Палубный истребитель Грумман F4F Уайлдкэт, ч.5 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Палубный истребитель Грумман F4F Уайлдкэт, ч.5 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Уайлдкэт, Wildcat, Уайлдкет, Мартлет, Martlet, F4F, F4F-3, G-36A, Mk.I, US NAVY, Royal Navy, палубный, истребитель, морской, война

Уайлдкэт, Wildcat, Уайлдкет, Мартлет, Martlet, F4F, F4F-3, G-36A, Mk.I, US NAVY, Royal Navy, палубный, истребитель, морской, война

Grumman G-36A / Martlet Mk.I

Первый Уайлдкэт G-36A (экспортная версия F4F-3) для авиации французского ВМФ. Франция заказала восемьдесят один G-36A, вооруженный двумя фюзеляжными и четырьмя крыльевыми 7,65-мм пулеметами Дарна французского производства. Но ни один Уайлдкэт так во Францию и не попал и контракт был перекуплен англичанами
Первый Уайлдкэт G-36A (экспортная версия F4F-3) для авиации французского ВМФ. Франция заказала восемьдесят один G-36A, вооруженный двумя фюзеляжными и четырьмя крыльевыми 7,65-мм пулеметами Дарна французского производства. Но ни один Уайлдкэт так во Францию и не попал и контракт был перекуплен англичанами.

Позиция, занятая странами Оси в Европе в конце 30-х годов заставила основные европейские страны вплотную заняться перевооружением и модернизацией своих военно-воздушных сил. Европейские правительства отдавали себе отчет, что собственную авиапромышленность необходимо поддержать закупками авиатехники за рубежом. В результате этого государственные закупочные комиссии были направлены в США для закупки американской военной авиатехники. Франция, Англия и Греция направили свои комиссии в Соединенные Штаты и экспортный вариант F4F был выбран всеми комиссиями для закупки.

В конце 1939 года французская Закупочная комиссия для комплектации своего авианосца "Беарн" (Bearn) и двух других, находящихся в стадии строительства, "Жоффре" (Joffere) и "Пайнлев" (Painleve) заказала восемьдесят один Уайлдкэт под экспортным обозначением фирмы Грумман G-36A. G-36A в целом соответствовал серийному F4F-3, но французы оговорили несколько изменений.

Так как четырнадцатицилиндровый двигатель Пратт-Уитни R-1830-76, использовавшийся на F4F-3, не был допущен к экспорту, предназначенные для Франции G-36A комплектовались девятицилиндровым двигателем Райт R-1820-G205A Циклон и воздушным винтом Гамильтон Стандарт без накладок. Капот G-36A был доработан под меньший по размеру двигатель Райт, стал более закругленным и лишился створок. Вооружение состояло из четырех 7,65 мм пулеметов Дарн в крыльях и еще двух синхронизированных пулеметов Дарн в верхней части фюзеляжа, стреляющих сквозь плоскость вращения винта. Вооружение должно было устанавливаться во Франции, однако французское радиооборудование и прицелы монтировались сразу на конвейере. Управление сектором газа на G-36A было инвертировано по отношению к привычному американскому в соответствии с принятыми во Франции стандартами.

11 мая 1940 г. первый G-36A поднялся в воздух с заводского аэродрома в Бетпейдже, но, к несчастью, два дня спустя немецкая армия вторглась во Францию и после выпуска семи G-36A французский заказ был аннулирован.

Второй G-36A из французского контракта после перекраски в британский камуфляж и нанесения маркировки. Белый номер американской гражданской регистрации NXG2 на крыле самолет нес во время заводских испытаний. Англичане обозначили самолет, получаемый по бывшему французскому контракту как Мартлет Mk.I
Второй G-36A из французского контракта после перекраски в британский камуфляж и нанесения маркировки. Белый номер американской гражданской регистрации NXG2 на крыле самолет нес во время заводских испытаний. Англичане обозначили самолет, получаемый по бывшему французскому контракту как Мартлет Mk.I

Британская Закупочная комиссия разместила заказ на 100 самолетов G-36B со 1200 лс двигателями Пратт-Уитни S3C4-G. Кроме этого Комиссия изучила конструкцию складывающихся крыльев XF4F-4 и изменила контракт, заказав установку таких же на G-36B. Англичане понимали, что это может вызвать задержку в поставке самолетов и, когда был аннулирован французский заказ, предложили перекупить его и возобновить производство G-36A уже по английской спецификации Мартлет (Martlet) Mk.I.

Первый Мартлет MK.I был выпущен 27 июня после модификации по британскому стандарту. Французское вооружение было заменено четыремя крыльевыми пулеметами калибра 12,7 мм. Сектор газа вновь был инвертирован и английское радиооборудование и прицел установлены вместо французского. Первые шесть Мартлетов I были разобраны и отправлены в Англию в августе 1940 г., где собраны и облетаны Шотландскими ВВС. Один Мартлет был передан в Испытательный центр Королевских ВВС в Боскомб Даун с напоминанием передать его в 804 дивизион авиации ВМС (Fleet Air Arm 804 Squadron), базирующийся в Хатстоне.

Два Мартлета этого дивизиона одержали первую победу, засчитанную в актив Уайлдкэта, когда 25 декабря 1940 г. сбили Юнкерс Ju-88A, за одиннадцать месяцев до того, как F4F-3 вступили в бой над Уэйком. Немецкий бомбардировщик выполнял разведывательный полет над базой английского Королевского флота в Скапа-Флоу. Эта важнейшая база Home Fleet, расположенная на Оркнейских островах близь побережья Шотландии, находилась под немецким воздушным наблюдением уже некоторое время. Морские "Гладиаторы" 804-дивизиона были не в состоянии помешать этим прогулкам, однако Мартлеты без особых затруднений перехватили визитера и отправили его на землю. В память об этом дивизион переслал воздушный винт одного из Мартлетов на фирму Грумман.

Мартлет Mk.I (AL257) из 759 или 778 дивизиона авиации ВМС в полете над Англией в июне 1940 г. Выступающие стволы четырех крыльевых пулеметов и более закругленный капот двигателя служили главными отличительными признаками Мартлетов Mk.I
Мартлет Mk.I (AL257) из 759 или 778 дивизиона авиации ВМС в полете над Англией в июне 1940 г. Выступающие стволы четырех крыльевых пулеметов и более закругленный капот двигателя служили главными отличительными признаками Мартлетов Mk.I.
Этот Мартлет Mk.I (AL246) остался единственным напоминанием о многих сотнях Уайлдкэтов/Мартлетов верой и правдой служивших авиации ВМС. Самолет выставлен в Музее авиации ВМС в Йовилтоне, Англия
Этот Мартлет Mk.I (AL246) остался единственным напоминанием о многих сотнях Уайлдкэтов/Мартлетов верой и правдой служивших авиации ВМС. Самолет выставлен в Музее авиации ВМС в Йовилтоне, Англия.
Внешние отличия Мартлета Mk.I и F4F-3

Martlet Mk.III

Мартлеты III из 805 дивизиона авиации ВМС возвращаются с патрулирования на аэродром в Северной Африке. Мартлеты камуфлированы песочной окраской верхних поверхностей по изначальной голубой окраске. 805 дивизион использовал Мартлеты преимущественно для штурмовки итальянских и немецких позиций
Мартлеты III из 805 дивизиона авиации ВМС возвращаются с патрулирования на аэродром в Северной Африке. Мартлеты камуфлированы песочной окраской верхних поверхностей по изначальной голубой окраске. 805 дивизион использовал Мартлеты преимущественно для штурмовки итальянских и немецких позиций.

В июне 1940 г. Италия вступила во Вторую Мировую войну на стороне Германии, объявив войну Франции и Англии и вторгшись в Грецию четырьмя месяцами позже в октябре 1940 года. Греция немедленно попросила помощи у союзников и США в отражении итальянской агрессии. Часть помощи предоставили Соединенные Штаты - тридцать F4F-3A были выделены из заказа флота для передачи Греции в рамках ленд-лиза Актом от 11 марта 1941 года. Греки с радостью приняли Уайлдкэты и все тридцать были направлены в Грецию в конце марта.

Тридцать F4F-3A были еще в море, когда немецкие войска вошли в Грецию 6 апреля 1941 года. Корабль с Уайлдкэтами на борту направился на британскую базу в Гибралтар, где остался ожидать новых приказов. Выкрашенные в голубой цвет Уайлдкэты, несущие заводские номера, числящиеся за флотом США (в соответствии с контрактом) перешли в распоряжение Англии в Гибралтаре и получили британское обозначение Мартлет Mk.III. После нанесения английских опознавательных знаков эти самолеты были использованы для формирования 805 и 806 дивизионов, которые действовали с береговых аэродромов и входили в подчинение Истребительных частей Королевского флота (Royal Navy Fighter Unit) в Западной пустыне.

Мартлет Mk.I Королевского военно-морского флота в Западной пустыне в 1941 году. Заводской номер флота США (3676) сохранен и нанесен черной краской на фюзеляже под стабилизатором
Мартлет Mk.I Королевского военно-морского флота в Западной пустыне в 1941 году. Заводской номер флота США (3676) сохранен и нанесен черной краской на фюзеляже под стабилизатором.

Позже им были присвоены британские серийные номера AX725-AX747. Мартлеты III с нескладывающимися крыльями действовали преимущественно с береговых аэродромов, за исключением случая, когда 806 дивизион был размещен на борту авианосца "Индомитэбл" для прикрытия конвоя в Средиземном море. Конвой вышел из Гибралтара и взял курс на Мальту в августе 1942 года. При выполнении миссии прикрытия дивизион потерял три Мартлета и сбил четыре немецких и итальянских самолета. Дальше...

Форумобсудить на форуме
 

Уайлдкэт, Wildcat, Уайлдкет, Мартлет, Martlet, F4F, F4F-3, G-36A, Mk.I, US NAVY, Royal Navy, палубный, истребитель, морской, война
Уайлдкэт, Wildcat, Уайлдкет, Мартлет, Martlet, F4F, F4F-3, G-36A, Mk.I, US NAVY, Royal Navy, палубный, истребитель, морской, война
Home pageHomeАвиацияГрумман F4F УайлдкэтГрумман F4F Уайлдкэт, ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, камуфляж 1, 2, ТТХ и чертежи Уайлдкэт, Wildcat, Уайлдкет, Мартлет, Martlet, F4F, F4F-3, G-36A, Mk.I, US NAVY, Royal Navy, палубный, истребитель, морской, война