетает с "Рейнджера" для выполнения разведывательного полета в Атлантике. "Рейнджер" базировался на Гуантанамо (Куба) и в 1942 году осуществлял противолодочное патрулирование в южной Атлантике и Карибском море |

Пока экипажи ждут на палубе, палубная команда "Энтерпрайза" готовит TBD из VT-6 к рейду на Уэйк 24 февраля 1942 г. На некоторых TBD сохранились маленькие опознавательные знаки на фюзеляже, на других они увеличены |

Механик раскручивает инерционный стартер TBD-1 из VT-6 на борту "Энтерпрайза", апрель 1942 г. Откидная панель капота была спроектирована как мостик для облегчения обслуживания самолета. При выполнении разведывательных полетов TBD обычно несли 100-фн бомбы под крыльями. |

TBD, SB2U и F4F на палубе "Рейнджера" в южной Атлантике в 1942 г. "Рейнджер" использовал TBD до 27 августа 1942 г., после чего их сменили торпедоносцы Грумман TBF Эвенджер |

Палубная команда поднимает TBD-1 на палубу "Энтерпрайза" перед рейдом на Уэйк. Бомба на заднем плане - 500-фн бомба под фюзеляжем соседней машины. Фонарь кабины и полосы на киле прикрыты чехлами для меньшей заметности. |

TBD-1 (6-T-5) из VT-6 летит над Уэйком во время рейда "Энтерпрайза" 14 февраля 1942 г. VT-6 после этого не имела столкновений с противником до Битвы в Коралловом море тремя месяцами позже. |
Дальше...
|

|