Консолидейтед PBY "Каталина", ч.4 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Консолидейтед PBY "Каталина", ч.4 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз

консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз

Летающая лодка PBY-2

Первая PBY-2, зав. № 0454 была поставлена в дивизион VP-11 15 мая 1937 г. Нанесен строевой номер 12, нижняя часть кромки капота и шеврон на крыле - черные. Цвет полос на руле высоты не определен.
Первая PBY-2, зав. № 0454 была поставлена в дивизион VP-11 15 мая 1937 г. Нанесен строевой номер 12, нижняя часть кромки капота и шеврон на крыле - черные. Цвет полос на руле высоты не определен.

Контракт на производство PBY-2 был подписан 25 июля 1936 г, почти за два месяца перед поставкой первых PBY-1. 50 заказанных по этому контракту PBY-2 почти не отличались от более ранней модели и оснащались такими же двигателями Пратт-Уитни R-1830-64 по 850 лс. Главным отличием от PBY-1 стал цельный, неразьемный стабилизатор с раздельными рулями высоты. В руле направления для обеспечения его поворота появился фигурный вырез. Четырнадцать лодок первой партии выпуска были оснащены винтами Кертисс Электрик, но все последующие лодки оснащались винтами Гамильтон Стандарт.

Первая PBY-2 была построена в июне 1937 г и передана 11  Патрульноми дивизиону в Сан-Диего (который стал первым дивизионом морской авиации, получившим новые лодки). В октябре 1937 года в дивизионе было уже 12 PBY-2. Дивизион VP-2 из Коко Соло в зоне Канала, получил 12 лодок в ноябре а VP-10 из Перл-Харбора получил свои 12 PBY-2 к концу года. VP-7 и VP-17 были частично укомплектованы новыми "Пи-ботами" к концу января 1938 г, когда Флоту были поставлены последние лодки по этому контракту.

По схеме, уже отработанной на PBY-1, дивизионы получали новые лодки в Сан-Диего, проходили там же переподготовку и, затем, перелетали на новых самолетах к местам постоянной дислокации.

VP-2 перегнал 14 PBY-2 в Коко Соло в район Канала 8 декабря 1937 г. 19 января 1938 г дивизион VP-10, пионер трансокеанских перелетов (10/11 января 1934 г дивизион перегнал на Гавайи 6 летающих лодок, положив таким образом начало подобным полетам) вновь предпринял дальний перелет на Гавайи группой из 18 PBY, покрыв расстояние в 2553 мили за 20 часов 30 минут. Последняя PBY-2 была передана патрульным дивизионом Флота в тренировочное подразделение 21 мая 1942 г и окончательно исключена из списочного состава 30 апреля 1945 г.

На первые 12 машин были установлены винты Кертисс Электрик, но вскоре признаны непригодными и вновь заменены на Гамильтон Стандарт
На первые 12 машин были установлены винты Кертисс Электрик, но вскоре признаны непригодными и вновь заменены на Гамильтон Стандарт
PBY-2 из VP-2 после посадки в открытом море принимает на борт раненого с корабля "Санта Клара", 1938 г. Патрульным дивизионам нередко приходилось выполнять подобные задачи.
PBY-2 из VP-2 после посадки в открытом море принимает на борт раненого с корабля "Санта Клара", 1938 г. Патрульным дивизионам нередко приходилось выполнять подобные задачи.
Лодка с зав. № 0455 из VP-10, 2-го Патрульного крыла, базировавшегося в Перл-Харборе в 1938 г. На руле направления нарисованы черные ромбы, днище лодки и поплавки также окрашены в черный цвет
Лодка с зав. № 0455 из VP-10, 2-го Патрульного крыла, базировавшегося в Перл-Харборе в 1938 г. На руле направления нарисованы черные ромбы, днище лодки и поплавков также окрашены в черный цвет.

PBY-2 Тренировочного Командования в Джексонвилле, 5 июня 1942 г. Когда флотские PBY-2 заменялись более новыми вариантами
PBY-2 Тренировочного Командования в Джексонвилле, 5 июня 1942 г. Когда флотские PBY-2 заменялись более новыми вариантами "Пи-ботов", старые летающие лодки направлялись в учебные подразделения. Флотская маркировка, за исключением строевых номеров, обычно сохранялась. Эта PBY имеет красную окраску руля направления, белую полосу на фюзеляжа и разноцветные кольца капотах двигателей
Guba II разгружает имущество экспедиции на озере Хаббема. PBY показала себя весьма результативным самолетом снабжения, перевезя тонны грузов на 300 миль от базы снабжения до озера, лежащего на 12500 футов над уровнем моря
Guba II разгружает имущество экспедиции на озере Хаббема. PBY показала себя весьма результативным самолетом снабжения, перевезя тонны грузов на 300 миль от базы снабжения до озера, лежащего на 12500 футов над уровнем моря
После одиннадцатимесячной работы на Новой Гвинее, Guba II перелетела в Нью-Йорк на идущую там Всемирную Выставку. Позже лодка была продана Англии и использовалась компанией BOAC в Западной Африке под регистрационным код G-AGBJ
После одиннадцатимесячной работы на Новой Гвинее, Guba II перелетела в Нью-Йорк на идущую там Всемирную Выставку. Позже лодка была продана Англии и использовалась компанией BOAC в Западной Африке под регистрационным кодом G-AGBJ

GUBA II

В декабре 1937 г Консолидейтед предоставила доктору Аркболду самолет для экспедиции в Новую Гвинею взамен переданного им Советскому Союзу. Модифицированная PBY-2, фирменное обозначение Модель 28-3, несла тот же гражданский регистрационный номер, что и GUBA I - NC777. Лодка отправилась в полет вокруг Тихого океана на Новую Гвинею в июне 1938 г где в течение следующих 11 месяцев активно использовалась для снабжения экспедиции. По завершении работы экспедиции GUBA II перелетела обратно в США, но длинным путем - вокруг света. Перелет завершился в в Нью Йорке на Всемирной выставке, проходившей там в это время. В октябре 1940  англичане купили GUBA II для использования на транспортных линиях компании BOAC в Западной Африке. Самолет безупречно выполнял возложенные на него задачи пока не был серьезно поврежден во время бури в 1944 г и списан на слом.

Летающая лодка PBY-3

Шестьдесят шесть лодок модификации PBY-3 были заказаны в ноябре 1936 г, повторяя прецедент с заказом новой модели прежде чем в строевые части поступит предыдущая. Эксплуатация в патрульных дивизионах морской авиации потребовала внесения в конструкцию летающей лодки небольших изменений, но в целом лодка была идентична предыдущим моделям. Были установлены новые двигатели Пратт-Уитни R-1830-66, мощностью в 900 лс, что привело к заметному улучшению взлетно-посадочных характеристик и увеличению максимального взлетного веса - в результате потребовались некоторые доработки планера и установка дополнительного оборудования. На двигателе был установлен карбюратор с нисходящим потоком, что обусловило перенос воздухозаборника в верхнюю часть мотогондолы.

Базирующиеся в Сан-Диего дивизионы VP-7 и VP-9, VP-4 из Перл-Харбора, VP-18 и VP-5 из Коко Соло и вновь образованный дивизион VP-16 из Сиэттла получили на вооружение PBY-3 в течение 1937-38 гг. VP-4 и VP-5 перегнали свои самолеты из Сан-Диего своими силами, продолжая сложившуюся на Флоте практику когда подразделение получает самолеты на заводе и самостятельно летит на них до своей базы.

VP-21, VP-22 из Перл-Харбора и VP-32 из Коко Соло пересели на PBY-3 7 декабря 1941 г. Шесть PBY-3 из VP-22 были уничтожены во время нападения на Перл-Харбор, также как и три лодки из VP-21. Последняя в строевых частях лодка PBY-3 летала в составе VP-32 из Коко Соло, откуда была списана 11 марта 1943 г. Как и их старшие сестры, PBY-3 потом долго и успешно служили в учебных подразделениях, последняя из них была исключена из списочного состава учебного подразделения 31 мая 1945 г.

PBY-3 были оснащены новыми двигателями Пратт-Уитни R-1830-66, оснащенными карбюраторами с нисходящим потоком. В результате воздухозаборник переместился в верхнюю часть мотогондолы
PBY-3 были оснащены новыми двигателями Пратт-Уитни R-1830-66, оснащенными карбюраторами с нисходящим потоком. В результате воздухозаборник переместился в верхнюю часть мотогондолы
PBY-3 из VP-7 возле спусковой рампы перед подъемом на берег. Цвет полос на руле направления не определен. Строевой номер самолета нанесен на верхние поверхности обоих крыльев. Шеврон на крыле синий (это цвет 3-го звена дивизиона, включавшего в себя машины под номерами 7, 8 и 9)
PBY-3 из VP-7 возле спусковой рампы перед подъемом на берег. Цвет полос на руле направления не определен. Строевой номер самолета нанесен на верхние поверхности обоих крыльев. Шеврон на крыле синий (это цвет 3-го звена дивизиона, включавшего в себя машины под номерами 7, 8 и 9)
Летающая лодка со строевым номером 5 из VP-9 на воде в Сендз-Поинт в 1938 г. Воздухозаборники этой PBY-3 в верхней части мотогондол четко рисуются на фоне неба. Рукав пулеметной ленты и крепление пулемета хорошо видны сквозь открытый люк бортовой огневой точки
Летающая лодка со строевым номером 5 из VP-9 на воде в Сендз-Поинт в 1938 г. Воздухозаборники этой PBY-3 в верхней части мотогондол четко рисуются на фоне неба. Рукав пулеметной ленты и крепление пулемета хорошо видны сквозь открытый люк бортовой огневой точки.
VP-9 на озере Вашингтон под Сиэттлом на учениях по действиям с удаленной базы в августе 1938 г. По меньшей мере еще пять лодок можно различить на заднем плане.
VP-9 на озере Вашингтон под Сиэттлом на учениях по действиям с удаленной базы в августе 1938 г. По меньшей мере еще пять лодок можно различить на заднем плане.

Летающая лодка PBY-4

Контракт, подписанный 18 декабря 1937 г предусматривал постройку только тридцати трех лодок - самой малой серии среди всех вариантов PBY. Все лодки серии PBY-4, за исключением последних четырех, служивших прототипами для следующей, 5-й серии и испытательными платформами, были почти идентичны предыдущим PBY-3. PBY-4 оснащались очередным новыми двигателями Пратт-Уитни R-1830-72, имеющими мощность 1050 лс на взлете и 900 лс на высоте 12000 футов, и обеспечивающими лодке крейсерскую скорость 179 миль/ч. Втулки винтов прикрывались коками, что являлось характерной чертой 4-й модификации PBY, все остальные лодки коков на винтах не имели.

Последние три самолета из этой партии - зав. № 1241, 1242 и 1243, использовались в качестве испытательных платформ для новых стрелковых блистеров, ставших впоследствии фамильной чертой Каталины. Кроме стрелковых блистеров на самолете № 1241 был установлен новый киль и руль направления, разработанный для PBY-5, а также новые мотогондолы с экспериментальными двигателями.

Самолет со строевым номером 15 из VP-13 со стандартно устанавливаемыми на PBY-4 антиобледенителями. Коки винтов служат характерным отличительным признаком PBY-4. Черный шеврон на центроплане, черные нижние части кромок мотогондол и "12" на верхней части консолей показывают, что до перемаркировки этот самолет имел строевой номер 13-P-12
Самолет со строевым номером 15 из VP-13 со стандартно устанавливаемыми на PBY-4 антиобледенителями. Коки винтов служат характерным отличительным признаком PBY-4. Черный шеврон на центроплане, черные нижние части кромок мотогондол и "12" на верхней части консолей показывают, что до перемаркировки этот самолет имел строевой номер 13-P-12
Еще одна оборудованная антиобледенителем PBY-4, предположительно из VP-13. Эта машина также маркирована необычно большим строевым номером
Еще одна оборудованная антиобледенителем PBY-4, предположительно из VP-13. Эта машина также маркирована необычно большим строевым номером
VP-21 (бывший VP-1) прилетел на Филиппины в сентябре 1939 г. В регионе было неспокойно и на самолетах появилась дополнительная маркировка в виде американских флагов на фюзеляже и снизу на консолях
VP-21 (бывший VP-1) прилетел на Филиппины в сентябре 1939 г. В регионе было неспокойно и на самолетах появилась дополнительная маркировка в виде американских флагов на фюзеляже и снизу на консолях.

Первый самолет новой серии был поставлен VP-1 в Сан-Диего в середине 1938 г а к июню 1939 г дивизион имел уже 15 таких машин. Дивизион VP-1, входящий в состав 2-го Патрульного авиакрыла в Перл-Харборе, сдал на склад бипланы PK-1, на которых летал до этого, и прибыл в Сан-Диего для переподготовки на новую летающую лодку. По завершении переучивания, дивизион совершил 28 июня 1938 г трансокеанский перелет на свою базу на Гавайях. В сентябре VP-1 был переименован в VP-21 и направлен на Филиппины в состав Азиатского Флота. Проследовав через Мидуэй, Уэйк и Гуам, дивизион благополучно, без каких либо летных инцидентов завершил рекордный перелет и стал базовым элементом планируемых к развертыванию в этом районе Дальневосточных сил морской авиации США. В 1940 г, после развертывания 10-го Патрульного Авиакрыла Азиатского Флота, дивизион был вновь переименован и вернул себе обозначение VP-1.

Кроме VP-1 новые летающие лодки получил только VP-18, также входивший в 2-е Патрульное авиакрыло. В середине 1939 г в дивизионе насчитывалось 16 новых лодок PBY-4. Тогда же дивизион был переименован в VP-13, а затем вновь переименован в VP-26 при реорганизации Патрульных дивизионов в июле 1939 г., но это было далеко не последнее его переименование. Как и VP-21 годом ранее, VP-26 получил приказ о перебазировании на Филиппины и, после трансокеанского перелета по маршруту, проложенному VP-21, прибыл в район Манилы 16 декабря 1940 г., где вошел в состав того же 10-го Патрульного авиакрыла, базирующегося на военно-морской базе Кавити. Принадлежность к новому авиакрылу повлекла за собой новое и последнее переименование обоих дивизионов - VP-1 стал называться VP-101 а VP-26 был переименован в VP-102.

PBY-4 из 10-го Патрульного авиакрыла на Филиппинах окрашивались по разработанной для этого региона камуфляжной схеме. Фотография не позволяет точно определить цвета, но предположительно это были оттенки серого и синего. Фотоматериалы показывают, что летающие лодки в VP-101 и -102 окрашивались по этой схеме с мая 1941 г
PBY-4 из 10-го Патрульного авиакрыла на Филиппинах окрашивались по разработанной для этого региона камуфляжной схеме. Фотография не позволяет точно определить цвета, но предположительно это были оттенки серого и синего. Фотоматериалы показывают, что летающие лодки в VP-101 и -102 окрашивались по этой схеме с мая 1941 г
"Трансатлантик" компании Америкен Экспорт Эрлаинз. "C" в гражданском регистрационном коде закрашена - скорее всего к этому моменту не были завершены испытания или не была окончена документация. "Трансатлантик" не имел коков на винтах
"Трансатлантик" компании Америкен Экспорт Эрлаинз. "C" в гражданском регистрационном коде закрашена - скорее всего к этому моменту не были завершены испытания или не была окончена документация. "Трансатлантик" не имел коков на винтах.
RAF заказали на Консолидейтед для оценочных испытаний одну лодку под экспортным обозначением "Модель 28-5". Эта модернизированная PBY-4 была испытана в Феликстоу в 1938 г. Лодка несет британский военный серийный номер P-9630 и оснащена двигателями R-1830-S1C3C
RAF заказали на Консолидейтед для оценочных испытаний одну лодку под экспортным обозначением "Модель 28-5". Эта модернизированная PBY-4 была испытана в Феликстоу в 1938 г. Лодка несет британский военный серийный номер P-9630 и оснащена двигателями R-1830-S1C3C.

Трансатлантик

Коммерческая версия PBY-4 была заказана Америкен Экспорт Эрлайнз (American Export Airlines) и поставлена авиакомпании в июне 1939 г. Летающая лодка получила гражданский регистрационный номер NC 18997, собственное имя "Трансатлантик" и обычно использовалась в полетах на разведку погоды в Северной Атлантике на почтово-грузовых авиалиниях. Лодку пилотировал экипаж под командованием одного из самых известных военно-морских пилотов тяжелых гидросамолетов уоррент-офицера Патрика Дж. Брайнса "Паппи". Во время войны "Трансатлантик" (предположительно в 1944 г) был реквизирован Флотом США, получил военный бортовой номер 99080 и использовался для перевозки военных грузов.

P-9630

P-9630 на оценочных испытаниях в Феликстоу
P-9630 на оценочных испытаниях в Феликстоу в 1938 г.

Последней коммерческой версией PBY, построенной Консолидейтед, была еще одна модернизированная PBY-4, закупленная Англией в 1939 г для ознакомления и испытаний. По окончании постройки лодка была перегнана экипажем GUBA из Сан-Диего в Феликстоу, английский экспериментальный и исследовательский центр. Этот проходивший через Ботвуд полет стал первыи трансатлантическим перегоном военного самолета в период Второй Мировой войны. P-9630 была всесторонне испытана в Экспериментальном центре морской авиации в Феликстоу летчиками RAF, которые остались очень довольны машиной. Дальше...

Форумобсудить на форуме
 

консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз
консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз
Home pageHomeАвиацияConsolidated PBY CatalinaКонсолидейтед PBY Каталина ч.1 2 3 4 5 6 7 8 камуфляж консолидейтед, consolidated, pby, каталина, гст, самолет, гидросамолет, летающая лодка, война, ВМФ, ленд-лиз