Дуглас TBD Девастейтор, ч.6 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Дуглас TBD Девастейтор, ч.6 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй

Мидуэй

Палубная команда удерживает вооруженный торпедой TBD из VT-6 на элеваторе "Энтерпрайза". Опознавательбные знаки на крыльях закрыты чехлами для уменьшения заметности.
Палубная команда удерживает вооруженный торпедой TBD из VT-6 на элеваторе "Энтерпрайза". Опознавательбные знаки на крыльях закрыты чехлами для уменьшения заметности.

Знаменитая битва при Мидуэе положила конец карьере TBD, как торпедоносца первой линии. К этому времени командованием флота уже было принято решение о замене Девастейторов на TBF Эвенджеры фирмы Грумман как только начнутся их поставки на флот и торпедный дивизион VT-8 с авианосца "Хорнет" уже начал тренировки на новой машине. Дивизион был разделен, половина его отправилась на базу Норфолк в Вирджинии для переподготовки а оставшаяся часть вышла в море на "Хорнете", все еще укомплектованном TBD.

Военно-морская разведка сообщила адмиралу Нимитцу о том, что следующей японской морской операцией станет высадка на Мидуэй. Японцы надеялись в решительной морской битве разгромить Тихоокеанский флот США и склонить чашу весов на Тихом океане в свою пользу. Зная это, адмирал Нимитц приготовил им ловушку, сконцентрировав наличные силы и приведя три своих ударных авианосца ("Йорктаун", "Хорнет" и "Энтерпрайз") в точку, известную как "Поинт Лаки" к северу от Мидуэя.

Пока все три торпедных дивизиона готовились к предстоящей битве, командир VT-8 заказал для своих Девастейторов спаренные установки 7,62-мм пулеметов для установки в задние кабины. Эти установки имелись в наличии как запасные комплекты для SBD, базирующихся на "Хорнете", но лейтенант-коммандер Джон Велдрон решил, что эти установки нужнее его TBD, которые в этом случае получат гораздо больше шансов уцелеть, нежели чем с одинарной пулеметной точкой, стандартно смонтированной на Девастейторе. Остальные два дивизиона - VT-6 с "Энтерпрайза" и VT-3 с "Йорктауна" сохранили на своих TBD стандартное вооружение.

Первые залпы битвы прогремели 4 июня 1942 г, когда японский флот был обнаружен патрульной Каталиной, вылетевшей с Мидуэя. Вслед за этим по японскому соединению нанесли удар шесть TBF из группы дивизиона VT-8, базирующейся на береговом аэродроме, совместно с армейскими B-17 и SB2U морской пехоты. В этой атаке Эвенджеры попаданий не добились и на Мидуэй вернулся только один из них.

Палубная команда расставляет TBD из VT-6 на полетной палубе "Энтерпрайза" перед началом Битвы при Мидуэе. Из четырнадцати взлетевших TBD
Палубная команда расставляет TBD из VT-6 на полетной палубе "Энтерпрайза" перед началом Битвы при Мидуэе. Из четырнадцати взлетевших TBD

В 7:00 "Энтерпрайз" и "Хорнет" выпустили свои ударные группы, несмотря на то, что расстояние до цели было очень велико и Девастейторам могло не хватить горючего для возвращения на свои корабли. VT-6 имела в своем составе четырнадцать TBD, строй VT-8 состоял из пятнадцати машин. Для пилотов VT-8 взлет был некоторым испытанием для нервной системы, так как они до этого ни разу не взлетали с палубы с подвешенными боевыми торпедами, но все они благополучно покинули "Хорнет". TBD взлетали с авианосцев последними и SBD к этому моменту почти сорок минут кружили в воздухе над авианосцами, пока не получили сигнал следовать к цели не дожидаясь более медленных Девастейторов. Примерно через час после взлета SBD последний Девастейтор покинул палубу и торпедные дивизионы взяли курс на японский флот.

Торпедоносцы шли к цели на малой высоте, прикрываемые сверху F4F из VF-6. VT-6 и VF-6 заранее оговорили кодовый сигнал, по которому Уайлдкэты должны были оказать помощь Девастейторам, но к сожалению, TBD, которые эскортировали истребители VF-6, были Девастейторами VT-8 лейтенанта-коммандера Джона Велдрона. Уайлдкэты пристроились не к тому дивизиону у которого сигнал к прикрытию был другим. В 9:30 Велдрон обнаружил противника и повел свои Девастейторы в атаку на авианосец "Кага". Пятнадцать TBD разделились на две группы - восемь машин в одной и семь в другой.

Торпедный дивизион 8 запаркован и закреплен на полетной палубе "Энтерпрайза" в ожидании начала битвы. Лишь некоторые из этих самолетов смогли вернуться на авианосец
Торпедный дивизион 8 запаркован и закреплен на полетной палубе "Энтерпрайза" в ожидании начала битвы. Лишь некоторые из этих самолетов смогли вернуться на авианосец

Практически сразу же Девастейторы попали под удар Зеро из истребительного прикрытия авианосцев. Один за одним TBD падали в море под огнем истребителей, до тех пор, пока не остался только один торпедоносец. Самолет с регистрационным номером 1518, пилотируемый энсайном Джорджем Гаем, оказался единственной машиной из VT-8, сбросившей торпеду на цель. Гай был сбит сразу после сброса торпеды, но сумел покинуть свой TBD, прежде чем тот затонул. Он оказался единственным выжившим из Восьмого торпедного дивизиона.

VT-6 вышел на цель несколькими минутами позже VT-8. Лейтенант-коммандер Линдсей разделил свои четырнадцать TBD на две группы и начал маневр атаки на "Кага". Чтобы прорваться к авианосцу, TBD должны были преодолеть внешний заслон легких крейсеров примерно в двенадцати-пятнадцати милях от цели, затем оборонительные порядки тяжелых крейсеров и линкоров примерно в шести милях от цели. При этом японские корабли непрерывно маневрировали, помешав второй группе торпедоносцев выйти в атаку. После прорыва внешнего заслона Девастейторы попали под удар Зеро. К тому моменту выхода на рубеж сброса торпед от дивизиона осталось только четыре машины. Пока Девастейторы подвергались ударам Зеро, истребители VF-6 находились значительно выше в ожидании сигнала о непосредственном прикрытии, которого так и не последовало. Лейтенант Роберт Лауб успешно торпедировал японский авианосец, который был поврежден и начал отходить на базу. На отходе от цели бортстрелок заметил также взрывы на трех японских авианосцах - SBD из VB-5 и VB-3 успешно атаковали цель.

Непосредственно перед атакой пикировщиков над японским флотом появились двенадцать TBD из VT-3 в сопровождении семнадцати SBD из VB-3 и шести F4F из VF-3. Заходя на атаку TBD потеряли контакт с VB-3, так что все идеи о координированной атаке пришлось оставить. Девастейторы под командованием лейтенанта-коммандера Ланса Масси были перехвачены девятью Зеро примерно в пятнадцати милях от японских авианосцев. Заходя на атаку с пикирования Зеро сбивали TBD один за одним. К моменту выхода на рубеж сброса торпед были сбиты семь из двенадцати TBD. Пять уцелевших машин выполнили торпедную атаку по "Сорю", который, впрочем, успешно отманеврировал медленные торпеды Mk.XIII. Еще три TBD были сбиты на отходе от цели, так что на "Энтерпрайз" вернулись только две машины.

Лейтенант-коммандер Джон Велдрон, командир VT-8 с "Хорнета". Перед вылетом в бой он сказал своим пилотам, что даже если только доин из них сумеет долететь до японских авианосцев, он должен выйти в атаку и сбросить торпеду
Лейтенант-коммандер Джон Велдрон, командир VT-8 с "Хорнета". Перед вылетом в бой он сказал своим пилотам, что даже если только доин из них сумеет долететь до японских авианосцев, он должен выйти в атаку и сбросить торпеду

Из сорока одного стартовавшего TBD на корабли Тактической группы 17 вернулись только шесть, причем одному из них не хватило горючего на заход на посадку и он сел на воду около "Энтерпрайза". Потери торпедоносцев в этом бою достигли 90%. TBD оказались слишком медлительными для того, чтобы выжить под серьезными атаками истребителей. Без достаточного истребительного прикрытия они были обречены.

Но разгром трех торпедных дивизионов не прошел японцам даром. Когда два уцелевших TBD из VT-3 еще отстреливались от Зеро на отходе, лейтенант-коммандер Вейд Мак-Класки повел в атаку тридцать семь Даунтлессов с "Энтерпрайза". К ним присоединились пикировщики из VB-3 с "Йорктауна". Зеро гонялись за Девастейторами на малой высоте и пикировщики смогли провести свою атаку не встретив истребительного противодействия.

Первым под удар SBD попал "Акаги", на котором загорелись самолеты на палубе а одна бомба, пробив элеватор, вызвала взрыв авиационных торпед в ангаре. Несколькими минутами позже бомбы настигли "Кага", пробив полетную палубу и вызвав взрывы его собственных бомб и торпед. VB-3 под командованием лейтенанта-коммандера Максвелла Лесли атаковал "Сорю". Картина повторилась третий раз за день - бомбы, пробившие полетную палубу, взрывы самолетов и боеприпасов в ангарах и пылающая развалина вместо корабля. Энсайн Гай, плавающий в воде, стал свидетелем уничтожения трех четвертей авианосных сил японского Императорского флота. Пикировщики заплатили за успех шестнадцатью самолетами из группы Мак-Класки.

Первая японская контратака с уцелевшего "Хирю" повредила "Йорктаун", но его команда погасила пожар и корабль снова стал полностью боеспособным. Вторая волна атаки состояла из шести торпедоносцев Кейт. Два из них были сбиты, но остальные четыре смогли сбросить свои торпеды с дистанции около 500 ярдов. Поврежденный "Йорктаун" слишком медленно двигался для того, чтобы отманеврировать все торпеды и получил две из них в левый борт. Когда крен "Йорктауна" стал критическим, его капитан, кептен Букмейстер, приказал покинуть корабль.

Пока вокруг "Йорктауна" кипел бой, десять SBD разведывательного дивизиона, взлетевшие несколько ранее, нашли "Хирю". "Энтерпрайз" немедленно выпустил волну атаки из двадцати четырех SBD, которые настигли последний японский авианосец в 17:00. Четыре бомбовых попадания в полетную палубу вызвали большой пожар. Корабль оставался на плаву весь следующий день, после чего выгоревший авианосец был добит торпедами японского эсминца. Ценой потери пятидесяти самолетов и авианосца "Йорктаун" Флот США уничтожил четыре ударных авианосца, гордость японского флота. В полночь 5 июня 1942 г адмирал Ямамото передал флоту сигнал: "Операция при Мидуэе прекращается".

За несколько дней до Мидуэя Дж. Велдрон, командир VT-8, приказал оборудовать свои TBD спаренными 7,62-мм пулеметными турелями. Турели были взяты из запасных частей для двух дивизионов SBD с "Энтерпрайза"
За несколько дней до Мидуэя Дж. Велдрон, командир VT-8, приказал оборудовать свои TBD спаренными 7,62-мм пулеметными турелями. Турели были взяты из запасных частей для двух дивизионов SBD с "Энтерпрайза"

Последней операцией TBD стало потопление 6 июня тяжелого крейсера "Микума". Крейсер был поврежден в столкновении с "Могами". Позицию японских кораблей засекла американская подводная лодка и адмирал Спрюйенс приказал авиагруппе "Энтерпрайза" атаковать крейсера. Три оставшихся TBD из VT-6 вошли в состав ударной группы атаковавшей "Микума" и "Могами". После атаки Даунтлессов и Девастейторов "Микума" загорелся и затонул. "Могами" был тяжело поврежден, но сумел укрыться в Труке, однако ремонтировался после этого он почти год.

Отчеты об операции, написанные офицерами "Йорктауна" после битвы при Мидуэе ясно обозначили конец пребыванию на флоте TBD в качестве торпедоносца первой линии. Рапорт заканчивался выводом: "Таким образом, этот бой достаточно ясно показал уязвимость TBD. Рекомендуется заменить все уцелевшие TBD на TBF как можно быстрее". Этот рапорт подписал лейтенант Лауб, самый старший по званию из выживших офицеров всех трех торпедных дивизионов. Рапорт гласил, что дивизионы Девастейторов были разгромлены по пяти основным причинам:

  1. искусное маневрирование японских кораблей, что сделало выход на рубеж сброса торпед более долгим, нежели ожидалось;
  2. противодействие Зеро, которые к тому же имели возможность сделать по несколько заходов на TBD;
  3. плохая координация действий с дивизионами пикирующих бомбардировщиков;
  4. плохая координация действий с истребительным эскортом;
  5. плотный зенитный огонь с кораблей эскорта и авианосцев.

Уцелевший TBD из VT-6 садится на "Энтерпрайз" после Битвы при Мидуэе. Несмотря на численное превосходство противника, три группы с американских авианосцев потопили четыре японских авианосца и предотвратили вторжение на Мидуэй
Уцелевший TBD из VT-6 садится на "Энтерпрайз" после Битвы при Мидуэе. Несмотря на численное превосходство противника, три группы с американских авианосцев потопили четыре японских авианосца и предотвратили вторжение на Мидуэй

TBD оказались слишком медлительными, чтобы уклониться от истребителей и зенитного огня. Также лейтенант Лауб отметил, что хотя летал на TBD в общей сложности четыре года, он никогда не сбрасывал боевую торпеду кроме одного раза незадолго перед войной.

После Мидуэя оставшиеся TBD быстро исчезли из подразделений первой линии. VT-7 был переоснащен TBF перед тем, как авианосец "Уосп" был переведен на Тихий океан. VT-4 с авианосца "Рейнджер" сохранил свои TBD для выполнения патрульных миссий в Карибском море до августа 1942 г. когда дивизион был переведен в резерв а TBD переданы в учебные подразделения.

TBD использовались в качестве учебных машин в Корпусе Кристи в Техасе до конца 1942 г. На авиабазе в Майями некотрое количество TBD летало до конца 1934 г. Остальные служили на базе Гленвью в Иллинойсе до начала 1944 г., затем были переведены на базу Далгрен в Вирджинии, где летали до августа 1944 г. Последний TBD использовался командующим вспомогательной авиацией Западного побережья до ноября 1944 г, после чего был списан.

За шесть лет, пока TBD стоял на вооружении, он прошел путь от наиболее современного самолета на флоте до безнадежно устаревшего и отправленного в резерв. Но он являл собой важный шаг в конструировании самолетов предвоенного периода и самого начала Второй мировой войны.

Чертежи

Дуглас TBD Даунтлесс. Лист 1 Дуглас TBD Даунтлесс. Лист 2 Дуглас TBD Даунтлесс. Лист 3

Дальше...
 

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй
Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй
Home pageHomeАвиацияTBD-1 ДевастейторTBD-1 Девастейтор ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, камуфляж 1, 2, Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй