Консолидейтед PBY "Каталина", ч.1 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Консолидейтед PBY "Каталина", ч.1 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз

консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз

серия "in Action", автор и прочие исходные данные отсутствуют
Перевод с английского Д. Доброзракова

Рождение

PBY-5 Каталина над морем
PBY-5 Каталина над морем

Никакая другая конструкция не может оспаривать право PBY Каталины называться самой удачной летающей лодкой из всех, когда-либо строившихся серийно. Ее производство продолжалось более десяти лет, она была построена в количествах, больших, чем какая-либо любая другая летающая лодка, даже больших, чем все остальные летающие лодки вместе взятые. По иронии судьбы, PBY скорее всего не увидела бы свет, если бы в середине 1935 года Консолидейтед не ввязалась бы в конкурентную борьбу с фирмой Дуглас, когда Военно-морской флот США объявил конкурс на постройку базового патрульного самолета на основе прототипов Консолидейтед XP3Y-1 и Дуглас XP3D-1. Конкурирующие лодки успешно и без каких-либо проблем прошли все летные испытания и соответствовали всем предъявляемым флотом требованиям. Так как летные данные обоих машин оказались примерно идентичными, все решила цена - Консолидейтед просила 90000 долларов за лодку, в то время как фирма Дуглас запросила несколько больше - 110000 долларов - и проиграла конкурс.

Летающая лодка PBY была названа Каталиной на британской службе в ноябре 1940 г, вскоре после поставки первых из многих PBY, которые впоследствии служили в RAF. Каталина была названа по имени курортного острова у побережья Калифорнии, сообразно требованию RAF о том, что название самолета должно отражать его изготовителя. Когда Соединенные Штаты в 1941 году также стали присваивать название своим самолетам, многие британские обозначения стали едиными для обоих стран, включая название Каталина для PBY. Канадцы называли версию летающей лодки PBY для RCAF "Canso" и амфибийную версию "Canso A". Другим, гораздо менее известным названием PBY было Номад (Кочевник), это название было присвоено значительно модернизированной PBY-5, производившейся в 1944-45 годах на Военно-морском самолетостроительном заводе в Филадельфии под обозначением PBN-1.

С окончанием поставок во флот в 1939 году, когда в авиацию флота были переданы последние PBY-4, и в ожидании окончания испытаний портотипов для их замены (двухмоторного XPBM Маринера, четырехмоторного XPB2Y Коронадо и XPBS), производство Каталин продолжалось только потому, что Консолидейтед получила серьезные иностранные заказы на Модель 28-5 (экспортную версию PBY-5) от Британии, Канады, Австралии, Франции и Нидерландов. PBY оказалась единственным морским патрульным самолетом, удовлетворяющим требованиям союзников и способным удовлетворить большую потребность в таких машинах в ходе спешной подготовки к войне. Затем, в декабре 1939 года Флот США также сделал заказ на 200 PBY-5, самый большой единовременный заказ на морской самолет со времен Первой Мировой войны. Так Флот получил самолеты, принесшие Каталине заслуженную репутацию надежной рабочей лошади морской авиации Второй Мировой войны.

Из 3300 выпущенных летающих лодок и амфибий Каталина до сих пор летают около сотни. PBY продолжают демонстрировать многосторонность и надежность, которые и создали "Пи-боту" (P-boat) ее репутацию рабочей лошади, способной летать где угодно и делать что угодно. Несмотря на то, что проект лодки был создан 47 лет назад (Уже 67 лет. Хотя Каталины продолжают летать - см. рекламу Олд Спайс - прим. перев.), трудно назвать другой самолет, который бы лучше справился с задачами, столь легко решаемыми Каталиной. Старушка "Кэт" борется с лесными пожарами как водяной бомбардировщик, летает с магнитометрами в геологических экспедициях, возит персонал, снаряжение и тяжелое оборудование в труднодоступные районы и, с переоборудованными роскошными интерьерами, доставляет спортсменов в глухие девственные уголки для охоты и рыбалки.

Ранние летающие лодки Консолидейтед

NY-1 в колесном варианте
NY-1 в колесном варианте

Проектированием PBY на Консолидейтед занимался великолепный конструктор - Айзек Маклин Лэддон ("Мак"), который начал работать в компании в 1927 г. Рейбен Флит, основатель Консолидейтед, принял решение увеличить обороты фирмы начав выпускать помимо весьма успешных самолетов первоначального обучения (армейского PT и флотского NY), строившихся в тот момент на заводе в Буффало, тяжелый многомоторный самолет, для которого армия уже разрабатывала свои требования. Для того, чтобы расширить потенциал фирмы в этой области, Флит нанял Лэддона и отдал его под начало известнейшего конструктора многомоторных самолетов Игоря Сикорского с заданием включиться в конкурс 1927 года на тяжелый бомбардировщик. Лэддон был назначен руководителем конструкторского подразделения армейских самолетов в Райт Филд, а помимо этого по собственной инициативе возглавил группу инженеров, которые разрабатывали летающую лодку дальнего радиуса действия по контракту с компанией Боинг. Консолидейтед-Сикорский представили на конкурс 1927 г двухмоторный биплан, являющийся развитием более ранней конструкции Сикорского, S-37, которую тот строил для попытки трансатлантического перелета. Этот совместный проект, названный "Гардиан" не был принят - армия отдала предпочтение его сопернику, самолету Кертисс B-2 "Кондор", который и пошел в производство. Однако, Лэддон и его конструкторская группа получили ценный опыт, который столь хорошо был использован Консолидейтед в ближайшем будущем.

XPY-1 "Адмирал"

Первый моноплан среди патрульных лодок, XPY-1 Адмирал, стал вехой, на которой прервалась линия развития гидросамолетов-бипланов, начатая еще в Первую Мировую войну
Первый моноплан среди патрульных лодок, XPY-1 Адмирал, стал вехой, на которой прервалась линия развития гидросамолетов-бипланов, начатая еще в Первую Мировую войну.

Первым в серии гидросамолетов Консолидейтед, столь блистательно воплотившейся в Каталине, был XPY-1. Это был цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом и являющий собой новую концепцию проектирования морских самолетов большого радиуса действия. На нем прервалась линия гидросамолетов-бипланов, начатая в 1914 г самолетом Глена Кертисса "Америка". Разработанная Флотом базовая концепция предлагалась авиационным фирмам для детальной проработки и строительства прототипа. Снова все решила цена. Консолидейтед объявила самую низкую цену на эти работы и 28 февраля 1928 г получила контракт стоимостью 150000 долларов на строительство прототипа новой летающей лодки. Через год напряженной работы, львиная доля которой ушла на создание технологии строительства самолетов из революционных по тем временам алюминиевых сплавов, XPY-1 "Адмирал" быд построен. Прототип был готов в декабре, но перед фирмой встала новая неожиданная проблема - река Ниагара полностью замерзла и проводить испытания нового гидросамолета было негде! Решив не дожидаться весны, Консолидейтед, по согласованию с Флотом, приняла решение летающую лодку разобрать и отправить по железной дороге в военно-морской испытательный центр в Анакостии для проведения там программы испытаний.

XPY прибыл в Анакостию во время Рождественских каникул и немедленно началась его сборка под руководством Мака Лэддона. После серии наземных испытаний, 10 января 1929 года был успешно проведен первый полет. За штурвалом Адмирала был лейтенант военно-морской авиации А.В. Гортон а место второго пилота по собственной инициативе занял Мак Лэддон. В тот момент у Консолидейтед не было своих летчиков-испытателей морских самолетов и пришлось привлечь для проведения испытаний лейтенанта Гортона.

Летные данные XPY отвечали всем требованиям Флота и в июне 1929 г Флот обявил о желании на конкурсной основе приобрести серию из девяти летающих лодок, построенных по проекту Консолидейтед. Конечная цена Консолидейтед включала в себя стоимость конструкторских работ, произведенных в ходе разработки XPY, и оказалась существенно выше цены, предложенной Гленн Мартин Компани, которая в итоге и получила контракт.

Не смущенная таким поворотом событий, Консолидейтед начала в инициативном порядке разработку на базе XPY 28-местной коммерческой летающей лодки. Новая летающая лодка, получившая название "Коммодор", использовалась авиакомпанией NYRBA (New York, Rio, Buenos Aires Line) и ее основным конкурентом - авиакомпанией Пан Америкен Эирвейс на первой успешной воздушной линии в Карибском море и Южной Америке. Коммодоры летали многие годы, установив новые стандарты комфорта пассажиров и экономической отдачи.

P2Y

Нижнее крыло, использованное на XP2Y-1 вместо подкосов, заметно улучшило характеристики новой лодки. От третьего же двигателя проблем оказалось больше чем пользы и вскоре он был снят.
Нижнее крыло, использованное на XP2Y-1 вместо подкосов, заметно улучшило характеристики новой лодки. От третьего же двигателя проблем оказалось больше чем пользы и вскоре он был снят.

Параллельно с производством Коммодора, конструкторская группа Лэддона провела глубокую модернизацию XPY с целью добиться соответствия новым требованиям Флота. Результатом их работы стал проект XP2Y-1 с расчетной дальностью полета в 3000 миль (5418 км) - почти вдвое больше дальности XPY. Предложенный Консолидейтед проект был принят и 26 мая 1931 г Флот подписал контракт на дальнейшую разработку проекта и постройку одного прототипа. Для улучшения летных характеристик лодки был установлен третий двигатель на стойках над центропланом, как это в свое время планировали сделать на XPY. Новый "Пи-бот" был приблизительно тех же размеров, что и XPY, но в отличие от него имел закрытую пилотскую кабину и короткие нижние крылья, заменившие подкосы для крепления поддерживающих поплавков. 450 лс двигатели Пратт-Уитни Уосп, стоявшие на XPY были заменены на 575 лс двигатели Райт Циклон. Первый полет XP2Y-1 совершил 26 марта 1932 года еще в трехдвигательном варианте. Третий двигатель вскоре после этого был демонтирован - в процессе испытаний выяснилось, что существенного улучшения летных характеристик по сравнению с двухдвигательным вариантом он не дает. Продемонстрировав беспрецедентное доверие к фирме Консолидейтед, Флот заказал серию из 23 новых гидросамолетов, обозначенных P2Y-1, 7 июля 1931 г - меньше чем через три месяца после заказа опытного образца и более чем за девять месяцев до первого полета прототипа!

Доверие Флота опыту Консолидейтед вскоре было подтверждено. P2Y получился исключительно удачным патрульным самолетом, установившим ряд летных рекордов и позволившим разработать новую тактику патрульных дивизионов, позже повсеместно применявшуюся во Вторую Мировую Войну. Когда P2Y были выведены из боевого состава авиации флота, 41 из 47 выпущенных самолетов все еще летали, несмотря на более чем шесть лет эксплуатации в Флоте и учебных центрах. Дальше...

Форумобсудить на форуме
 

консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз
консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз
Home pageHomeАвиацияConsolidated PBY CatalinaКонсолидейтед PBY Каталина ч.1 2 3 4 5 6 7 8 камуфляж консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз