Дуглас TBD Девастейтор, ч.3 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Дуглас TBD Девастейтор, ч.3 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй

TBD-1A

Механики готовят к вылету TBD-1A. Человек в длинном плаще - представитель Морского авиационного завода. TBD-1A был оборудован ручками у задней кромки верхней поверхности правого крыла чтобы экипажу было проще попасть в машину.
Механики готовят к вылету TBD-1A. Человек в длинном плаще - представитель Морского авиационного завода. TBD-1A был оборудован ручками у задней кромки верхней поверхности правого крыла чтобы экипажу было проще попасть в машину.

Флот также проявил интерес к использованию TBD в качестве патрульного гидросамолета и 21 июня 1939 г. первый серийный TBD-1 (рег. номер 0268) был перегнан на Морской авиазавод в Филадельфии для установки поплавков фирмы EDO. Фирма EDO, названная по инициалам владельца - Эрла Доджа Осборна, производила поплавки для гидросамолетов Флота с 1925 г. и заслужила хорошую репутацию. Она производила легкие и прочные алюминиевые поплавки для самых различных областей применения. Установка двух поплавков на TBD-1 была окончена 14 августа 1939 г., после чего самолет получил флотское обозначение TBD-1A.

TBD-1A был идентичен с серийным TBD-1 во всем за исключением замены колесного шасси на поплавки EDO. Так как поплавкам приходилось выдерживать вес не только снаряженного самолета, но и 2000 фунтов торпеды Mk.XIII, поплавки TBD-1A были большей длины, чем применяемые обычно на одномоторных самолетах. Поплавки были 25 футов (7,5 м) длиной и крепились к самолету развитой системой алюминиевых стоек. Для того, чтобы TBD-1A можно было вытаскивать на берег для осмотра и обслуживания, фирма EDO разработала для него также специальную колесную тележку-кильблок. В процессе установки поплавков хвостовое колесо и посадочный крюк были демонтированы а ниша крепления хвостового колеса заделана. Для того, чтобы команде было проще попадать в самолет, на центроплане у корня правого крыла был установлен поручень.

Испытания поплавковый TBD проходил на базе Анакостия в Вашингтоне. После месяца предварительных испытаний самолет перелетел на базу Гоулд Айленд в Ньюпорте для продолжения испытательных полетов. Предварительные испытания показали, что установка поплавков никак не повлияла на летные качества TBD, за исключением снизившейся на 20 миль/ч скорости (чего вполне можно было ожидать). Летчики-испытатели также сообщили, что рулежные характеристики TBD-1A также весьма неплохи.

Наземная команда устанавливает трап, чтобы пилот и наблюдатель могли попасть в кабину TBD-1A в Ньюпорте на базе Род Айленд. База располагалась в закрытой гавани Коастер, прекрасно подходившей для испытания авиационных торпед. TBD-1A использовался для испытания торпед с 1939 по 1943 г.
Наземная команда устанавливает трап, чтобы пилот и наблюдатель могли попасть в кабину TBD-1A в Ньюпорте на базе Род Айленд. База располагалась в закрытой гавани Коастер, прекрасно подходившей для испытания авиационных торпед. TBD-1A использовался для испытания торпед с 1939 по 1943 г.

В 1936 году правительство Нидерландов выразило заинтересованность в приобретении TBD-1A для использования в качестве патрульного бомбардировщика в береговой обороне. Вариант TBD-1A, известный под названием De Vliegende Hollander (Летучий Голландец), должен был быть оснащен 1200 лс двигателем Пратт-Уитни GR-1820-G105A, таким же, как и на выпускающихся по голландскому заказу истребителях Брюстер Буффало. Кроме того, голландцы просили увеличить площадь вертикального оперения. Немецкое вторжение в Голландию в мае 1940 г. прервало переговоры и, так как ни Флот США ни какие-либо иностранные заказчики больше не выразили интереса к приобретению TBD-1A, проект был закрыт.

В 1940 году TBD-1A прошел капитальный ремонт на Морском авиазаводе и был возвращен на базу Гоулд Айленд для проведения серии специальных испытаний торпеды Mk.XIII. У специалистов Флота возникло большое желание попробовать решить проблемы с применением этих торпед, такие как переламывание их об воду при сбросе или самопроизвольный уход на глубину. Малая скорость TBD-1A и устойчивость в полете делали его идеальной платформой для проведения таких испытаний. Испытания торпед проводились с мая 1942 г. по май 1943 г. Вторым экспериментальным дивизионом Флота под надзором 1-го Военно-морского округа. В результате испытаний в конструкцию торпеды был внесен ряд изменений, но полностью реализовать потенциал торпеды удалось значительно позже, когда Калифорнийский технологический институт разработал для нее специальный кольцевой стабилизатор, значительно повысивший ее "летные характеристики".

Позже TBD-1A также использовался для испытания новых грыльев для серийных TBD-1 и нового радиооборудования. 22 сентября 1943 г. после почти шестилетней службы в качестве испытательной платформы, TBD-1A был исключен из списочного состава Флота и днем позже отправлен на слом. Большую часть своей летной карьеры TBD-1A применялся на поплавках и в итоге оказался единственным TBD оборудованным подобным образом.

TBD-1A выруливает на взлет во время летных испытаний 1940 г. На момент создания TBD-1A поплавки, сделанные для него фирмой EDO оказались самыми большими поплавками из всех когда-либо применявшихся на одномоторных самолетах
TBD-1A выруливает на взлет во время летных испытаний 1940 г. На момент создания TBD-1A поплавки, сделанные для него фирмой EDO оказались самыми большими поплавками из всех когда-либо применявшихся на одномоторных самолетах.
TBD-1A на буксировочной тележке на гидропланной рампе Морской торпедной станции на базе Гоулд Айленд осенью 1939 г. Самолет был построен в одном экземпляре и дальше прототипа не пошел, после чего использовался в различных испытаниях. Поплавки снизили скорость самолета на 20 миль/ч
TBD-1A на буксировочной тележке на гидропланной рампе Морской торпедной станции на базе Гоулд Айленд осенью 1939 г. Самолет был построен в одном экземпляре и дальше прототипа не пошел, после чего использовался в различных испытаниях. Поплавки снизили скорость самолета на 20 миль/ч
Поплавковый TBD-1A на рампе на базе Гоулд Айленд, Ньюпорт, Род Айленд, осенью 1939 г. TBD-1A был стандартным TBD-1, оборудованным поплавками EDO. Фюзеляжная маркировка 2X<SUP>D1</SUP>1 означает принадлежность ко 2 Экспериментальному дивизиону 1-го Военно-морского округа, самолет номер 1.
Поплавковый TBD-1A на рампе на базе Гоулд Айленд, Ньюпорт, Род Айленд, осенью 1939 г. TBD-1A был стандартным TBD-1, оборудованным поплавками EDO. Фюзеляжная маркировка 2XD11 означает принадлежность ко 2 Экспериментальному дивизиону 1-го Военно-морского округа, самолет номер 1.
TBD-1A сбрасывает торпеду Mk.XIII во время испытаний на Морской торпедной станции базы Гоулд Айленд. Дымный след за торпедой - выхлоп ее двигателя, работавшего на спирту. Из-за своей малой скорости с стабильности TBD-1A был прекрасной испытательной платформой.
TBD-1A сбрасывает торпеду Mk.XIII во время испытаний на Морской торпедной станции базы Гоулд Айленд. Дымный след за торпедой - выхлоп ее двигателя, работавшего на спирту. Из-за своей малой скорости с стабильности TBD-1A был прекрасной испытательной платформой.
Торпедист готовит торпеду Блисс-Левитт Mk.XIII к погрузке на транспортировочную тележку. Торпеда должна была сбрасываться с высоты не более 100 футов (30 м) на скорости не более 120 миль/ч (217 км/ч). Mk.XIII имела много конструктивных недостатков что приводило к большому числу отказов в бою.
Торпедист готовит торпеду Блисс-Левитт Mk.XIII к погрузке на транспортировочную тележку. Торпеда должна была сбрасываться с высоты не более 100 футов (30 м) на скорости не более 120 миль/ч (217 км/ч). Mk.XIII имела много конструктивных недостатков что приводило к большому числу отказов в бою.

Служба

К концу 1937 года Флот США располагал пятью боеспособными авианосцами. Авиагруппы четырех из них, "Саратоги" (CV-3), "Лексингтона" (CV-2),"Йорктауна" (CV-5) и "Энтерпрайза" (CV-6), были перевооружены на TBD-1. Пятый авианосец, "Рейнджер", был поначалу признан непригодным для применения TBD из-за слишком короткой полетной палубы, но позже тоже получил некоторое количество новых торпедоносцев.

Этот TBD-1 (рег. номер 0273) был передан флоту 26 октября 1938 г. и назначен в 3-й Торпедный дивизион (VT-3) на "Саратогу" (CV-3). Самолет имеет фюзеляж цвета алюминия, желтые верхние поверхности крыльев, белый киль и синюю полосу в нижней части капота.
Этот TBD-1 (рег. номер 0273) был передан флоту 26 октября 1938 г. и назначен в 3-й Торпедный дивизион (VT-3) на "Саратогу" (CV-3). Самолет имеет фюзеляж цвета алюминия, желтые верхние поверхности крыльев, белый киль и синюю полосу в нижней части капота.

Первым дивизионом, получившим TBD-1 стал VT-3 с "Саратоги", первый самолет был передан ему 5 октября 1937 г. В течение двух месяцев дивизион полностью пересел на новые машины, доведя их общее количество до штатных восемнадцати единиц, организованных в шесть звеньев по три машины в каждом (строевые номера с 3-T-1 по 3-T-18). Будучи первым боевым дивизионом, использовавшим TBD-1, VT-3 столкнулся с новыми для себя особенностями применения этой машины. В частности, проблемы вызывал механизм складывания крыльев. Нужно было очень внимательно проверять перед взлетом, что замки механизма были полностью закрылись. Закрытие замков могло контроллироваться визуально из кабины пилота - если замки были не полностью закрыты, над крылом была видна пара флажков закрывающего механизма. Один из молодых пилотов пошел на взлет позабыв проверить замки крыльев и после взлета одно крыло начало складываться. Самолет завалился на левое крыло и врезался в землю. Пилот при этом погиб.

В 1937 году VT-3 принял участие в ежегодных флотских учениях. Дивизион взлетел с "Саратоги", находящейся примерно в 100 милях от Перл-Харбора и успешно атаковал корабли в гавани и береговые сооружения на острове Форд. Тактика, использованная VT-3 была очень похожа на ту, которую четыре года спустя столь успешно применили японцы. Вскоре после проведения маневров пилоты VT-3 обнаружили коррозию обшивки крыльев своих TBD-1 от воздействия морской соли и в начале 1938 года весь дивизион был вынужден менять обшивку крыльев.

Вторым получил TBD торпедный дивизион VT-2 с "Лексингтона". За апрель 1938 года он довел количество новых машин до штатных двадцати одной. За ним последовал в феврале 1938 года VT-5 c "Йорктауна", в котором к июню было двадцать новых торпедоносцев.

Авианосные операции, даже в мирное время, сопряжены с немалым риском и летные происшествия сократили число имеющихся TBD-1 с 129 до 100. Учитывая то, что два новых авианосца, "Хорнет" (CV-8) и "Уосп" (CV-7), готовились войти в строй, Флот заказал на фирме Дуглас еще пятнадцать TBD-1. Эти машины должны были восполнить потери, понесенные при тренировках.

TBD третьего звена 5 Торпедного дивизиона (VT-5) в полете строем над Калифорнией в 1940 г. 5-T-7 несет на фюзеляже двенадцатидюймовую синюю полосу, обозначающую самолет командира звена. VT-5 базировался на "Йорктауне" (CV-5).
TBD третьего звена 5 Торпедного дивизиона (VT-5) в полете строем над Калифорнией в 1940 г. 5-T-7 несет на фюзеляже двенадцатидюймовую синюю полосу, обозначающую самолет командира звена. VT-5 базировался на "Йорктауне" (CV-5).

Один TBD также использовался Вторым авиационным базовым подразделением морской пехоты (Marine Corps Base Air Detachment Two - (BAD-2)) на базе Норт-Айленд в Калифорнии. BAD-2 получило TBD-1 (рег. номер 1518) и использовало его некоторое время, после чего он был передан в VMS-2 26 марта 1941 г. TBD использовался в VMS-2 в качестве буксировщика мишеней, учебной машины для авиаразведчиков и транспортного самолета до 5  июня 1941 года, когда он был возвращен Флоту. Самолет короткое время летал в составе VT-3 и VT-6, затем 29 апреля 1942 г. был передан в VT-8 на "Хорнет". Там самолет достался одному из новичков дивизиона - энсайну Джорджу Гэю.

Война в Европе заставила Флот приступить к формированию еще двух дивизионов на TBD. Оба эти дивизиона, однако, к моментту японского нападения на Перл-Харбор не успели достич состояния боеготовности. VT-4 на борту "Рейнджера" был признан боеготовным 17 декабря 1941 г. а VT-7 на борту "Уоспа" был готов к боевым операциям к 26 декабря. Первоначально признанный непригодным к использованию TBD, "Рейнджер" не только имел на борту торпедный дивизион VT-4, но и использовал TBD в разведывательном дивизионе VS-41 в качестве бомбардировщиков. Два остальных разведывательных дивизиона, VS-71 и VS-72, также использовали TBD вместе со стоящими на их вооружении SB2U Виндикейторами. Один из вспомогательных дивизионов, VJ-3, также имел в своем составе один TBD (рег. номер 0342), который короткое время, с 19 марта по 4 апреля 1940 г. находился на борту ремонтного судна "Ригель" (AR-11).

В августе - сентябре 1940 года Флот окрасил несколько своих самолетов в экспериментальный камуфляж Барклай. Этот многоцветный, состоящий из ломаных зон окраски камуфляж был разработан для введения в заблуждение наводчиков вражеских зенитных орудий и должен был затруднить определение истинных размеров цели, ее направления полета и расстояния до нее. Несколько TBD из VT-2 и VT-3 были окрашены в экспериментальный камуфляж для проведения серии испытаний. После окончания испытаний в конце 1940 г. со всех участвовавших в них самолетов камуфляж был смыт и они вернулись к первоначальным схемам окраски. Камуфляж Барклай был признан неэффективным, однако, данные, полученные в процессе испытаний, помогли специалистам Флота в разработке схем камуфляжа, применявшихся затем во время войны.

1 октября 1941 г., министерство ВМС выпустило приказ, в котором закрепляло за TBD-1 официальное наименование Девастейтор ("опустошитель" или "бич"). Названия, присваиваемые в этот период должны были показать потенциальным противникам твердость и решимость американцев. Достаточно вспомнить среди прочих наименований Даунтлесс ("неустрашимый"), присвоенное SBD фирмы Дуглас и Уайлдкэт ("дикая кошка"), присвоенное F4F фирмы Грумман.

Помимо боевых дивизионов TBD использовало Тренировочное Командование морской авиации в качестве самолетов предбоевой подготовки в учебном центре в Пенсаколе, штат Флорида. Первые TBD прибыли в учебный центр в 1938 году. Эти самолеты имели неокрашенную обшивку цвета натурального алюминия и окрашенные в различные цвета капоты и полосы на фюзеляже, чтобы отличаться от Девастейторов боевых дивизионов. В большинстве своем, эти десять машин (за минусом потерянных при тренировках) продолжали использоваться в качестве учебных всю войну. На короткое время некоторые из них были переданы в подразделения Флота (в VT-4, VT-5, VT-8, VS-42 и VS-71) для пополнения дивизионов припроведении патрулирования в Атлантике. Как только патрулирование было завершено, машины были возвращены в учебный центр. После Битвы при Мидуэе в июне 1942 года все уцелевшие TBD были переданы Тренировочному Командованию. Эти самолеты продолжали службу в Чикаго, Пенсаколе, Норфолке и Майями. Некоторое количество из них использовалось для тренировочных полетов на учебных авианосцах "Лонг Айленд" и "Чарджер" а часть была переделана в легкие транспортные самолеты и возила пассажиров на Великих Озерах. Учебные Девастейторы использовались до ноября 1944 года, когда приказом по Флоту был списан последний TBD.

Механик готовится вынуть башмаки из под колес TBD-1 из VT-3 на палубе "Саратоги" в то время как пилот переднего самолета (3-T-2) дает полный газ для взлета с палубы. Палубная команда должна была соблюдать предельную осторожность, чтобы не попасть под винты выруливающих на взлет самолетов.
Механик готовится вынуть башмаки из под колес TBD-1 из VT-3 на палубе "Саратоги" в то время как пилот переднего самолета (3-T-2) дает полный газ для взлета с палубы. Палубная команда должна была соблюдать предельную осторожность, чтобы не попасть под винты выруливающих на взлет самолетов.
TBD-1 из VT-3 в Окленде, Калифорния, в 1938 г. Верхняя поверхность крыльев - желтая с белым шевроном, верхняя честь капота - белая. Киль окрашен в белый цвет, означающий принадлежность к авитагруппе "Саратоги". Эмблема дивизиона нанесена на фюзеляж непосредственно перед кабиной.
TBD-1 из VT-3 в Окленде, Калифорния, в 1938 г. Верхняя поверхность крыльев - желтая с белым шевроном, верхняя честь капота - белая. Киль окрашен в белый цвет, означающий принадлежность к авитагруппе "Саратоги". Эмблема дивизиона нанесена на фюзеляж непосредственно перед кабиной.
TBD-1 из VT-6 на рампе Морской авиационной станции Саннидейл в Калифорнии в 1938 г. Киль, шеврон на крыле и верхняя часть капота 6-T-8 (рег. номер 0329) окрашены в синий цвет. 6-T-8 впоследствии нес службу в VT-3 на "Саратоге", затем в VT-2 на "Лексингтоне" и в конце карьеры в VT-8 на "Хорнете"
TBD-1 из VT-6 на рампе Морской авиационной станции Саннидейл в Калифорнии в 1938 г. Киль, шеврон на крыле и верхняя часть капота 6-T-8 (рег. номер 0329) окрашены в синий цвет. 6-T-8 впоследствии нес службу в VT-3 на "Саратоге", затем в VT-2 на "Лексингтоне" и в конце карьеры в VT-8 на "Хорнете"
У этого TBD-1 раннего выпуска (рег. номер 0302) из VT-2 приписанного к "Лексингтону" киль окрашен в лимонно-желтый цвет а верхние поверхности крыла - в желто-оранжевый. Большой прилив на борту перед кабиной показывает, что этот самолет вооружен неподвижным 12,7-мм пулеметом, установленным вместо меньшего по размерам 7,62-мм.
У этого TBD-1 раннего выпуска (рег. номер 0302) из VT-2 приписанного к "Лексингтону" киль окрашен в лимонно-желтый цвет а верхние поверхности крыла - в желто-оранжевый. Большой прилив на борту перед кабиной показывает, что этот самолет вооружен неподвижным 12,7-мм пулеметом, установленным вместо меньшего по размерам 7,62-мм.
TBD-1 из 2 Торпедного дивизиона (VT-2) в строю правого эшелона над Калифорнией, начало 1940 г. Самолеты несут красную букву "E" на фюзеляже, что означает оценку "отлично" (Excellent), полученную дивизионом на стрельбах.
TBD-1 из 2 Торпедного дивизиона (VT-2) в строю правого эшелона над Калифорнией, начало 1940 г. Самолеты несут красную букву "E" на фюзеляже, что означает оценку "отлично" (Excellent), полученную дивизионом на стрельбах.
TBD-1 из 5 Торпедного дивизиона с "Йорктауна" в полете строем над Калифорнией в начале 1940 г. Кили самолетов окрашены в красный цвет. Шевроны на крыльях, полосы на капоте и на фюзеляже 5-T-7 синие, что означает принадлежность к третьему звену.
TBD-1 из 5 Торпедного дивизиона с "Йорктауна" в полете строем над Калифорнией в начале 1940 г. Кили самолетов окрашены в красный цвет. Шевроны на крыльях, полосы на капоте и на фюзеляже 5-T-7 синие, что означает принадлежность к третьему звену.
5-T-7 (рег. номер 0331) пилотирует командир третьего звена. Полоса на фюзеляже (обозначение командирской машины) - синяя, под кабиной белой краской нанесена буква "Е". После списания с флота, этот TBD-1 использовался как учебный на базе в Далгрене, Вирджиния, до конца 1944 г.
5-T-7 (рег. номер 0331) пилотирует командир третьего звена. Полоса на фюзеляже (обозначение командирской машины) - синяя, под кабиной белой краской нанесена буква "Е". После списания с флота, этот TBD-1 использовался как учебный на базе в Далгрене, Вирджиния, до конца 1944 г.
TBD-1 (рег. номер 0331) служил в VT-5 с 1938 по 1941 г., когда был передан в VT-7 на "Уосп". После службы на "Уоспе" он был переведен в учебную часть, из которой был списан на слом 9 августа 1944 г. На этот момент он был одним из последних TBD на флоте.
TBD-1 (рег. номер 0331) служил в VT-5 с 1938 по 1941 г., когда был передан в VT-7 на "Уосп". После службы на "Уоспе" он был переведен в учебную часть, из которой был списан на слом 9 августа 1944 г. На этот момент он был одним из последних TBD на флоте.
TBD-1 из 3 Торпедного дивизиона готовятся к взлету с "Саратоги" в 1938 г. Командир дивизиона (машина 3-T-1, рег. номер 0279) получил сигнал на взлет от выпускающего
TBD-1 из 3 Торпедного дивизиона готовятся к взлету с "Саратоги" в 1938 г. Командир дивизиона (машина 3-T-1, рег. номер 0279) получил сигнал на взлет от выпускающего.
TBD-1 из VT-3 заходит на посадку на "Саратогу" (CV-3). Руководитель посадки (Landing signal officer - LCO) подает сигнал убрать газ. Посадочная скорость TBD-1 состовляла 63 мили/ч (113 км/ч) благодаря большой площади крыла и развитым закрылкам.
TBD-1 из VT-3 заходит на посадку на "Саратогу" (CV-3). Руководитель посадки (Landing signal officer - LCO) подает сигнал убрать газ. Посадочная скорость TBD-1 состовляла 63 мили/ч (113 км/ч) благодаря большой площади крыла и развитым закрылкам.
6-T-3 был третьим самолетом в первом звене VT-6 и нес красную полосу на нижней половине капота. На этом TBD установлена трубка Пито позднего образца с датчиком температуры воздуха. Кроме этого машина вооружена 12,7-мм неподвижным пулеметом
6-T-3 был третьим самолетом в первом звене VT-6 и нес красную полосу на нижней половине капота. На этом TBD установлена трубка Пито позднего образца с датчиком температуры воздуха. Кроме этого машина вооружена 12,7-мм неподвижным пулеметом.
Этот TBD-1 (рег. номер 0360) был передан в VT-5 в качестве замены и не несет штатного обозначения дивизиона. Подменные самолеты передавались в дивизионы если какая-то из машин дивизиона отправлялась в ремонт или была потеряна
Этот TBD-1 (рег. номер 0360) был передан в VT-5 в качестве замены и не несет штатного обозначения дивизиона. Подменные самолеты передавались в дивизионы если какая-то из машин дивизиона отправлялась в ремонт или была потеряна.
TBD-1 из VT-6 над Колорадо Бей, Сан-Диего, Калифорния. Полоса на капоте, шеврон и полоса на фюзеляже красные, киль - синий. Все сдвижные секции фонарей открыты, что было обычной практикой в авиации флота при полетах на TBD
TBD-1 из VT-6 над Колорадо Бей, Сан-Диего, Калифорния. Полоса на капоте, шеврон и полоса на фюзеляже красные, киль - синий. Все сдвижные секции фонарей открыты, что было обычной практикой в авиации флота при полетах на TBD
TBD-1 (рег. номер 0358) после отказа гидросистемы сел на вынужденную в Пенсакола Бей 15 августа 1938 г. Емкости пловучести отработали, удержав самолет на воде, самолет был поднят, отремонтирован и служил впоследствии в 5 Торпедном дивизионе (VT-5) в Атлантике
TBD-1 (рег. номер 0358) после отказа гидросистемы сел на вынужденную в Пенсакола Бей 15 августа 1938 г. Емкости пловучести отработали, удержав самолет на воде, самолет был поднят, отремонтирован и служил впоследствии в 5 Торпедном дивизионе (VT-5) в Атлантике.
Этот TBD-1 (рег. номер 0344) был вторым самолетом пятого звена в VT-6 и имел зеленый верх капота и шеврон на крыле. Позже он был служил в VT-3 и VT-5 до того, как пропал в море 25 мая 1941 г.
Этот TBD-1 (рег. номер 0344) был вторым самолетом пятого звена в VT-6 и имел зеленый верх капота и шеврон на крыле. Позже он был служил в VT-3 и VT-5 до того, как пропал в море 25 мая 1941 г.
Механизм складывания крыльев TBD запирался в разложенном положении штифтом (снизу). Некоторое количество летных происшествий при освоении самолета было связано с тем, что палубная команда забывала выдвинуть запирающий штифт
Механизм складывания крыльев TBD запирался в разложенном положении штифтом (снизу). Некоторое количество летных происшествий при освоении самолета было связано с тем, что палубная команда забывала выдвинуть запирающий штифт
TBD-1 (рег. номер 0324) из VT-6 раскладывает крылья перед взлетом. После того, как его самолет разбился в 1939 г, командир VT-6 взял себе 0324, переобозначив его как 6-T-1 и закрасив предыдущий номер серебрянкой.
TBD-1 (рег. номер 0324) из VT-6 раскладывает крылья перед взлетом. После того, как его самолет разбился в 1939 г, командир VT-6 взял себе 0324, переобозначив его как 6-T-1 и закрасив предыдущий номер серебрянкой.
Летная карьера 3-T-18 из VT-3 оказалась недолгой. Он был официально принят флотом 17 декабря 1937 г и через семь месяцев, 29 июля 1938 г разбился и был полностью уничтожен возникшим пожаром
Летная карьера 3-T-18 из VT-3 оказалась недолгой. Он был официально принят флотом 17 декабря 1937 г и через семь месяцев, 29 июля 1938 г разбился и был полностью уничтожен возникшим пожаром.
TBD-1 VT-6 стоят на корме полетной палубы "Энтерпрайза". Кроме VT-6 авиагруппа "Энтерпрайза" состояла из VS-6 на Кертисс SBC-3, VF-6 на Грумман F3F и VB-6 на Нортроп BT-1. К началу войны на авианосце осталась только VT-6.
TBD-1 VT-6 стоят на корме полетной палубы "Энтерпрайза". Кроме VT-6 авиагруппа "Энтерпрайза" состояла из VS-6 на Кертисс SBC-3, VF-6 на Грумман F3F и VB-6 на Нортроп BT-1. К началу войны на авианосце осталась только VT-6.
TBD-1 (рег. номер 0324) из VT-6 раскладывает крылья перед взлетом. После того, как его самолет разбился в 1939 г, командир VT-6 взял себе 0324, переобозначив его как 6-T-1 и закрасив предыдущий номер серебрянкой.
TBD-1 (рег. номер 0324) из VT-6 раскладывает крылья перед взлетом. После того, как его самолет разбился в 1939 г, командир VT-6 взял себе 0324, переобозначив его как 6-T-1 и закрасив предыдущий номер серебрянкой.
Шесть TBD-1 из 6-го Торпедного дивизиона в строю звездой над Гавайями в 1936 г. У самолетов желто-оранжевые крылья и синие кили. Полоса на капоте, шеврон на крыльях и полоса фюзеляже окрашены в разные цвета в зависимости от принадлежности самолетов по звеньям.
Шесть TBD-1 из 6-го Торпедного дивизиона в строю звездой над Гавайями в 1936 г. У самолетов желто-оранжевые крылья и синие кили. Полоса на капоте, шеврон на крыльях и полоса фюзеляже окрашены в разные цвета в зависимости от принадлежности самолетов по звеньям.
Три TBD-1 из VT-5 (5-T-4, 5-T-17 и 5-T-16) готовятся к взлету из Окленда, Калифорния, в июне 1939 г. 5-T-16 и 5-T-17 были потеряны в результате столкновения перед войной а 5-T-4 к моменту Битвы при Мидуэе был передан в VT-8.
Три TBD-1 из VT-5 (5-T-4, 5-T-17 и 5-T-16) готовятся к взлету из Окленда, Калифорния, в июне 1939 г. 5-T-16 и 5-T-17 были потеряны в результате столкновения перед войной а 5-T-4 к моменту Битвы при Мидуэе был передан в VT-8.
TBD-1 из VT-2 в полете над "Энтерпрайзом" в 1938 г. Самолет (рег. номер 0323) был впоследствии переобозначен как 6-T-1 после того, как предыдущий 6-T-1 разбился. Самолет несет на киле маленькую эмблему - черепашку, знак того, что экипаж пересек экватор и причислен к бывалым морякам [<I>в оригинале shellback - "зад в ракушках" - прим. перев.]
TBD-1 из VT-2 в полете над "Энтерпрайзом" в 1938 г. Самолет (рег. номер 0323) был впоследствии переобозначен как 6-T-1 после того, как предыдущий 6-T-1 разбился. Самолет несет на киле маленькую эмблему - черепашку, знак того, что экипаж пересек экватор и причислен к бывалым морякам [в оригинале shellback - "зад в ракушках" - прим. перев.]
TBD-1 из VT-3 и VT-6 на съемках фильма Hell Diver киностудии Уорнер Бразерс в 1941 г. Фильм снимался на военно-морской базе Саннидейл в Калифорнии. Самолеты VT-3 окрашены по довоенной схеме а самолеты VT-6 - в светло-серый цвет. Самолеты над аэродромом - BG-1 из VMB-2.
TBD-1 из VT-3 и VT-6 на съемках фильма Hell Diver киностудии Уорнер Бразерс в 1941 г. Фильм снимался на военно-морской базе Саннидейл в Калифорнии. Самолеты VT-3 окрашены по довоенной схеме а самолеты VT-6 - в светло-серый цвет. Самолеты над аэродромом - BG-1 из VMB-2.
TBD-1 (рег. номер 0320) окрашен по экспериментальной схеме Барклай проект 7, разработанной для введение в заблуждение вражеских зенитчиков на больших дистанциях. Самолет позже был потерян в Битве в Коралловом море
TBD-1 (рег. номер 0320) окрашен по экспериментальной схеме Барклай проект 7, разработанной для введение в заблуждение вражеских зенитчиков на больших дистанциях. Самолет позже был потерян в Битве в Коралловом море.
Окраска по схеме Барклай на разных бортах выглядела по-разному. Цвета (предположительно) - черный, нейтральный серый и серебристо-серый
Окраска по схеме Барклай на разных бортах выглядела по-разному. Цвета (предположительно) - черный, нейтральный серый и серебристо-серый
TBD-1 (рег. номер 0339) из VT-3 авиагруппы "Саратоги" несет окраску Барклай проект 8. Краска была на водной основе и быстро смывалась.
TBD-1 (рег. номер 0339) из VT-3 авиагруппы "Саратоги" несет окраску Барклай проект 8. Краска была на водной основе и могла быть быстро смыта.
После завершения испытаний окраска Барклай с TBD-1 (рег. номер 0339) была смыта и к нему вернулся первоначальный вид. Камуфляж Барклай был признан неэффективным и испытания прекратились в конце 1940 г. 0339 вернулся в VT-2 и был позже потерян в Битве в Коралловом море
После завершения испытаний окраска Барклай с TBD-1 (рег. номер 0339) была смыта и к нему вернулся первоначальный вид. Камуфляж Барклай был признан неэффективным и испытания прекратились в конце 1940 г. 0339 вернулся в VT-3 и был позже потерян в Битве в Коралловом море в мае 1942 г.

Дальше...
 

Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй
Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй
Home pageHomeАвиацияTBD-1 ДевастейторTBD-1 Девастейтор ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, камуфляж 1, 2, Дуглас, Douglas, TBD, Девастейтор, Devastator, US NAVY, флот США, палубный торпедоносец, палубный бомбардировщик, ВМФ, авианосец, война, вторая мировая, Мидуэй