Консолидейтед PBY "Каталина", ч.3 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Консолидейтед PBY "Каталина", ч.3 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз

консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз

Летающая лодка PBY-1

PBY-1 из VP-12 в Сэндз-Поинт, штат Вашингтон, 7 июля 1937 г. Окно бомбардировочного прицела в носу закрыто сдвижной шторкой
PBY-1 из VP-12 в Сэндз-Поинт, штат Вашингтон, 7 июля 1937 г. Окно бомбардировочного прицела в носу закрыто сдвижной шторкой.

Контракт Флота с Консолидейтед на поставку 60 летающих лодок PBY-1 по цене 90000 долларов за каждую, плюс зеобходимые запчасти, был подписан 29 июня 1935 г. Первые поставки лодок Флоту начались в сентябре 1936 г. 5 октября первая серийная PBY была принята строевым экипажем Флота на аэродроме фирмы Консолидейтед Линдберг Филд в Сан-Диего и, пересекши залив, попала на базу флотской авиации на Северном острове. По архивным документам Флота, первым получил новые самолеты патрульный дивизион 11F, но дивизион VP-6F, также базирующийся на Северном острове, стал первым дивизионом полностью укомплектованным новыми летающими лодками.

На PBY-1 были установлены двигатели Пратт-Уитни R-1830-64, взлетной мощностью 900 лс. Оборонительное вооружение состояло из 7,62 мм пулемета в носовой турели, двух 7,62 мм пулемета в бортовых точках и одного 7,62 мм пулемета в люковой установке ("туннельной точке"). Каждый пулемет имел боекомплект по 1000 выстрелов на ствол (за исключением туннельного, боекомплект которого составлял 500 выстрелов). В бортовых точках могли устанавливаться 12,7 мм пулеметы, но в этом случае их боекомплект снижался до 800 выстрелов. Наступательное вооружение состояло из четырех 345-фунтовых глубинных бомб либо четырех 500-фунтовых (или 100-фунтовых) авиабомб, либо двух 1425-фунтовых торпед Mk.XIII.

Морские патрульные дивизионы, летавшие до этого на P2Y, не испытывали особых трудностей при переучивании на новую лодку Консолидейтед, которая быстро завоевывала популярность у пилотов прекрасными летными данными и надежностью, отличавшими все последующие модификации PBY во всех областях применения. Как и у любого другого нового самолета, у новой летающей лодки в процессе эксплуатации обнаруживались разного рода недостатки, но большинство из них было незначительно. Флот, Консолидейтед и Пратт-Уитни быстро находили способы их устранения, которые претворялись в жизнь силами техников дивизионов либо полевым обслуживающим персоналом фирмы.

Объединенная приборная панель выполнена в традициях дизайна 1935 г. Горизонтальная штанга на которой установлены штурвалы - дальнейшее развитие Y-образного штурвала ранних Депердюссенов. Над приборной панелью видны направляющие для установки бомбардировочного или торпедного прицела.
Объединенная приборная панель выполнена в традициях дизайна 1935 г. Горизонтальная штанга на которой установлены штурвалы - дальнейшее развитие Y-образного штурвала ранних Депердюссенов. Над приборной панелью видны направляющие для установки бомбардировочного или торпедного прицела.
Панорама отсека бортовых огневых точек, остававшегося неизменным до введения блистеров на PBY-5. Слева-снизу виден туалет, за ним сложенный трап. Слева сверху на борту установлены кассеты для хранения коробов с лентами к 12,7-мм пулеметам. Справа пулемет, закрепленный в походном положении, короб с лентой пристегнут к турели пулемета.
Панорама отсека бортовых огневых точек, остававшегося неизменным до введения блистеров на PBY-5. Слева-снизу виден туалет, за ним сложенный трап. Слева сверху на борту установлены кассеты для хранения коробов с лентами к 12,7-мм пулеметам. Справа пулемет, закрепленный в походном положении, короб с лентой пристегнут к турели пулемета.
Рабочее место штурмана (слева) комплектовалось вращающимся складным сиденьем. Справа - рабочее место радиста. В вершней части переборки закреплена антенна радиополукомпаса в походном положении
Рабочее место штурмана (слева) комплектовалось вращающимся складным сиденьем. Справа - рабочее место радиста. В вершней части переборки закреплена антенна радиополукомпаса в походном положении.
Результаты испытаний заставили внести изменения в узлы установки двигателя. Первоначально моторама крепилась непосредственно к лонжерону крыла, противопожарная переборка отсутствовала а капот двигателя и вентиляционные створки были единым узлом
Результаты испытаний заставили внести изменения в узлы установки двигателя. Первоначально моторама крепилась непосредственно к лонжерону крыла, противопожарная переборка отсутствовала а капот двигателя и вентиляционные створки были единым узлом.

Прекрасной демонстрацией летных качеств нового патрульного самолета стал перегон дивизионом VP-6F 12 летающих лодок из Сан-Диего через Тихий океан в Перл-Харбор, к месту базирования дивизиона. Дивизион в строю вылетел из Сан-Диего вечером 27 января и, спустя 21 час 48 минут в строю же достиг Перл-Харбора. Это был первый из дальних групповых перелетов PBY, не раз занимавших первые колонки новостей в течение нескольких следующи лет. В апреле 1937 г VP-11F перегнал следующие 12 PBY-1 на Гавайи а в июне VP-3F повел 23 свои летающие лодки на базу в Коко Соло в зоне Канала. 3293-мильный перелет занял 27 часов 58 минут. Все перелеты прошли как было запланировано, без летных инцидентов и поломок.

Бомбодержатели устанавливались на каждом крыле за точкой крепления подкосов. 3-P-1 на якоре у Пенсаколы, 1938 г.
Бомбодержатели устанавливались на каждом крыле за точкой крепления подкосов. 3-P-1 на якоре у Пенсаколы, 1938 г.
PBY-1 из VP-12 на якоре в военно-морской базе Сэндз-Поинт, штат Вашингтон, июль 1937 г. Шеврон на крыле белый
PBY-1 из VP-12 на якоре в военно-морской базе Сэндз-Поинт, штат Вашингтон, июль 1937 г. Шеврон на крыле белый
PBY-1 со строевым номером 10 из VP-12 имела черные кромки капотов двигателей, шеврон на центроплане и полосу на корпусе как машина командира четвертого звена
Консолидейтед поставляла PBY с уже нанесенными кодами дивизионов и опознавательными знаками. PBY-1 со строевым номером 10 из VP-12 имела черные кромки капотов двигателей, шеврон на центроплане и полосу на корпусе как машина командира четвертого звена (машины 10,11 и 12). Полосы на руле направления предположительно ярко-зеленые. Корпус и все остальные металлические поверхности окрашены серебрянкой, как и нижняя часть крыла и хвостовое оперение. Верхняя часть крыла оранжевая.

Летающие лодки PBY-1 продолжали поставляться патрульным дивизионам Флота до конца 1941 года, последняя была получена 25 ноября 1941 г. По крайней мере три из них на Гавайях, пережив атаку 7 декабря, были перенаправлены в патрульные дивизионы для восполнения потерь от японских атак на Перл-Харбор и базу военно-морской авиации Канеохе. Несколько PBY-1 продолжали службу в патрульных дивизионах в первые годы войны, но большинство уцелевших (а из первой поставки 60 PBY-1 к концу 1941 г было потеряно только 6) были направлены на учебные базы Флота в Джексонвилле и Корпусе Кристи. Последняя PBY-1 была списана в Корпусе Кристи 31 января 1845 г.

Первый авианосец США - "Лэнгли" - стал плавбазой гидросамолетов когда во флоте появились более современные авианосцы. "Лэнгли" и PBY из VP-12 проводят совместные учения по действиям с удаленной базы.
Первый авианосец США - "Лэнгли" - стал плавбазой гидросамолетов когда во флоте появились более современные авианосцы. "Лэнгли" и PBY из VP-12 проводят совместные учения по действиям с удаленной базы.
На PBY проводятся необходимые регламентные работы. Когда лодки стояли на якоре в бухте и было необходимо провести техническое обслуживание, использовались крепящиеся на крыле мостки с частой сеткой для предотвращения падения частей и инструментов в воду
На PBY проводятся необходимые регламентные работы. Когда лодки стояли на якоре в бухте и было необходимо провести техническое обслуживание, использовались крепящиеся на крыле мостки с частой сеткой для предотвращения падения частей и инструментов в воду.
Перед Второй Мировой войной все необходимые регламентные работы проводились силами технического персонала дивизионов, для чего Консолидейтед и инженеры Флота разработали специальные приспособления, подобно этой лебедке для монтажа винтов
Перед Второй Мировой войной все необходимые регламентные работы проводились силами технического персонала дивизионов, для чего Консолидейтед и инженеры Флота разработали специальные приспособления, подобно этой лебедке для монтажа винтов
Консолидейтед также продала в 1937 г. 3 модернизированные PBY-1 в СССР под обозначением "Почтово-грузовой гидросамолет". Этот самолет был после облета разобран и отправлен в СССР
Консолидейтед также продала в 1937 г. 3 модернизированные PBY-1 в СССР под обозначением "Почтово-грузовой гидросамолет". Этот самолет был после облета разобран и отправлен в СССР.

GUBA

Первая гражданская версия PBY была продана в 1937 г Американскому Музею Естественной Истории для экспедиции Аркболда в Новую Гвинею. Лодка была названа GUBA ("guba" - по папуасски означает жестокий шторм). Лодка была перекуплена советским правительством для поисков экипажа Леваневского
Первая гражданская версия PBY была продана в 1937 г Американскому Музею Естественной Истории для экспедиции Аркболда в Новую Гвинею. Лодка была названа GUBA ("guba" - по папуасски означает жестокий шторм). Лодка была перекуплена советским правительством для поисков экипажа Леваневского.

Первой коммерческой летающей лодкой Консолидейтед серии PBY стала GUBA, модернизированная лодка PBY-1, имевшая фирменное обозначение Модель 28-1. GUBA была заказана в 1937 г доктором Ричардом Аркболдом для использования в качестве самолета снабжения планирующейся экспедиции в недоступные горные районы Новой Гвинеи. Однако, тем же летом, известный советский летчик Леваневский и его экипаж пропали без вести в Арктике во время попытки перелета через Северный Полюс. Советское правительство, нуждаясь в самолете с большим радиусом действия для поисково-спасательных работ, убедило доктора Аркболда уступить GUBA СССР. Летающая лодка использовалась известным исследователем и летчиком сэром Губертом Уилкинсом во время долгих но безуспешных поисков. GUBA по окончании экспедиции осталась в Советском союзе и летала в качестве транспортного самолета. Во время Второй Мировой войны старая GUBA была уничтожена у причала артиллерийским огнем немецкой субмариной 25 июля 1942 г. в гавани Новой Земли, куда она привезла американского военно-морского атташе капитана Сэмюеля Френкеля.

Русские почтово-транспортные лодки

Заинтересовавшись высокими летными данными GUBA, Советское правительство подписало с Консолидейтед в конце 1937 г контракт по которому фирма должна была поставить три летающе лодки Модель 28-2, передавала право лицензионного производства таких лодок в СССР и оказывала техническую помощь в подготовке производства.

Одна из лодок Модель 28-2, первоначально PBY-1, была собрана и облетана на заводе в Сан-Диего, затем разобрана и отправлена в СССР. Остальные две лодки были лишь частично собраны перед отправкой, так как в дальнейшем они должны были служить образцами при организации серийного производства на заводе в Таганроге на Азовском море. По рассказам работавших на заводе инженеров Консолидейтед (точно не установлено, так как официальные данные о производстве нигде не публиковались) было выпущего порядка 150 русских PBY (имевших в СССР обозначение ГСТ - гидросамолет транспортный) до того момента как линия фронта приблизилась к Таганрогу в 1941 г.

Почтово-транспортные лодки советского производства вместо двигателей Пратт-Уитни были оснащены двигателями Райт Циклон R-1820-G3, производившимися в СССР по лицензии. На немногих сохранившихся фотографиях ГСТ хорошо заметны закрытые спереди капоты двигателей, предположительно для использования самолетов в условиях холодов, и несколько иная панель на месте передней турели, нежели чем на экс-PBY. Дальше...

Форумобсудить на форуме
 

консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз
консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз
Home pageHomeАвиацияConsolidated PBY CatalinaКонсолидейтед PBY Каталина ч.1 2 3 4 5 6 7 8 камуфляж консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз