Дуглас TBD Девастейтор, ч.2 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Дуглас TBD Девастейтор, ч.2 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй

TBD-1

Этот TBD-1 (рег. номер 0268), ставший первым серийным TBD, сошел с конвейра завода Дугласа в Санта Монике, Калифорния. Самолет был перегнан на базу Анакостия 27 июня 1937 г. и формально принят Флотом 3 августа 1937 г. Он был оставлен Флотом для испытаний и никогда не зачислялся в боевые дивизионы
Этот TBD-1 (рег. номер 0268), ставший первым серийным TBD, сошел с конвейра завода Дугласа в Санта Монике, Калифорния. Самолет был перегнан на базу Анакостия 27 июня 1937 г. и формально принят Флотом 3 августа 1937 г. Он был оставлен Флотом для испытаний и никогда не зачислялся в боевые дивизионы

Первый серийный TBD-1 совершил первый полет в начале мая 1937 г. с заводского аэродрома Дуглас в Санта-Монике, после чего 27 июня был передан на флотские приемные испытания на базу Анакостия. Внешне самолет почти не отличался от модернизированного прототипа. Он имел новую кабину и противокапотажный пилон. 800 лс двигатель Пратт-Уитни XR-1830-60 был заменен серийным 900 лс мотором Пратт-Уитни R-1830-64 с десятифутовым трехлопастным винтом постоянной скорости вращения Гамильтон Стандарт. Нижняя часть капота была перепроектирована для получения более плавного сопряжения с фюзеляжем а киль и руль направления несколько увеличены в размерах для улучшения путевой устойчивости и управляемости. Первые два серийных самолета (рег. 0268 и 0269) были оставлены Флотом для различных испытаний.

Поступивший на вооружение TBD-1 был на тот момент наиболее современным из всех торпедоносцев своего времени и заслужил массу эпитетов "первый" во Флоте США. Он, в частности, стал первым цельнометаллическим монопланом, принятым Флотом на вооружение. Он нес первую торпеду, специально спроектированную для применения с самолетов. Эта торпеда - Блисс-Левит Mk.XIII, имела калибр 457 мм, длину 4,57 м и вес 907 кг. Он был первым флотским самолетом, оборудованным гидравлическим приводом складывания крыльев. Привод складывания крыльев управлялся из кабины пилота рычагом, расположенным по правому борту, так что пилот мог проделывать эту операцию не покидая кабины.

По стандартам 1937 г. TBD-1 был очень велик для палубного самолета. Длина его составляла 10,6 м а высота 4,60 м. Его крылья с обшивкой из гофрированного алюминия имели большую площадь и удлинение, что обеспечивало великолепную управляемость на малых скоростях. Благодаря малой нагрузке на крыло, посадочная скорость TBD не превышала 63 мили/ч (101,3 км/ч). Малая нагрузка на крыло также обеспечивала TBD-1 отличную маневренность. Пилоты утверждали, что на TBD-1 можно выполнять все фигуры пилотажа, какие только позволяла мощность мотора, включая петли и бочки. Но, вместе с тем, они сообщали, что с полной боевой загрузкой TBD-1 становится подчас тяжелым и вялым в управлении.

Для обеспечения безопасности при вынужденной посадке на воду в каждом крыле монтировались надувные прорезиненные емкости непотопляемости, которые должны были удерживать самолет на плаву до тех пор, пока экипаж его не покинет. Заполнение емкостей плавучести могло быть включено вручную пилотом или бомбардиром или автоматически. Емкости заполнялись углекислым газом из баллона, смонтированного в кабине бомбардира. Кроме этого в каждом крыле размещалось по непротектированному топливному баку, общей емкостью 207 галлонов (783,4 л).

TBD-1 стал первым самолетом Флота, оборудованным гидравлической системой складывания консолей крыльев. Внешние 13-футовые секции крыла смыкались над кабиной. Механизм складывания крыльев мог быть приведен в действие как из кабины пилота, так и из кабины стрелка
TBD-1 стал первым самолетом Флота, оборудованным гидравлической системой складывания консолей крыльев. Внешние 13-футовые секции крыла смыкались над кабиной. Механизм складывания крыльев мог быть приведен в действие как из кабины пилота, так и из кабины стрелка

Вооружение TBD-1 состояло из неподвижного 7,62-мм пулемета Браунинг M2, установленного под капотом двигателя по правому борту и турельного M2 Браунинга у стрелка-радиста. В походном положении турельный пулемет убирался в нишу позади кабины стрелка, закрывающуюся сверху створками. Пилот наводил в цель неподвижный пулемет используя телескопический прицел Mk.IV, установленный в нижней передней части лобового остекления кабины. Вместо неподвижного 7,62-мм Браунинга мог быть установлен 12,7-мм пулемет Браунинг M2. Частенько случалось, что на части самолетов дивизиона были установлены 12,7-мм пулеметы, а на остальных - 7,62-мм.

На внешней подвеске TBD-1 мог нести различные комбинации вооружения в зависимости от решаемой задачи. При торпедных атаках на центральный узел подвески устанавливалась торпеда Mk.XIII или Mk.VII-28. При бомбардировочных вылетах TBD-1 мог нести до двенадцати 100 фунтовых (45 кг) бомб на подкрыльевых узлах подвески. Два бомбодержателя Mk.XXXV устанавливались под фюзеляжем по обоим сторонам от узла подвески торпеды. На них могли подвешиваться 500 фунтовые (226 кг) или 1000 фунтовые (454 г) бомбы. Для горизонтального бомбометания использовался бомбардировочный прицен "Норден", смонтированный в фюзеляже под сиденьем пилота. Бомбардир использовал прицел лежа на полу кабины и целясь сквозь окно в полу фюзеляжа. Когда бомбардировочный прицел не использовался, Это окно закрывалось снаружи двумя откидными створками. Наведение торпеды осуществлял пилот с помощью телескопического прицела и автомата торпедной стрельбы, смонтированного под прицелом.

Длинный фонарь кабины с частыми переплетами состоял из семи секций, четыре из которых были сдвижными. При взлете и посадке у экипажей быстро вошло в привычку открывать все сдвижные секции. Это делалось для того, чтобы иметь возможность быстро покинуть самолет при приводнении или аварийной посадке. Да и при боевых вылетах TBD-1 частенько летали с открытыми передней и задней сдвижными секциями.

16 августа 1938 г. Флот заказал еще пятнадцать TBD-1 для возмещения самолетов, потерянных в летных происшествиях и для вооружения новых дивизионов. Эти самолеты (рег. номера с 1505 по 1519) несколько отличались от TBD-1 первой производственной серии. "Дорожки" для перемещения экипажа по крылу стали вдвое шире (восемнадцать дюймов вместо девяти) и один из идентификационных хвостовых огней переместился с левого стабилизатора на киль.

TBD-1 официально поступили на вооружение торпедных дивизионов когда третий серийный самолет (рег. номер 0270) был передан Третьему торпедному дивизиону (VT-3) на борту авианосца "Саратога" (CV-3) 5 октября 1937 г.

На сборочных участках 14 и 15 на TBD-1 монтировались проводка, емкости плавучести и другое оборудование. Далее машины перемещаются на участок 16, где монтируются консоли крыла
На сборочных участках 14 и 15 на TBD-1 монтировались проводка, емкости плавучести и другое оборудование. Далее машины перемещаются на участок 16, где монтируются консоли крыла
TBD-1 проходит проверку выпуска шасси на заводе Дуглас. Самолет предназначен для дивизиона VT-2 на борту "Лексингтона" и несет на фюзеляже эмблему дивизиона и код 2-T-15 на черной полосе на задней части фюзеляжа
TBD-1 проходит проверку выпуска шасси на заводе Дуглас. Самолет предназначен для дивизиона VT-2 на борту "Лексингтона" и несет на фюзеляже эмблему дивизиона и код 2-T-15 на черной полосе на задней части фюзеляжа
TBD-1 в сборочном цехе завода в Санта-Монике в январе 1938 г. В цехе находятся 14 самолетов в разной стадии сборки. На самолеты, предназначенные для различных дивизионов, опознавательные знаки наносились еще на заводе. Самолет на переднем плане предназначен для дивизиона VT-2 на борту "Лексингтона"
TBD-1 в сборочном цехе завода в Санта-Монике в январе 1938 г. В цехе находятся 14 самолетов в разной стадии сборки. На самолеты, предназначенные для различных дивизионов, опознавательные знаки наносились еще на заводе. Самолет на переднем плане предназначен для дивизиона VT-2 на борту "Лексингтона"
Носовой пулемет Браунинг на TBD-1 мог быть калибра 7,62 или 12,7-мм. Лафет пулемета предусматривал гашение вибрации при стрельбе и отвод стреляных гильз и звеньев ленты через желоба и окна в борту.
Носовой пулемет Браунинг на TBD-1 мог быть калибра 7,62 или 12,7-мм. Лафет пулемета предусматривал гашение вибрации при стрельбе и отвод стреляных гильз и звеньев ленты через желоба и окна в борту.
Телескопический прицел Mk.III модель 2 был смонтирован в лобовом стекле фонаря кабины пилота и дополнялся упрощенным открытым прицелом. Прицел использовался для ведения огня из носового пулемета. Непосредственно под ним монтировался автомат торпедной стрельбы Mk.XXIV
Телескопический прицел Mk.III модель 2 был смонтирован в лобовом стекле фонаря кабины пилота и дополнялся упрощенным открытым прицелом. Прицел использовался для ведения огня из носового пулемета. Непосредственно под ним монтировался автомат торпедной стрельбы Mk.XXIV
Телескопический прицел Mk.III модель 2 был снабжен резиновым наглазником для защиты пилота. Автомат торпедной стрельбы Mk.XXIV использовался для определения размера, скорости, курса и дистанции до цели. После установки этих данных автомат торпедной стрельбы выдавал правильную точку сброса торпеды.
Телескопический прицел Mk.III модель 2 был снабжен резиновым наглазником для защиты пилота. Автомат торпедной стрельбы Mk.XXIV использовался для определения размера, скорости, курса и дистанции до цели. После установки этих данных автомат торпедной стрельбы выдавал правильную точку сброса торпеды.
Две откидные дверцы закрывают окно бомбардировочного прицела, когда он не используется. Бомбардир открывал створки изнутри рукояткой со своей панели приборов
Две откидные дверцы закрывают окно бомбардировочного прицела, когда он не используется. Бомбардир открывал створки изнутри рукояткой со своей панели приборов
На TBD-1 был установлен бомбардировочный прицел Норден Mk.XV-3, использовавшийся при бомбометании с горизонта. Прицел был смонтирован под сиденьем пилота и бомбардир использовал прицел лежа на полу кабины.
На TBD-1 был установлен бомбардировочный прицел Норден Mk.XV-3, использовавшийся при бомбометании с горизонта. Прицел был смонтирован под сиденьем пилота и бомбардир использовал прицел лежа на полу кабины.
Регулируемое сиденье пилота на TBD-1 было сделано из алюминия. С левой сторона кабины пилота находились сектор газа, ручки управления триммерами и подачей топлива. На ранних TBD кабина имела натуральный цвет алюминия, на более поздних - стала окрашиваться желто-зеленой краской (Green Zinc Cromate).
Регулируемое сиденье пилота на TBD-1 было сделано из алюминия. С левой сторона кабины пилота находились сектор газа, ручки управления триммерами и подачей топлива. На ранних TBD кабина имела натуральный цвет алюминия, на более поздних - стала окрашиваться желто-зеленой краской (Green Zinc Cromate).
Сиденье бомбардира располагалось сразу за сиденьем пилота. Газовый баллон справа от сиденья предназначался для заполнения углекислым газом емкостей плавучести. Чашки сидений на TBD были рассчитаны на использование паращютов в качестве подушек сидений.
Сиденье бомбардира располагалось сразу за сиденьем пилота. Газовый баллон справа от сиденья предназначался для заполнения углекислым газом емкостей плавучести. Чашки сидений на TBD были рассчитаны на использование паращютов в качестве подушек сидений.
Кабина стрелка-радиста оборудовалась турелью для установки 7,62-мм пулемета Браунинг. Радиооборудование было установлено в передней части кабины, на снимке видны панели для его установки
Кабина стрелка-радиста оборудовалась турелью для установки 7,62-мм пулемета Браунинг. Радиооборудование было установлено в передней части кабины, на снимке видны панели для его установки.
Турельный 7,62-мм Барунинг был оснащен прицелом с ветровой компенсацией и пламегасителем. В походном положении пулемет убирался в нишу за кабиной стрелка и закрывался двумя складывающимися вниз створками.
Турельный 7,62-мм Барунинг был оснащен прицелом с ветровой компенсацией и пламегасителем. В походном положении пулемет убирался в нишу за кабиной стрелка и закрывался двумя складывающимися вниз створками.
Стандартная турельная установка, установленная на месте стрелка TBD-1, оснащалась 7,62-мм Браунингом с боекомплектом в 600 патронов. Сиденье стрелка вращалось вместе с пулеметом на 360°, пулемет мог при этом поворачиваться на 180° по горизонту и 90° по вертикали.
Стандартная турельная установка, установленная на месте стрелка TBD-1, оснащалась 7,62-мм Браунингом с боекомплектом в 600 патронов. Сиденье стрелка вращалось вместе с пулеметом на 360°, пулемет мог при этом поворачиваться на 180° по горизонту и 90° по вертикали.

Дальше...
 

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй
Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй
Home pageHomeАвиацияTBD-1 ДевастейторTBD-1 Девастейтор ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, камуфляж 1, 2, Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй