Дуглас TBD Девастейтор, ч.4 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Дуглас TBD Девастейтор, ч.4 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй

Боевое применение

TBD выстроились для взлета на палубе "Саратоги" в начале 1941 г. Самолеты окрашены в светло-серый камуфляж, введенный Флотом в декабре 1940 г. Помимо нового камуфляжа был уменьшен размер опознавательных знаков на фюзеляже.
TBD выстроились для взлета на палубе "Саратоги" в начале 1941 г. Самолеты окрашены в светло-серый камуфляж, введенный Флотом в декабре 1940 г. Помимо нового камуфляжа был уменьшен размер опознавательных знаков на фюзеляже.

В конце 1940 года события в Европе совершенно ясно показали, что рано или поздно Соединенные Штаты окажутся втянутыми в войну. Битва за Британию и подписание Японией Пакта Оси с Германией и Италией заставило президента Рузвельта задуматься об увеличении своего авианосного флота. А до этого, в октябре 1938 года он приказал Тихоокеанскому флоту переместиться со своей постоянной базы в Сан-Диего в Калифорнии на Гавайи в Перл Харбор для того, чтобы сократить время его развертывания на передовые базы в Тихом океане.

В Атлантике в это время проводились для "демонстрации флага" Нейтральные Патрули. Первоначально участвовавшие в них TBD имели довоенную окраску - фюзеляж цвета алюминия и ярко-желтые верхние поверхности крыльев с цветовой маркировкой киля и кромок капота. Единственной специальной маркировкой было нанесение национального опознавательного знака по бортам на капот или переднюю часть фюзеляжа для лучшей идентификации. С ухудшением международной обстановки командование Флот решило нанести камуфляж на все авианосные самолеты. Бюро Аэронавтики распорядилось окрасить все авианосные самолеты в матовый светло-серый цвет.

Когда война приблизилась уже вплотную Флот издал приказ о снятии с крыльев боевых TBD емкостей плавучести. Это было сделано из соображений секретности для того, чтобы предотвратить попадание в руки противника самолетов, совершивших вынужденную посадку на воду. На некоторых TBD была предпринята еще одна полевая модернизация - в VT-6 техники установили на своих самолетах дополнительную антенну радиокомпаса, идущую от киля до противокапотажного пилона.

Во время японской атаки Перл Харбора 7 декабря 1941 г. ни одного из тихоокеанских авианосцев ("Лексингтон", "Саратога" и "Энтерпрайз") в гавани не оказалось и в последующие два месяца основная нагрузка по ведению боевых действий легла именно на них. Первыми наступательными операциями стали удары по Кваджалейну, Джалуайту и Тароа на Маршалловых и Гилбертовых островах. TBD из VT-6 с "Энтерпрайза" нанесли удар по Кваджалейну 1 февраля 1942 года, атаковав корабли в гавани а самолеты VT-5 с "Йорктауна" тем же утром атаковали Джалуайт. Только проблемы с торпедами Mk.XIII помешали назвать эти рейда вполне успешными. На Кваджалейне пилоты VT-6 утопили вооруженный траулер и повредили еще семь судов не понеся при этом потерь. День спустя VT-6 нанес новый визит на Кваджалейн на этот раз с 500 фунтовыми бомбами, предназначавшимися авиабазе и хранилищам топлива. Строениям базы был нанесен серьезный ущерб и некоторое количество топливных танков было сожжено, но тем не менее база продолжала действовать.

VT-5 при атаке кораблей в гавани Джалуайта потерял четыре машины. Две сели на вынужденную в гавани Джалуайта, оставшись без горючего. Это были машины 5-T-10 (рег. номер 0298) с экипажем в составе лейтенанта Гарлана Джонсона, главного петти-офицера Чарльза Фоша и радиста 1-го класса Далзелла и самолет с регистрационным номером 1515 с экипажем в составе младшего лейтенанта Г.Р. Хинга, специалиста 3-го класса Старбла и радиста 1-го класса Страйкера Виндхема [звания даны в примерном переводе - прим. перев.]. Лейтенант (впоследствии - адмирал) Джонсон так вспоминал об этих событиях:

TBD-1 из VT-3 над линкором типа "Мериленд" во время Нейтральных Патрулей в 1941 г. Выпустив шасси и посадочный крюк самолет заходит на посадку на "Саратогу". TBD в тот период как правило использовались в качестве разведчиков и не несли торпед.
TBD-1 из VT-3 над линкором типа "Мериленд" во время Нейтральных Патрулей в 1941 г. Выпустив шасси и посадочный крюк самолет заходит на посадку на "Саратогу". TBD в тот период как правило использовались в качестве разведчиков и не несли торпед.
Рейд на Джалуайт планировался на максимальную дальность и поэтому мы должны были взлететь настолько рано, насколько позволит погода. Командование, планируя эту операцию, совершенно проигнорировало тот факт, что корабль в это время будет удаляться от нас со скоростью 25 узлов, равно как и тот факт, что на борту были SBD, обладающие куда большей дальностью полета чем мы. Мы пролетели над первым (восточным) из цепочки островов атолла Джалуайт не заметив его в тумане. Мы летели по приборам на высоте около 500 футов, выпустив около 300 футов кабеля буксируемой антенны в качестве средства оповещения об опасно малой высоте. Подошло расчетное время выхода на цель, но мы ее не обнаружили. Мы не меняли курс еще минут десять-пятнадцать, но цели по прежнему не было. Я развернул самолет на обратный курс. Фоша также сообщил мне о нашей ошибке. После того, как мы достигли восточной границы цепочки островов, я прикинул время, нужное нам для возвращения на корабль и пришел к выводу, что мы не дотянем до него миль пятьдесят - семьдесят пять. Мы продолжали пролет в сторону корабля, пока не встретили несколько SBD, направляющихся домой. Я передал им SBD, присоединившиеся к нам несколько раньше. В охранении "Йорктауна" не было эсминцев, способных заняться поиском и спасением пилотов, а так как я не был уверен, что командование решится рискнуть крейсером чтобы подобрать нас, я обсудил с экипажем наши дальнейшие действия. Мы могли приземлиться в воду у Джалуайта и попробовать, конфисковав лодку добраться до своих, либо приземлиться на воду а дальше плыть по Тихому океану в спасательном плотике и надеяться на спасение. Экипаж единодушно был за Джалуайт. Тогда я, прервав радиомолчание, сообщил на корабль о решении приводняться у Джалуайта если они не предложат лучшего решения. С корабля не поступило ни слова. Тогда я развернулся назад и, вскоре, благополучно приземлился у Джалуайта.

После аварийного сброса бомб оба самолета благополучно приземлились в лагуне на расстоянии 100 футов друг от друга. Оба экипажа выбрались на берег, гда через некоторое время были захвачены японцами и до конца войны просидели в плену. Остальные два TBD из потерянных в тот день VT-6 столкнулись в воздухе и разбились.

30 декабря 1940 г. командование Флота приказало окрасить все тактические самолеты в матовый светло-серый цвет. TBD из VT-6, окрашенные по новой схеме, несут белые строевые номера на фюзеляже.
30 декабря 1940 г. командование Флота приказало окрасить все тактические самолеты в матовый светло-серый цвет. TBD из VT-6, окрашенные по новой схеме, несут белые строевые номера на фюзеляже.

За этим последовали другие авианосные рейды. VT-6 с "Энтерпрайза" 24 февраля 1942 г. нанесли удар по острову Уэйк, затем, 4 марта - по острову Маркус. Самый крупный удар был нанесен силами авиагрупп двух кораблей, "Лексингтона" и "Йорктауна", по Лаэ и Саламауа на Новой Гвинее. Авианосцы выпустили в воздух свои группы за сорок пять миль от побережья Новой Гвинеи, самолеты для обеспечения внезапности нападения пересекли горы Оуэн Стенли и атаковали две базы японцев. К сожалению самой крупной целью в гавани оказался старый легкий крейсер. Из двадцати трех сброшенных торпедоносцами VT-2 и VT-5 торпед только одна поразила цель - транспорт водоизмещением 6000 тонн. Повторилась старая история с некачественными торпедами и дефектными взрывателями. Однако главным успехом этого рейда был большой моральный подъем американцев. На следующий день все газеты вышли с крупными заголовками "Перл Харбор отомщен!".

В этом рейде стали явно заметны как проблемы TBD - малая скорость и боевой радиус, так и проблемы торпеды Mk.XIII. Однако большинство флотского начальства утвердилось в мысли, что TBD продолжает оставаться достаточно эффективным оружием. Стоит, правда, сделать поправку на то, что Девастейторы не встретили сколь-нибудь серьезного противодействия японских истребителей и имели при этом свое надежное истребительное прикрытие. Если бы это было не так, результаты рейда могли бы стать гораздо более плачевными.

TBD-1 из VT-3 заходит на посадку на "Саратогу" во время Нейтральных патрулей в октябре 1941 г. Этот камуфляж хорошо себя зарекомендовал в Атлантике, делая самолет трудноразличимым на фоне серых зимних облаков.
TBD-1 из VT-3 заходит на посадку на "Саратогу" во время Нейтральных патрулей в октябре 1941 г. Этот камуфляж хорошо себя зарекомендовал в Атлантике, делая самолет трудноразличимым на фоне серых зимних облаков.
TBD-1 в светло-сером камуфляже, дающем куда лучшую маскировку по сравнению с яркой предвоенной схемой окраски. Размер опознавательных знаков на фюзеляже уменьшен. Буквенный код на крыльях нанесен белой краской.
TBD-1 в светло-сером камуфляже, дающем куда лучшую маскировку по сравнению с яркой предвоенной схемой окраски. Размер опознавательных знаков на фюзеляже уменьшен. Буквенный код на крыльях нанесен белой краской.
Наземный персонал откатывает TBD-1 из VT-8 на рампе базы Норфолк, Вирджиния осенью 1941 г. Самолет окрашен по новой схеме - серо-синие верхние поверхности и светло-серый низ. На киле нанесены красно-белые полосы.
Наземный персонал откатывает TBD-1 из VT-8 на рампе базы Норфолк, Вирджиния осенью 1941 г. Самолет окрашен по новой схеме - серо-синие верхние поверхности и светло-серый низ. На киле нанесены красно-белые полосы.
TBD-1 из VT-6 заходит на посадку на "Энтерпрайз" после рейда на Кваджалейн и Тароа 1 февраля 1942 г. Часть самолетов несла торпеды, часть - 500 фунтовые бомбы
TBD-1 из VT-6 заходит на посадку на "Энтерпрайз" после рейда на Кваджалейн и Тароа 1 февраля 1942 г. Часть самолетов несла торпеды, часть - 500 фунтовые бомбы.
Босн Бриггс из палубной команды подает сигналы TBD-1 с двумя 500-фн бомбами на центральном узле подвески, в то время как палубная команда освобождает его посадочный крюк после посадки на "Йорктаун" после рейда на Джалуайт 1 февраля 1942 г.
Босн Бриггс из палубной команды подает сигналы TBD-1 с двумя 500-фн бомбами на центральном узле подвески, в то время как палубная команда освобождает его посадочный крюк после посадки на "Йорктаун" после рейда на Джалуайт 1 февраля 1942 г.
TBD-1 был оборудован новыми более обтекаемыми дверцами окна бомбардировочного прицела. Новые дверцы имели по два кронштейна вместо трех.
TBD-1 был оборудован новыми более обтекаемыми дверцами окна бомбардировочного прицела. Новые дверцы имели по два кронштейна вместо трех.
Руководитель посадки с "Энтерпрайза" выводит на глиссаду TBD-1 из VT-6 после рейда на Кваджалейн 1 февраля 1942 г. Самолет несет 500-фн бомбу под фюзеляжем.
Руководитель посадки с "Энтерпрайза" выводит на глиссаду TBD-1 из VT-6 после рейда на Кваджалейн 1 февраля 1942 г. Самолет несет 500-фн бомбу под фюзеляжем.
TBD-1 взлетает с "Рейнджера" для выполнения разведывательного полета в начале 1942 г. "Рейнджер" сначала был признан непригодным для использования TBD-1, но впоследствии на нем был размещен VT-4. Предвоенные нормы были пересмотрены.
TBD-1 взлетает с "Рейнджера" для выполнения разведывательного полета в начале 1942 г. "Рейнджер" сначала был признан непригодным для использования TBD-1, но впоследствии на нем был размещен VT-4. Предвоенные нормы были пересмотрены.
В марте 1942 г "Уосп" пришел в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Шотландии. Его авиагруппа перелетела на береговой аэродром а взамен на корабль было погружено тридцать Спитфайров для доставки на Мальту. На снимке - TBD из VT-7 и F4F из VT-71 делят аэродром с Фулмарами Королевского флота.
В марте 1942 г "Уосп" пришел в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Шотландии. Его авиагруппа перелетела на береговой аэродром а взамен на корабль было погружено тридцать Спитфайров для доставки на Мальту. На снимке - TBD из VT-7 и F4F из VT-71 делят аэродром с Фулмарами Королевского флота.
Оружейники снаряжают 7,62-мм носовой пулемет патронами с синей краской в то время как механики заправляют F4F, март 1942 г.. Краска позволяет определить какой конкретно самолет попал по мишени.
Оружейники снаряжают 7,62-мм носовой пулемет патронами с синей краской в то время как механики заправляют F4F, март 1942 г.. Краска позволяет определить какой конкретно самолет попал по мишени.
TBD-1 из VT-6 выполняет учебный сброс торпеды. VT-6 стал одним из первых дивизионов, покрасивших свои самолеты в новый сине-серый камуфляж в октябре 1941 г
TBD-1 из VT-6 выполняет учебный сброс торпеды. VT-6 стал одним из первых дивизионов, покрасивших свои самолеты в новый сине-серый камуфляж в октябре 1941 г.
TBD-1 и SB2U из авиагруппы "Уоспа" на смотре в марте 1942 г. Находясь в Скапа-Флоу в марте 1942 г. TBD из VT-7 выполняли  противолодочное патрулирование.
TBD-1 и SB2U из авиагруппы "Уоспа" на смотре в марте 1942 г. Находясь в Скапа-Флоу в марте 1942 г. TBD из VT-7 выполняли противолодочное патрулирование.
TBD-1 раскладывают крылья перед рулежкой по полосе DH-89 в Скапа-Флоу. TBD находились в Скапа три месяца, пока &quo;Уосп" доставлял Спитфайры на Мальту. Перед вторым его выходом Уинстон Черчилль сказал: "Кто сказал, что оса (wasp) не может ужалить дважды?"
TBD-1 раскладывают крылья перед рулежкой по полосе DH-89 в Скапа-Флоу. TBD находились в Скапа три месяца, пока &quo;Уосп" доставлял Спитфайры на Мальту. Перед вторым его выходом Уинстон Черчилль сказал: "Кто сказал, что оса (wasp) не может ужалить дважды?"
TBD-1 из VT-8 на рампе военно-морской базы Норфолк, Вирджиния перед погрузкой на "Хорнет" в феврале 1942 г. Выйдя из Норфолка, "Хорнет" перешел на базу Аламеда в Калифорнии, гда разгрузил TBD и принял на борт армейские B-25 группы Дулитла для рейда на Токио.
TBD-1 из VT-8 на рампе военно-морской базы Норфолк, Вирджиния перед погрузкой на "Хорнет" в феврале 1942 г. Выйдя из Норфолка, "Хорнет" перешел на базу Аламеда в Калифорнии, гда разгрузил TBD и принял на борт армейские B-25 группы Дулитла для рейда на Токио.
Палубная команда откатывает TBD-1 из VT-4 после того как он врезался в страховочный барьер на "Рейнджере", июль 1942 г. TBD не получил серьезных повреждений, был вскоре отремонтирован и вернулся к выполнению противолодочного патрулирования
Палубная команда откатывает TBD-1 из VT-4 после того как он врезался в страховочный барьер на "Рейнджере", июль 1942 г. TBD не получил серьезных повреждений, был вскоре отремонтирован и вернулся к выполнению противолодочного патрулирования
TBD-1 из VT-4 взлетает с "Рейнджера" для выполнения разведывательного полета в Атлантике. "Рейнджер" базировался на Гуантанамо (Куба) и в 1942 году осуществлял противолодочное патрулирование в южной Атлантике и Карибском море
TBD-1 из VT-4 взлетает с "Рейнджера" для выполнения разведывательного полета в Атлантике. "Рейнджер" базировался на Гуантанамо (Куба) и в 1942 году осуществлял противолодочное патрулирование в южной Атлантике и Карибском море
Пока экипажи ждут на палубе, палубная команда "Энтерпрайза" готовит TBD из VT-6 к рейду на Уэйк 24 февраля 1942 г. На некоторых TBD сохранились маленькие опознавательные знаки на фюзеляже, на других они увеличены
Пока экипажи ждут на палубе, палубная команда "Энтерпрайза" готовит TBD из VT-6 к рейду на Уэйк 24 февраля 1942 г. На некоторых TBD сохранились маленькие опознавательные знаки на фюзеляже, на других они увеличены
Механик раскручивает инерционный стартер TBD-1 из VT-6 на борту "Энтерпрайза", апрель 1942 г. Откидная панель капота была спроектирована как мостик для облегчения обслуживания самолета. При выполнении разведывательных полетов TBD обычно несли 100-фн бомбы под крыльями.
Механик раскручивает инерционный стартер TBD-1 из VT-6 на борту "Энтерпрайза", апрель 1942 г. Откидная панель капота была спроектирована как мостик для облегчения обслуживания самолета. При выполнении разведывательных полетов TBD обычно несли 100-фн бомбы под крыльями.
TBD, SB2U и F4F на палубе "Рейнджера" в южной Атлантике в 1942 г. "Рейнджер" использовал TBD до 27 августа 1942 г., после чего их сменили торпедоносцы Грумман TBF Эвенджер
TBD, SB2U и F4F на палубе "Рейнджера" в южной Атлантике в 1942 г. "Рейнджер" использовал TBD до 27 августа 1942 г., после чего их сменили торпедоносцы Грумман TBF Эвенджер
Палубная команда поднимает TBD-1 на палубу "Энтерпрайза" перед рейдом на Уэйк. Бомба на заднем плане - 500-фн бомба под фюзеляжем соседней машины. Фонарь кабины и полосы на киле прикрыты чехлами для меньшей заметности.
Палубная команда поднимает TBD-1 на палубу "Энтерпрайза" перед рейдом на Уэйк. Бомба на заднем плане - 500-фн бомба под фюзеляжем соседней машины. Фонарь кабины и полосы на киле прикрыты чехлами для меньшей заметности.
TBD-1 (6-T-5) из VT-6 летит над Уэйком во время рейда "Энтерпрайза" 14 февраля 1942 г. VT-6 после этого не имела столкновений с противником до Битвы в Коралловом море тремя месяцами позже.
TBD-1 (6-T-5) из VT-6 летит над Уэйком во время рейда "Энтерпрайза" 14 февраля 1942 г. VT-6 после этого не имела столкновений с противником до Битвы в Коралловом море тремя месяцами позже.

Дальше...
 

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй
Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй
Home pageHomeАвиацияTBD-1 ДевастейторTBD-1 Девастейтор ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, камуфляж 1, 2, Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй