|
Черные кошки
Трудно воспроизводимая игра слов: Cat это и кошка и общепринятое сокращение от названия Catalina - прим. перев.
Черные Кошки из 52 Патрульного дивизиона утюжат ночные просторы южной части Тихого океана, влетев с Новой Гвинеи, где дивизион базируется на судно снабжения в бухте Намоа-Бей. За последние два с половиной месяца 1943 г Каталины VP-52 утопили или повредили два японских крейсера, две подлодки и три эсминца. Более 10000 тонн торгового тоннажа было потоплено и еще 24000 тонн повреждено. У старушки PBY в ипостаси Черной Кошки оказались острые когти!
|
Среди разнообразных способов применения, разработанных и используемых дивизионами Каталин, наиболее эффективными и захватывающими были операции ночного поиска и атаки, проводимые в южной и юго-западной части Тихого океана с середины 1942 г. и до конца войны. Тактика Черных кошек была разработана после того, как Каталины понесли тяжелые потери в первые месяцы войны и стала ясна их высокая уязвимость от огня зенитных орудий и атак истребителей. Успеху новой тактики способствовали два фактора - разработка эффективного авиационного радара и приверженность японцев к ночным морским перевозкам грузов и личного состава, преимущественно на баржах и десантных кораблях, для снабжения своих гарнизонов на островах Тихого океана. Ночные засечки по орудийному огню и беспокоящие рейды применялись дивизионами на Соломоновых островах с конца 1942 г., но первым дивизионом, специально подготовленным к ночным операциям, стал VP-12. Дивизион привел свои выкрашенные в черный цвет Каталины PBY-5A на Гуадалканал в декабре 1942 г. и действовал с острова до марта 1943 г, когда его сменил VP-54. Позже на Гуадалканале и других Соломоновых островах появились и другие дивизионы Черных кошек, в числе которых VP-81, VP-11, VP-52 и VP-101.
С перемещение линии фронта на запад, патрульные дивизионы также продвигались вперед. Наряду с традиционным базированием на суда снабжения, некоторые из патрульных дивизионов базировались и на береговые базы на захваченных островах, на которых оборудовались рампы и строились другие необходимые сооружения. В свою очередь амфибийные дивизионы иногда тоже базировались на суда снабжения и действовали с гидроаэродромов, если поблизости не было подходящих сухопутных взлетных полос. Хороший радар и отработанная тактика повысили эффективность действий Каталин против вражеского судоходства, что серьезно подорвало снабжение и присылку подкреплений на японские островные базы. Операции Черных кошек достигли своего пика в конце 1943 г.
Во время своего базирования на Новой Гвинее в конце 1943 г, VP-11 помогал эвакуировать австралийские войска, действовавшие на реке Сепик далеко за линией фронта. Более 200 "осси" было вывезено, когда Каталины смогли приземлиться на узкой, причудливо петляющей реке. На одном из последних самолетов вышел из строя стартер. На счастье запасной оказался на борту и, зачалив свою лодку, экипаж приступил к замене стартера - непростой задаче даже при идеальных условиях. В окрестностях рыскали японцы, разыскивающие самолеты, но экипаж в рекордный срок закончив ремонт, благополучно поднял в воздух груженую лодку.
|
Черные Кошки из VP-11 были самыми разрисованными из всех дивизионов Флота. На этой фотографии - №30 причаленная к берегу Сепика во время полетов на снабжение австралийцев в конце 1943 г |
Лейтенанты Хайн и Хиггс обсуждаюп послужной список "Pistol Packin Mama" в Новой Гвинее в 1943 г |
Дамбо
Наиболее ярко поисково-спасательные рейды Каталин запомнились, без сомнения, тем пилотам, которые были сняты со спасательных плотиков в море или с пляжей отдаленных пустынных островов. Эти рейды, получили кодовое имя "Дамбо" (Dumbo) в честь мультипликационного героя Уолта Диснея - летающего слоненка Дамбо. Это имя впервые было использовано как позывной в голосовом радиообмене. С началом компании на Соломоновых островах спасательные Каталины регулярно обеспечивали ударные миссии, как правило ожидая на некотором отдалении у районов целей.
Примером достижений спасательных Каталин может служить своеобразный рекорд, установленный небольшим (как правило 3 PBY) подразделением, базировавшимся на Тулаги в Соломоновых островах в начале 1943 г. С 1 января по 15 августа этой группой, участвовавщей в обеспечении всех ударных операции в этом районе, был спасен 161 летчик. Дальнейшие операции в Голландской Ост-Индии и на Филиппинах принесли еще более впечатляющие результаты, так как к этому моменту появились новые, гораздо лучше оборудованные самолеты и совершенствовалась тактика их применения. Кроме того, улучшение планирования ударных операций также принесло положительные результаты в плане поиска сбитых пилотов.
PBY-5A 54 Патрульного дивизиона прибыли на Соломоновы острова перекрашенными и оборудованными для проведения операций Черных Кошек. На борту Каталин была нанесена эмблема - кошка на бомбе |
Черная Кошка №65 из VP-34 при выполнении миссии Дамбо 11 июня 1944 г. Лодка подняла на борт троих уцелевших членов экипажа B-24, подбитого при рейде на Трук. Летчики были доставлены на базу Каталин |
OA-10A ВВС США выполняет спасательный вылет. Это учебный вылет, но в настоящих миссиях Дамбо все именно так и происходило |
В последние месяцы войны все дивизионы PBY в зоне боевых действий на Тихом океане выполняли либо миссии "Дамбо" - поиска и спасения, либо миссии "Черных кошек" - ночного патрулирования и атаки. Такой вариант боевого применения позволял чередовать и распределять между дивизионами рискованные ударные задания и относительно безопасные рейды поиска и спасения. В последние месяцы противостояния в районе боевых действий находились дивизионы VPB-29, VPB-33, VPB-34, VPB-44, VPB-52 и VPB-71 (1 октября 1944 г. все патрульные VP и бомбардировочные VB дивизионы были переименованы в патрульно-бомбардировочные VPB с сохраниением прежних номеров).
Действия групп поиска и спасения получили широкую известность среди пилотов - не только среди тех, кого вытаскивали из воды, но и среди тех, кто постоянно подвергал себя риску туда попасть. Огромное уважение, завоеванное "Пи-ботами" демонстрирует фраза, сказанная армейским пилотом: "Когда я вижу PBY, я встаю и беру под козырек!"
Послевоенные операции
Военно-морской флот США
Послевоенная служба Каталины во Флоте США была очень короткой. Будучи самой современной патрульной летающей лодкой в начале войны, к концу войны она была быстро вытеснена и в конечном счете заменена новым поколением летающих лодок, таких как Мартин PBM, PB4Y-2 и сухопутными патрульными самолетами P2V. К 1948 г во Флоте насчитывалось только пять Каталин и еще несколько в резервных дивизионах. 3 января 1957 г последняя Каталина PBY-6A из резервного дивизиона в Атланте, штат Джорджия, была списана. С этого момента замечательный гидросамолет, настоящая рабочая лошадь морской авиации во Второй Мировой войне, полностью отошел в историю.
Иностранная служба
Каталины продолжали службу в авиации многих стран, преимущественно в роли поисково-спасательных самолетов, до 50-х годов. В странах Центральной и Южной Америки Каталины летали еще дольше - вплоть до 70-х, например в Бразилии и Мексике было несколько дивизионов, имевших на вооружении Каталины, преимущественно амфибии последних серий - PBY-6A, PBY-5A и Кансо А. В ВВС дании был дивизион из восьми амфибий Каталина, летавший в Гренландии. Эти Каталины были списаны в начале 1971 г.
7-й Транспортный дивизион имел в своем составе самолеты разного типа, включая PBY-6A. Дивизион в конце 40-х годов базировался в Сан-Диего |
PBY-5AG Береговой охраны США (№ 48322) в Сан-Диего, 26 октября 1948 г. Схема окраски послевоенная - корпус цвета алюминия, оранжевая полоса на фюзеляже и оранжевые законцовки крыльев. |
OA-10A в полете над заливом Сан-Франциско в 1948-49 гг. |
PBY-5A 1-го Транспортного дивизиона Бразильских ВВС, базировавшегося в Белеме для патрулирования бассейна Амазонки. Корпус - светло-серые нижние поверхности и белые - верхние, крылья - серые с оранжевыми законцовками. Полосы на киле - белая, зеленая, желтая (начиная спереди). Эмблема дивизиона - черепаха с девизом "Я иду медленно, но я туда доберусь" (I go slow, but I get there!) |
Датские Каталины использовались преимущественно над Гренландией вплоть до 60-х г. Светло-серый фюзеляж, киль и нижние поверхности крыльев. Верхние поверхности крыльев - красные. Опознавательный знак на фюзеляже - красно-белый, как и датский флаг на киле. |
Бывшая канадская Кансо-А, проданная Аргентине. Все поверхности цвета алюминия, кромки капотов черные, на киле горизонтальные полосы - голубая, белая, колубая, в центре белой полосы эмблема в виде солнца. |
Гражданская служба
Сразу после войны большое количество Каталин попало в магазины по распродаже военного имущества и было продано компаниям, занимающимся чартерными и грузовыми перевозками, где возможности летающих лодок получили должную оценку. Лишенные брони, вооружения, радио и радара, Каталины могли перевозить довольно существенный груз. Но что более важно - Каталины могли взлетать и садиться на плохо подготовленные грунтовые полосы или на любое достаточное по размеру водное пространство. Каталины летали на регулярных пассажирских линиях в Карибском море и на Аляске, но главной их задачей стали полеты в отдаленные и недостижимые другим способом поселения.
В США и Канаде многие Каталины были переоборудованы в водяные бомбардировщики для борьбы с лесными пожарами и весьма успешно применялись в этой роли. Переоборудование заключалось в установке герметичных переборок, превращавших отсек в бак, способный вмещать до 1100 галлонов воды, набираемой во время рулежки по водной поверхности со скоростью 70-75 узлов. Выдвижные водозаборники на днище лодки за реданным уступом могли набрать 800 галлонов воды за 15-20 секунд.
Другой областью, где Каталина применялась не менее успешно стали геофизические исследования. Магнитометры и другое исследовательское оборудование размещалось в просторном корпусе лодки и использовалось для поиска месторождений полезных ископаемых и исследования земных недр. Относительно небольшая крейсерская скорость "Пи-бота" и его радиус действия делали его незаменимым в этой роли.
PBY-5A (бывш. № 46633), зарегистрированная в Канаде как "Супер Кэт". На лодку установлены двигатели Райт R-2600 и переделан киль. Получившаяся в результате "воздушная яхта" несет под каждым крылом по прогулочной лодке. |
Два дополнительных "Лайкоминга" увеличили дальность полета этой экс-PBY до 4000 миль на скорости 200 миль/ч при великолепных взлетно-посадочных характеристиках. Салон на 16 пассажиров был оборудован камбузом, кондиционером и умывальником с горячей и холодной водой |
"Супер Кэт", бывшая PBY-5A (зав. № 48287), использовавшаяся для поиска полезных ископаемых с помощью магнитного детектора в Новой Гвинее. Снята в Сиднее в 1964 г с австралийским кодом VH-UMS. На капотах нарисованы кенгуру. |
В результате серьезной модернизации PBY-6A, включавшей снятие опорных поплавков, появился водяной бомбардировщик 54E. |
54E демонстрирует сброс воды. 800 галлонов воды сбрасываются за 8 секунд, покрывая пространство 90 на 190 футов |
Данные о производстве
Летающие лодки
Модель |
к-во |
поставки |
сер. № / заметки |
XP3Y-1 |
1 |
март 1935 г |
9459. Переделан в XPBY-1 в мае 36 г. CAC/B* |
PBY-1 |
60 |
сентябрь 36 г / июнь 37 г |
0102/0161. Эта и 10 последующих партий CAC/SD |
PBY-2 |
50 |
май 37 г / январь 38 г |
0454/0503 |
PBY-3 |
66 |
ноябрь 37 г / август 38 г |
0842/0907 |
PBY-4 |
32 |
май 38 г / июнь 39 г |
1213/1244 |
Коммерч. |
7 |
июнь 37 г / июль 39 г |
GUBA I/II, "Трансатлантик", 3 почтово-грузовых лодки для СССР, P-9630 |
PBY-5 |
167 |
сентябрь 40 г / сентябрь 41 г |
2289/2455 |
PBY-5 |
90 |
апрель 42 г / май 42 г |
04425/04514 |
PBY-5B |
225 |
май 42 г / ноябрь 42 г |
Каталины IB для RAF, FP-100/324, 60 машин для Флота США с сер.ном. RAF |
PBY-5 |
426 |
ноябрь 42 г / июль 43 г |
08124/08549. 26 Каталин IVA, JX-571 - JX-578. 22 для Новой Зеландии, NZ-4001/4022 |
PBY-5 |
70 |
январь 43 г / июль 43 г |
Каталины IVA для RAF, JX-200 - JX-269. |
28-5ME |
160 |
ноябрь 40 г / август 42 г |
Каталины I, IA, II, IIA для RAF, RAAF, NEI**, прямой контракт. |
PBN-1 |
156 |
февраль 43 г / март 45 г |
02791/02946. 137 для СССР, остальные для Флота США. NAF |
PB2B-1 |
240 |
июль 43 г / октябрь 44 г |
194 Каталины IVB для RAF, сер.ном. не известны. 34 для Новой Зеландии, NZ-4023/4056. 7 для RAAF, A24-206/01/04/05/03/02/00. 5 для Флота США 44205, 44220/223. NAF |
PB2B-2 |
67 |
сентябрь 44 г / март 45 г |
Каталины IV для RAF, JX-618/662, JZ-828/841, JX-645/46/48/52. 47 для RAAF, A24-300/309/350/386. Данные по сер.ном. RAF, Флота США и Боинга не совпадают. BOE/CAN. |
PBY-5 |
1 |
март 44 г |
63992. Первый самолет з-да в Нью-Орлеане. CAC |
28-5MC |
36 |
август 41 г / ноябрь 41 г |
Кансо для RCAF, 9701/9736. Каталины IIA для RAF. CAC/SD. |
|
*Заводы-изготовители:
CAC - Консолидейтед Эркрафт Компани. З-ды в Сан-Диего, Калифорния (CAC/SD), Нью-Орлеан, Ла (CAC/NO), Буффало, Нью-Йорк (CAC/B)
NAF - Морской авиационный завод, Филадельфия, Пенсильвания.
BOE/CAN - Боинг-Канада, Ванкувер.
CAN/VIC - Канадиен Виккерс, Лтд., Монреаль.
**Серийные номера первой партии Каталин для RAF (Модель 28-5ME):
30 Каталин I - W8405/8434
7 Каталин II - AM264/269
40 Каталин I - AH530/569
20 Каталин I - Z2134/2153
9 Каталин I - AJ154/162
Амфибии
Модель |
к-во |
поставки |
сер. № / заметки |
XPBY-5A |
1 |
декабрь 1939 г |
1245. Последняя PBY-4. CAC/SD |
PBY-5A |
33 |
октябрь 41 г / декабрь 41 г |
2456/2488. 3 для ВВС США - OA-10-CO. CAC/SD |
PBY-5A |
134 |
декабрь 41 г / март 42 г |
7243/7302, 04792/05045. 2 для ВВС США. 11 для RAF как Каталина IIIA, FP-525/533, 535/536. CAC/SD |
PBY-5A |
52 |
март 42 г / ?? |
02948/997, 04399/420. 2 для ВВС США. CAC/SD |
PBY-5A |
94 |
август 42 г / сентябрь 42 г |
08030/123, 12 для ВВС США. CAC/SD |
PBY-5A |
100 |
июль 42 г / октябрь 43 г |
33960/34059, 31 для ВВС США. CAC/SD |
PBY-5A |
130 |
октябрь 43 г / декабрь 43 г |
46450/46579, 12 для ВВС США. CAC/SD |
PBY-5A |
200 |
декабрь 43 г / март 44 г |
48252/451, 12 для RAAF, 15 для ВВС Свободной Франции. CAC/SD |
PBY-5A |
59 |
апрель 44 г / январь 45 г |
46580/638. CAC/NO |
PBY-6A |
61 |
январь 45 г / май 45 г |
46639/698, 46724. 14 для СССР. CAC/NO |
PBY-6A |
114 |
май 45 г / сентябрь 45 г |
63993/64099, 64101/107. 75 для ВВС США как OA-10A-CN. 30 для СССР. CAC/NO |
OA-10A |
230 |
декабрь 43 г / май 45 г |
Все для ВВС США как OA-10A-VI, 44-33868/34097. Первоначально разработанная PBV-1A с флотским сер.ном. 67832/68061. CAN/VIC. |
Canso A |
55 |
июль 42 г / июль 43 г |
Все для RCAF, 9751/9805. Собраны из деталей с CAC/SD. BOE/CAN. |
Canso A |
39 |
апрель 43 г / октябрь 43 г |
Все для RCAF, 9806/9844. CAN/VIC. |
Canso A |
90 |
октябрь 43 г / июль 44 г |
Все для RCAF, 11001/11090. CAN/VIC. |
28-5 AMC |
14 |
ноябрь 41 г / декабрь 41 г |
RCAF, 9737/9750. Каталины IA для RAF. CAC/SD. |
28-5 NME |
12 |
сентябрь 42 г |
NEI Y-74/85. CAC/SD. |
|
Всего построено:
1854 летающие лодки, 1418 амфибий. Итого, 3272 Каталины всех модификаций.
ТТХ
Характеристики |
PBY-2 |
PBY-6A |
Длина, фт (м) |
63 6" (19,45) |
63 6" (19,45) |
Размах крыльев, фт (м) |
104 (31,72) |
104 (31,72) |
Высота, фт (м) |
18 6" (5,8) |
22 6" (6,9) |
Взлетный вес, фн (кг) |
22490 (10201,5) |
34550 (15672) |
Макс. скорость, миль/ч (км/ч) |
178 (321,4) на 8000 фт (2440 м) |
178 (321,4) на 7000 фт (2135 м) |
Потолок, фт (м) |
21100 (6435,5) |
16200 (4941) |
Дальность полета, миль (км) |
2131 (3848,5) |
2535 (4578,2) |
Двигатели |
Пратт-Уитни R-1830-64 850 лс |
Пратт-Уитни R-1830-92 1200 лс |
|
Окраска и камуфляж...
обсудить на форуме
|
|