|
Летающая лодка PBY-1
PBY-1 из VP-12 в Сэндз-Поинт, штат Вашингтон, 7 июля 1937 г. Окно бомбардировочного прицела в носу закрыто сдвижной шторкой. |
Контракт Флота с Консолидейтед на поставку 60 летающих лодок PBY-1 по цене 90000 долларов за каждую, плюс зеобходимые запчасти, был подписан 29 июня 1935 г. Первые поставки лодок Флоту начались в сентябре 1936 г. 5 октября первая серийная PBY была принята строевым экипажем Флота на аэродроме фирмы Консолидейтед Линдберг Филд в Сан-Диего и, пересекши залив, попала на базу флотской авиации на Северном острове. По архивным документам Флота, первым получил новые самолеты патрульный дивизион 11F, но дивизион VP-6F, также базирующийся на Северном острове, стал первым дивизионом полностью укомплектованным новыми летающими лодками.
На PBY-1 были установлены двигатели Пратт-Уитни R-1830-64, взлетной мощностью 900 лс. Оборонительное вооружение состояло из 7,62 мм пулемета в носовой турели, двух 7,62 мм пулемета в бортовых точках и одного 7,62 мм пулемета в люковой установке ("туннельной точке"). Каждый пулемет имел боекомплект по 1000 выстрелов на ствол (за исключением туннельного, боекомплект которого составлял 500 выстрелов). В бортовых точках могли устанавливаться 12,7 мм пулеметы, но в этом случае их боекомплект снижался до 800 выстрелов. Наступательное вооружение состояло из четырех 345-фунтовых глубинных бомб либо четырех 500-фунтовых (или 100-фунтовых) авиабомб, либо двух 1425-фунтовых торпед Mk.XIII.
Морские патрульные дивизионы, летавшие до этого на P2Y, не испытывали особых трудностей при переучивании на новую лодку Консолидейтед, которая быстро завоевывала популярность у пилотов прекрасными летными данными и надежностью, отличавшими все последующие модификации PBY во всех областях применения. Как и у любого другого нового самолета, у новой летающей лодки в процессе эксплуатации обнаруживались разного рода недостатки, но большинство из них было незначительно. Флот, Консолидейтед и Пратт-Уитни быстро находили способы их устранения, которые претворялись в жизнь силами техников дивизионов либо полевым обслуживающим персоналом фирмы.
Объединенная приборная панель выполнена в традициях дизайна 1935 г. Горизонтальная штанга на которой установлены штурвалы - дальнейшее развитие Y-образного штурвала ранних Депердюссенов. Над приборной панелью видны направляющие для установки бомбардировочного или торпедного прицела. |
Панорама отсека бортовых огневых точек, остававшегося неизменным до введения блистеров на PBY-5. Слева-снизу виден туалет, за ним сложенный трап. Слева сверху на борту установлены кассеты для хранения коробов с лентами к 12,7-мм пулеметам. Справа пулемет, закрепленный в походном положении, короб с лентой пристегнут к турели пулемета. |
Рабочее место штурмана (слева) комплектовалось вращающимся складным сиденьем. Справа - рабочее место радиста. В вершней части переборки закреплена антенна радиополукомпаса в походном положении. |
Результаты испытаний заставили внести изменения в узлы установки двигателя. Первоначально моторама крепилась непосредственно к лонжерону крыла, противопожарная переборка отсутствовала а капот двигателя и вентиляционные створки были единым узлом. |
Прекрасной демонстрацией летных качеств нового патрульного самолета стал перегон дивизионом VP-6F 12 летающих лодок из Сан-Диего через Тихий океан в Перл-Харбор, к месту базирования дивизиона. Дивизион в строю вылетел из Сан-Диего вечером 27 января и, спустя 21 час 48 минут в строю же достиг Перл-Харбора. Это был первый из дальних групповых перелетов PBY, не раз занимавших первые колонки новостей в течение нескольких следующи лет. В апреле 1937 г VP-11F перегнал следующие 12 PBY-1 на Гавайи а в июне VP-3F повел 23 свои летающие лодки на базу в Коко Соло в зоне Канала. 3293-мильный перелет занял 27 часов 58 минут. Все перелеты прошли как было запланировано, без летных инцидентов и поломок.
Бомбодержатели устанавливались на каждом крыле за точкой крепления подкосов. 3-P-1 на якоре у Пенсаколы, 1938 г. |
PBY-1 из VP-12 на якоре в военно-морской базе Сэндз-Поинт, штат Вашингтон, июль 1937 г. Шеврон на крыле белый |
Консолидейтед поставляла PBY с уже нанесенными кодами дивизионов и опознавательными знаками. PBY-1 со строевым номером 10 из VP-12 имела черные кромки капотов двигателей, шеврон на центроплане и полосу на корпусе как машина командира четвертого звена (машины 10,11 и 12). Полосы на руле направления предположительно ярко-зеленые. Корпус и все остальные металлические поверхности окрашены серебрянкой, как и нижняя часть крыла и хвостовое оперение. Верхняя часть крыла оранжевая. |
Летающие лодки PBY-1 продолжали поставляться патрульным дивизионам Флота до конца 1941 года, последняя была получена 25 ноября 1941 г. По крайней мере три из них на Гавайях, пережив атаку 7 декабря, были перенаправлены в патрульные дивизионы для восполнения потерь от японских атак на Перл-Харбор и базу военно-морской авиации Канеохе. Несколько PBY-1 продолжали службу в патрульных дивизионах в первые годы войны, но большинство уцелевших (а из первой поставки 60 PBY-1 к концу 1941 г было потеряно только 6) были направлены на учебные базы Флота в Джексонвилле и Корпусе Кристи. Последняя PBY-1 была списана в Корпусе Кристи 31 января 1845 г.
Первый авианосец США - "Лэнгли" - стал плавбазой гидросамолетов когда во флоте появились более современные авианосцы. "Лэнгли" и PBY из VP-12 проводят совместные учения по действиям с удаленной базы. |
На PBY проводятся необходимые регламентные работы. Когда лодки стояли на якоре в бухте и было необходимо провести техническое обслуживание, использовались крепящиеся на крыле мостки с частой сеткой для предотвращения падения частей и инструментов в воду. |
Перед Второй Мировой войной все необходимые регламентные работы проводились силами технического персонала дивизионов, для чего Консолидейтед и инженеры Флота разработали специальные приспособления, подобно этой лебедке для монтажа винтов |
Консолидейтед также продала в 1937 г. 3 модернизированные PBY-1 в СССР под обозначением "Почтово-грузовой гидросамолет". Этот самолет был после облета разобран и отправлен в СССР. |
GUBA
Первая гражданская версия PBY была продана в 1937 г Американскому Музею Естественной Истории для экспедиции Аркболда в Новую Гвинею. Лодка была названа GUBA ("guba" - по папуасски означает жестокий шторм). Лодка была перекуплена советским правительством для поисков экипажа Леваневского. |
Первой коммерческой летающей лодкой Консолидейтед серии PBY стала GUBA, модернизированная лодка PBY-1, имевшая фирменное обозначение Модель 28-1. GUBA была заказана в 1937 г доктором Ричардом Аркболдом для использования в качестве самолета снабжения планирующейся экспедиции в недоступные горные районы Новой Гвинеи. Однако, тем же летом, известный советский летчик Леваневский и его экипаж пропали без вести в Арктике во время попытки перелета через Северный Полюс. Советское правительство, нуждаясь в самолете с большим радиусом действия для поисково-спасательных работ, убедило доктора Аркболда уступить GUBA СССР. Летающая лодка использовалась известным исследователем и летчиком сэром Губертом Уилкинсом во время долгих но безуспешных поисков. GUBA по окончании экспедиции осталась в Советском союзе и летала в качестве транспортного самолета. Во время Второй Мировой войны старая GUBA была уничтожена у причала артиллерийским огнем немецкой субмариной 25 июля 1942 г. в гавани Новой Земли, куда она привезла американского военно-морского атташе капитана Сэмюеля Френкеля.
Русские почтово-транспортные лодки
Заинтересовавшись высокими летными данными GUBA, Советское правительство подписало с Консолидейтед в конце 1937 г контракт по которому фирма должна была поставить три летающе лодки Модель 28-2, передавала право лицензионного производства таких лодок в СССР и оказывала техническую помощь в подготовке производства.
Одна из лодок Модель 28-2, первоначально PBY-1, была собрана и облетана на заводе в Сан-Диего, затем разобрана и отправлена в СССР. Остальные две лодки были лишь частично собраны перед отправкой, так как в дальнейшем они должны были служить образцами при организации серийного производства на заводе в Таганроге на Азовском море. По рассказам работавших на заводе инженеров Консолидейтед (точно не установлено, так как официальные данные о производстве нигде не публиковались) было выпущего порядка 150 русских PBY (имевших в СССР обозначение ГСТ - гидросамолет транспортный) до того момента как линия фронта приблизилась к Таганрогу в 1941 г.
Почтово-транспортные лодки советского производства вместо двигателей Пратт-Уитни были оснащены двигателями Райт Циклон R-1820-G3, производившимися в СССР по лицензии. На немногих сохранившихся фотографиях ГСТ хорошо заметны закрытые спереди капоты двигателей, предположительно для использования самолетов в условиях холодов, и несколько иная панель на месте передней турели, нежели чем на экс-PBY. Дальше...
обсудить на форуме
|
|