|
PBN Номад
Изменения в конструкции, воплощенные в Номаде PBN-1 должны были улучшить характеристики и управляемость на воде и в воздухе |
Желание Флота усовершенствовать PBY вылилось в конечном итоге в появление проекта перекомпоновки фюзеляжа, изменения хвостового оперения и крыльев - что должно было улучшить летные характеристики и управляемость в воздухе и на воде. Комплекс этих модернизаций, изначально предложенный Консолидейтед для внедрения на серийных летающих лодках, оказался однако столь значительным, что при попытке осуществить его на занятой серией производственной линии мог вызвать серьезную задержку в поставках PBY Флоту. В конце-концов было предложено альтернативное решение - организовать новую производственную линию на Морском авиационном заводе, что и было сделано в 1941 г., когда завод начал выпуск модернизированной летающей лодки под обозначением PBN-1 Номад.
Нос фюзеляжа был удлинен, форштевень лодки получил значительный наклон вперед и вследствии этого окно бомбардировочного прицела вместо шторки получило две боковые створки, закрывающиеся подобно раковине. Водоизмещающая часть фюзеляжа была продлена в корму на 56 дюймов (1422 мм), за люком кормовой огневой установки появился щиток-брызгоотбойник. Крыло было усилено, и в центроплане установлены дополнительные топливные баки. Опорные поплавки также были изменены для улучшения взлетных характеристик. Кроме этого лодка получила новый киль с рулем направления и новую электросистему. Носовая огневая точка была полностью переделана, турель стала полуубирающейся, получила силовой привод и в ней был установлен пулемет калибра 12,7 мм.
Разработка этих изменений шла медленно и первый из заказанных 156 Номадов был выпущен только в феврале 1943 г а последний - в марте 1945 г. Из всей серии PBN только 17 машин несли службу во Флоте США, остальные машины этой серии перегонялись в Элизабет-Сити и передавались советским экипажам для дальнейшего перегона в СССР.
Один из 17 PBN, использовавшихся Флотом США. Клиперный наклон форштевня корпуса, полуубирающаяся турель и измененные опорные поплавки на крыльях были характерной отличительной чертой Номадов |
Изменения обводов корпуса и новые опорные поплавки позволили улучшить взлетно - посадочные характеристики. |
Авиабаза Кодьяк на Аляске, 3 сентября 1944 г. Командир советского перегоночного подразделения объясняет экипажу маршрут очередного этапа перегонки PBN в Союз |
PBN на советской базе гидроавиации. Автор монографии не располагает данными о подробностях применения PBY и PBN в Советском Союзе |
Летающая лодка Каталина VI (PB2B-2)
Высокий киль, разработанный для PBN был также внедрен на PBY-5 и доработанную ее версию - Каталина VI (PB2B-2). Оборудованные всеми последними нововведениями, включая обогрев крыла, антиобледенительную систему хвостового оперения, носовую турель с шаровой установкой вооружения и обтекателем антенны радара, эти гидросамолеты серийно строились на заводе Боинг-Канада. Большинство этих самолетов направлялось на службу в ВВС Британской Империи - RAF, Канадские ВВС (RCAAF) и Австралийские ВВС (RAAF), но некоторое количество летающих лодок попало в морскую авиацию Соединенных Штатов, где носило индекс PB2B-2.
Лодка PB2B-2 постройки Боинг-Канада представляла собой PBY-5 с английским оборудованием. Позднейшие доработки пятой серии на ней также присутствовали, в том числе антиобледенители крыльев и хвостового оперения |
Каталина VI поставлялась также и австралийским ВВС. Схема окраски - зеленовато-серые верхние поверхности, белые боковые и нижние поверхности. |
Киль PBN, радар в обтекателе, носовая турель с шаровой установкой и антиобледенители были постепенно внедрены и на PB2B-2. Во Флоте США было очень немного таких лодок. |
Амфибия PBY-6A
Последним серийным вариантом Каталины стала амфибия PBY-6A, в конструкцию которой было внесено множество изменений, опробованных на предыдущих моделях, особенно на Номаде, кроме того появился радар, дополнительное бронирование и вооружение. С целью сосредоточиться на производстве PB4Y-2 Приватир, Консолидейтед перенесла производство Каталин на свой новый завод в Нью-Орлеане (освободившийся после прекращения работ по P4Y-1 Коррегидор, та самая Модель 31 - прим.перев.). Между январем и сентябрем 1945 г. было выпущено 175 PBY-6A из которых 30 было направлено в СССР а 75 передано морской авиации США в спасательном варианте под обозначением OA-10B.
PBY-6A, зав. № 46542, выполняет ту задачу для которой изначально создавалась - прибрежное патрулирование. На PBY-6A, последней серийной версии, строившейся для Флота США, было внедрено большинство новинок, испытанных на PBN Номад. |
PBY-6A получила киль как у Номада и была оборудована радаром с антенной в обтекателе над кабиной. Сливной патрубок установлен на топливном баке правого крыла. |
Спасательная лодка AR-8 была испытана на PBY-6A на Речной испытательной станции Патуксент |
PBY-6A в послевоенный период. Эта окрашенная в темно-синий цвет амфибия из VU-7, базировавшегося в Сан-Диего, сфотографирована у острова Коронадо в 1949 г |
Операции PBY морской авиации США
Предвоенный период
Операции патрульных дивизионов авиации Флота США в мирное время сводились к интенсивным тренировкам летного и наземного персонала в выполнении задач, традиционно решаемых дивизионами во время войны: высотное и низковысотное бомбометание, стрельба, торпедные атаки, дальнее патрулирование. Экипажи регулярно вылетали на такие тренировки с баз постоянной дислокации своих дивизионов. Несколько раз в году проводились учения на "удаленной базе", как правило в виде элемента больших учений флота в условиях, приближенных к боевым. На таких учениях действия самолетов обеспечивало судно снабжения (seaplane tender - гидроавиаматка по нашей старой терминологии - прим. перев.). Как правило, такое судно занимало позицию в подходящей бухте неподалеку от района действий, устанавливало причальные буи на якорях и размечало буйками взлетные дорожки и места стоянок самолетов на гидроаэродроме. Судно обеспечивало также ремонт и обслуживание летающих лодок, транспортировку на корабли и обратно экипажей, охрану гидроаэродрома. Склады и мастерские судна снабжения имели все необходимое для поддержки ведения операций и необходимого ремонта лодок.
Акт о Нейтралитете, подписанный в конце 1939 г. предусматривал организацию дальних морских патрулей (известных под названием Нейтральный Патруль) силами дивизионов Флота и позволивших им получить жизненно необходимый боевой опыт по всем аспектам патрульной службы.
Во исполнение Акта о нейтралитете на носовую часть фюзеляжа нанесен большой опознавательный знак с красным диском посередине. По бортам передней части фюзеляжа видна антенна радара ASV. |
Уничтоженные PBY-5 на военно-морской базе Канеохе 7 декабря 1941 г |
PBY-5A, зав. № 05045, из флагманского подразделения [не смог более понятно перевести Flag Utility Unit - прим. перев.] стала первым самолетом, приземлившимся на освобожденную территорию, когда лейтенант В.С. Сэмпсон приземлился на базе Лунга-Поинт на Гуадалканале |
Каталины дивизиона VP-101 на базе Пеликан-Поинт в Австралии, август 1942 г. Возможность перевести дух для дивизиона, отступавшего с Филиппин с непрерывными боями. PBY-5 были перегнаны в Австралию для замены PBY-4, потерянных при отступлении. |
Вторая Мировая война
Японская атака на Перл-Харбор и большие потери в людях и технике катастрофически подорвали боеспособность базирующихся там патрульных дивизионов. Двадцать семь машин 1-го Патрульного авиакрыла были уничтожены, еще шесть были повреждены и только три PBY, бывшие в момент атаки в патруле, остались боеспособными. На острове Форд весь дивизион VP-22 был выведен из боевых операций когда разрывом бомбы была уничтожена рампа. Иная ситуация сложилась на Филиппинах, где напряженность возрастала постоянно за недели до атаки Перл-Харбора, когда американские и японские патрульные самолеты встречались в дальних патрулях, но старались избегать боевых столкновений. Командование 10-го Патрульного крыла, представляя себе возможное развитие событий, настаивало на организации удаленых баз, с которых можно было бы продолжать операции в случае японской атаки.
Однако, мощь японской атаки и полная потеря господства в воздухе привели к тому, что большинство PBY 10-го Патрульного крыла было уничтожено на якорных стоянках в первые несколько дней войны. Так 11 декабря семь самолетов, вернувшихся с патрулирования, были уничтожены атакой японских истребителей когда становились на якоря.
Первые же столкновения между PBY-4 и вражескими истребителями стала понятна большая уязвимость PBY. Отсутствие бронезащиты экипажа и протектированных баков фактически предопределяли успех атаки вражеского истребителя. В немногочисленных сохранившихся отчетах о нападении вражеских истребителей на идущие в строю PBY есть очень мало свидетельств, что "Пи-боты" пытались сохранить строй группы и взаимно прикрывать друг-друга огнем для отражения нападения.
Вскоре после перелета на Гендерсон-Филд на Гуадалканале в марте 1943 г VP-54 подвергся налету японцев. На переднем плане видна воронка от авиабомбы. На заднем плане - Каталины дивизиона и аэродромная вышка. |
Подготовка к вылету на бомбардировку после снежного бурана. Бухта Колд-Бей, Аляска, 23 ноября 1942 г |
Судно снабжения периодически поднимало Каталины на борт для технического обслуживания, контроля, замены двигателей или ремонта. Эта Каталина оборудована радаром и дополнительными огневыми позициями по бортам фюзеляжа для 7,62-мм пулемета туннельной огневой точки |
PBY заправляется топливом с судна снабжения на удаленной базе на Алеутах. Вместо этого Каталина могла становиться на якорь в бухте и заправляться со специального катера-заправщика (bowser boat). |
Кроме того уязвимость PBY повышали недостаточно продуманные кормовые огневые точки. Их расположение было практически идеальным для отражения атак сзади а пулемет Браунинг был достаточно грозным оружием. Однако кормовые точки нуждались в бронезащите стрелков и подводе боепитания к пулеметам из коробов с длинными лентами. Боекомплект пулеметов на PBY-4 снаряжался в стандартные для всех подобных установок короба с 50-патронными лентами. При скорострельности Браунинга в 600 - 800 выстрелов в минуту, стрелок мог опустошить короб одной десятисекундной очередью. Дальше надо было снять пустой короб, вынуть новый короб из крепления на борту, пристегнуть его к пулемету, вставить ленту и взвести затвор прежде чем можно будет снова открыть огонь. Вся эта деятельность через открытый люк была прекрасно видна пилотам истребителей, которые быстро научились атаковать самолет со стороны замолчавшей огневой точки в момент перезарядки оружия. Эффективность этих атак могла бы быть снижена разворотом машины на другой курс, так чтобы могла стрелять вторая точка, но это требовало хорошей координации действий экипажа и надежной связи между стрелками и пилотом, который на PBY обзора назад не имел.
Примером уязвимости PBY во время атак хорошо защищенных целей служит боевой вылет VP-101 27 декабря 1941 г. Шесть PBY-4 взлетели из Амбона в Голландской Ост-Индии для проведения удара по японским силам в бухте Джоло, на Сулу. Каждый "Пи-бот" нес три 500-фунтовые бомбы. Бомбовый удар планировалось провести с горизонта в строю троек (звеньями). По пути к цели звенья разделились и по прибытии в район атаки первое звено развернулось и попыталось восстановить строй. Второе звено, потеряв из виду первое, продолжало полет и, обнаружив цель, легло на боевой курс, что вызвало немедленную реакцию японских зениток. Между тем, после десяти минут ожидания и опасаясь что вскоре полностью рассветет, командир группы принял решение атаковать цель одним свои звеном. Когда три PBY на высоте 12000 футов вышли в район цели, они застали там корабли и береговые зенитные расчеты в боевой готовности. Зенитки открыли плотный и меткий огонь, почти сразу добившись попаданий в "Пи-боты". Шесть истребителей (предположительно Зеро) вышли в атаку и заложили координат (змейку - прим. перев.), проходя над строем летающих лодок и добиваясь попаданий при каждом заходе. Маневры уклонения от атак истребителей разбили строй PBY, но они продолжали держаться на боевом курсе. Два Зеро были повреждены огнем лодок и исчезли, но остальные продолжали преследование.
PBY лидера группы была сбита, оставшиеся две лодки, решив что горизонтальное бомбометание будет сорвано, развернулись и зашли на атаку с пикирования на корабли. "Пи-боты" сбросили бомбы с высоты около 10000 футов, но продолжали пологое пике, уходя от атак истребителей. Одна PBY загорелась на высоте 1000 футов, три члена экипажа покинули ее на парашютах, остальные четверо покидали горящую лодку после того, как пилоту удалось ее посадить. Вторая машина, два стрелка которой были убиты а остальные члены экипажа ранены, получила повреждения рулей, смогла благополучно сесть и вспыхнула в момент касания воды. Уцелевшие члены экипажей смогли вернуться на базу после двухнедельной одиссеи, полной борьбы за выживание.
Второе звено злосчастной группы, которое вышло на цель раньше, вполне успешно провело свою атаку. Один самолет был сбит, но после сброса бомб, были отмечены попадания в японский крейсер и большой транспорт. Две уцелевших PBY благополучно вернулись на базу в Амбон.
10-е Патрульное авиакрыло к началу войны имело 43 машины. К 13 декабря в строю осталось только 11 самолетов и было принято решение перебазироваться на голландскую базу Манаго на Целебсе. Оттуда отступление продолжалось в Сюрабайю, где, 23 декабря, оставшиеся экипажи и машины были объединены в дивизион VP-101. VP-102 был расформирован. Японское наступление, между тем, продолжалось, авиакрыло отводилось все дальше на юг, достигнув Австралии примерно в конце февраля и имея в составе только четыре боеспособные машины.
Торпедные атаки
Самолеты VP-63 "Ковбои из Блицвилля" первыми получили детекторы магнитных аномалий (MAD) на базе Стрейтс, Гибралтар. Ракеты, установленные на крыльях выстреливались вниз-назад когда оператор MAD обнаруживал цель. За VP-63 засчитано потопление U-1055 и участие в потоплении еще трех подводных лодок за 2,5 года полетов с баз Пемброк-Док, Уэлс и Порт-Лиати в Марокко. |
Здесь стоит повториться о "признанной комиссией" способности PBY производить торпедометание. Фактически все модификации PBY такой способностью обладали и имели оборудование для несения стандартных авиационных торпед. Адаптеры, устанавливаемые на бомбодержатели, позволяли проводить все пусковые операции с торпедами (приведение боевой части в готовность, запуск двигателя, электрический или ручной сброс). Разработанный Флотом прицел - автомат торпедной стрельбы мог устанавливаться на кронштейнах позади лобового стекла кабины над панелью приборов и сообщал пилоту прицельные данные и точку сброса при атаке цели.
Во время Второй Мировой войны Каталинами было проведено много торпедных атак, в основном в ночных групповых операциях в начале войны. Такое применение позволяло достичь успеха при минимальных потерях, но в дальнейшем появились хорошие специализированные самолеты-торпедоносцы и после 1943 года отмечено лишь несколько случаев использования Каталин в этой роли. Дальше...
обсудить на форуме
|
|