Палубный истребитель Грумман F4F Уайлдкэт, ч.9 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова
Палубный истребитель Грумман F4F Уайлдкэт, ч.9 | Авиация | Личная страничка Дмитрия Доброзракова

На главную страницу сайта
WEB-дизайн
История авиации
История флота
История. Карта Москвы 1882 г.
Авторская песня
Парусный спорт. Яхтинг
Форум
Поиск по сайту



Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Уайлдкэт, Wildcat, Уайлдкет, Eastern Aircraft, Истерн Эркрафт, Дженерал Моторс, General Motors, F4F, FM-1, F4F-4, US NAVY, палубный, истребитель, морской, война

Уайлдкэт, Wildcat, Уайлдкет, Eastern Aircraft, Истерн Эркрафт, Дженерал Моторс, General Motors, F4F, FM-1, F4F-4, US NAVY, палубный, истребитель, морской, война

Eastern Aircraft FM-1

Первый FM-1 производства Истерн Эркрафт поступил на испытания в Анакостию весной 1942 г. Вооружение FM-1 было уменьшено до четырех 12,7-мм пулеметов в пользу увеличения боекомплекта. Белая маркировка FT (flight testing) на капоте обычно наносится на самолеты проходящие испытания
Первый FM-1 производства Истерн Эркрафт поступил на испытания в Анакостию весной 1942 г. Вооружение FM-1 было уменьшено до четырех 12,7-мм пулеметов в пользу увеличения боекомплекта. Белая маркировка FT (flight testing) на капоте обычно наносится на самолеты проходящие испытания

К концу июня 1942 г. заводы Грумман были загружены производством F4F-4 Уайлдкэтов, TBF Авенджеров, J2F Даков и J4F Видженов, что отрицательно сказалось на темпах разработки преемника Уайлдкэта - истребителя F6F-3 Хеллкэт. Командование флота решило, что запуск в производство F6F Хеллкэт является первоочередной задачей и, так как Грумман достиг максимума производительности, необходимо подыскать другого производителя для F4F-4 и TBF Авенджера.

Когда 8 декабря 1941 г. была объявлена война, корпорация Дженерал Моторс (General Motors) прекратила производство автомобилей, остановив пять своих заводов на Западном побережье. Дженерал Моторс выдвинула предложение загрузить остановленные заводы военными заказами, в частности производством деталей для самолетов. В начале 1942 г. командование флота организовало встречу представителей Грумман и Дженерал Моторс для обсуждения идеи передачи части производства самолетов с перегруженных заводов Грумман в Бетпейдже.

Палубная команда устанавливает FM-1 из VGF-29 на катапульту авианосца "Санти" (CVE-29) в ноябре 1942 г. Уайлдкэты из VGF-29 совместно с Авенджерами из VGS-29 проводили в Атлантике противолодочные операции
Палубная команда устанавливает FM-1 из VGF-29 на катапульту авианосца "Санти" (CVE-29) в ноябре 1942 г. Уайлдкэты из VGF-29 совместно с Авенджерами из VGS-29 проводили в Атлантике противолодочные операции.

Представители Дженерал Моторс были очень удивлены, когда выяснилось, что речь идет не о вспомогательном изготовлении деталей а об использовании заводов для организации полномасштабного производства самолетов. Инженеры GM посетили заводы Грумман для изучения технологии авиастроения а инженеры Грумман отправились на заводы GM чтобы помочь реорганизовать автомобильное производство в авиационное. К середине 1942 г. все пять заводов GM были полностью реорганизованы, став Западным авиационным отделением - Истерн Эркрафт (Eastern Aircraft Division) корпорации Дженерал Моторс.

По соглашению между Флотом США, фирмой Грумман и корпорацией Истерн Эркрафт, Истерн Эркрафт должно было строить F4F Уайлдкэт и TBF Авенджер по лицензии Грумман, для чего получало десять комплектов частей F4F-4 и специально изготовленный самолет PK для изучения. Самолет PK являлся стандартным F4F-4 собранным на застежках Паркера-Калона (Parker-Kalon) вместо заклепок и мог быть легко разобран для изучения.

FM-1 (зав. № 46776) из VC-58 едва не промазал мимо узкой палубы эскортного авианосца "Гуадалканал" (CVE-60) 13 января 1944 г. Уайлдкэт окрашен в атлантический противолодочный камуфляж - серые верхние поверхности и матовые белые нижние
FM-1 (зав. № 46776) из VC-58 едва не промазал мимо узкой палубы эскортного авианосца "Гуадалканал" (CVE-60) 13 января 1944 г. Уайлдкэт окрашен в атлантический противолодочный камуфляж - серые верхние поверхности и матовые белые нижние.

Завод Истерн Эркрафт в Линдене, штат Нью Джерси, был готов приступить к выпуску Уайлдкэтов F4F-4 под новым индексом Уайлдкэт FM-1. Первый FM-1, собранный из частей фирмы Грумман поднялся в воздух 1 сентября 1942 г., к концу года был выпущен уже двадцать один Уайлдкэт и производство непрерывно расширялось. В течение 1943 г. все производство Уайлдкэтов было переведено на заводы Истерн Эркрафт и Грумман, наконец, получил возможность сосредоточить усилия на Хеллкэте.

F4F-4 производства Грумман и FM-1 производства Истерн Эркрафт были идентичны во всем, кроме вооружения. Опираясь на мнение фронтовых пилотов Бюро Аэронавтики ВМФ наконец попыталось решить проблему боеприпасов F4F-4. Одно из решений, подсказанное ветеранами боев, кочевало по дивизионам флота как временная мера, пока Бюро занято решением проблемы. Пулеметы F4F-4 могли стрелять раздельно и некоторые пилоты стали сохранять боекомплект двух наружных пулеметов как резерв "пусти меня домой". Пока проблема не была разрешена это продляло время ведения огня.

Флот и фирма Грумман проводили работы по перепланировке крыла с целью сократить число пулеметов до четырех, но при этом увеличить боекомплект. Англичане же настаивали на сохранении батареи из трех пулеметов в каждом крыле. Потребность сохранить стандартизированную производственную линию не позволяла вводить изменения в конце 1941 и в начале 1942 г.

Когда производство Уайлдкэтов было передано с завода Груммана в Истерн Эркрафт решено было вернуться к вопросу вооружения. Командование ВМФ решило что в производимый Истерн Эркрафт Уайлдкэт можно внести соответствующие изменения. 14 июня 1942 г. флот отдал приказ об изменении спецификации, предписывающий Истерн Эркрафт начать производство FM-1 с четырьмя крыльевыми пулеметами начиная с одиннадцатой серийной машины. С этого момента Истерн Эркрафт производил четырехпулеметные FM-1. Всего было произведено 909 FM-1 до того, как Истерн Эркрафт перешло на выпуск Уайлдкэта облегченного веса.

Палубная команда переставляет FM-1 из VC-33 на эскортном авианосце "Нассау" (CVE-16), 6 сентября 1943 г.
Палубная команда переставляет FM-1 из VC-33 на эскортном авианосце "Нассау" (CVE-16), 6 сентября 1943 г. На крыле слабо различим закрашенный старый тактический номер - A 25. За исключением боекомплекта, FM-1 был полностью идентичен F4F-4.
FM-1 из VC-12 потерял управление и коснулся палубы законцовкой правого крыла при посадке на эскортный авианосец "Кор" (CVE-13)
FM-1 из VC-12 потерял управление и коснулся палубы законцовкой правого крыла при посадке на эскортный авианосец "Кор" (CVE-13). Узкая колея шасси Уайлдкэта затрудняла посадку и, при излишне резкой работе сектором газа, выводила самолет из под контроля. На фюзеляже видна эмблема дивизиона - черно-белый кот с длинным хвостом, образующим наружное кольцо.

Martlet Mk.V

Палубная команда помогает маневрированию Мартлета Mk.V 861-го дивизиона на борту авианосца "Парсер" в Северной Атлантике в начале 1945 г. Мартлеты Королевского Флота использовались для зашиты от немецких Кондоров FW.200 и в противолодочных патрулях вместе с Свордфишами, Барракудами и Авенджерами
Палубная команда помогает маневрированию Мартлета Mk.V 861-го дивизиона на борту авианосца "Парсер" в Северной Атлантике в начале 1945 г. Мартлеты Королевского Флота использовались для зашиты от немецких Кондоров FW.200 и в противолодочных патрулях вместе с Свордфишами, Барракудами и Авенджерами.

Когда производство F4F-4 и Мартлет IV было в начале 1942 г. перенесено на заводы Истерн Эркрафт, Англия в рамках ленд-лиза заказала 312 самолетов FM-1. Обозначенный в Англии как Мартлет Mk.V (английские номера JV325 - JV636), этот самолет строился по спецификациям ВМФ США и был идентичен FM-1. Из 312 заказанных Мартлетов англичане предположительно получили 311. Два самолета были переданы в конце 1942 в начале 1942 г., 309 отправлены в 1943 г. и один разбился на заводских испытаниях и не был компенсирован.

Мартлеты Mk.V направлялись главным образом на английские эскортные авианосцы в Средиземное море и в Атлантику. Как правило на эскортном авианосце размещался смешанный дивизион, состоящий из четырех - шести Мартлетов и порядка двенадцати противолодочных самолетов, таких как Эвенджеры, Барракуды или Свордфиши. Помимо воздушного прикрытия конвоев, Мартлеты работали вместе с противолодочными самолетами, осуществляя подавление средств ПВО при атаке подводных лодок.

Два дивизиона Мартлетов V с авианосцев "Парсер" (HMS Pursuer) и "Серчер" (HMS Searcher) принимали участие в операции Тангстен, атаке немецкого "карманного линкора" "Тирпиц". Мартлеты работали по ПВО линкора во время атаки пикирующих бомбардировщиков Барракуда. Хотя потопить линкор не удалось, повреждения полученные во время атаки вывели его из строя на несколько месяцев. Дивизион Мартлетов V с авианосца "Илластриес" также принимал участие в высадке союзнического десанта в Салерно в Италии, обеспечивая истребительное прикрытие флота вторжения и побережья.

Мартлет Mk.V из 846-го дивизиона несет черно-белые "полосы вторжения" нанесенные на все союзнические самолеты перед "Днем Д" 6 июня 1944 г. На фюзеляже бликом скрыта надпись "That Old Thing"
Мартлет Mk.V из 846-го дивизиона несет черно-белые "полосы вторжения" нанесенные на все союзнические самолеты перед "Днем Д" 6 июня 1944 г. На фюзеляже бликом скрыта надпись "That Old Thing"
Мартлет Mk.V из 846-го дивизиона в составе дежурного звена на палубе авианосца "Фенсер" летом 1944 г. Пилот сублейтенант Деннис Уайт раскрыл зонт чтобы защититься от жаркого солнца Бискайского залива. Сейчас Уайт коммандер в отставке, директор Морского авиационного музея
Мартлет Mk.V из 846-го дивизиона в составе дежурного звена на палубе авианосца "Фенсер" летом 1944 г. Пилот сублейтенант Деннис Уайт раскрыл зонт чтобы защититься от жаркого солнца Бискайского залива. Сейчас Уайт коммандер в отставке, директор Морского авиационного музея

XF4F-8

Первый прототип облегченного XF4F-8 (зав. № 12228) на рампе завода в Бетпейдже, 12 ноября 1943 г. На XF4F-8 также испытывались щелевые закрылки, но в последствии стандартные закрылки F4F были признаны более эффективными и установлены на прототип
Первый прототип облегченного XF4F-8 (зав. № 12228) на рампе завода в Бетпейдже, 12 ноября 1943 г. На XF4F-8 также испытывались щелевые закрылки, но в последствии стандартные закрылки F4F были признаны более эффективными и установлены на прототип

Производство F4F-4 Уайлдкэтов на заводах Груммана было завершено выпуском последней партии в 100 машин в мае 1943 года. Однако, перед завершением производства было построено два прототипа облегченного варианта Уайлдкэта под обозначением XF4F-8. Флот нуждался в таком самолете для действий с эскортных авианосцев и фирма Грумман приложила все усилия по снижению веса F4F-4 для улучшения его летных и взлетно-посадочных характеристик.

На XF4F-8 был установлен экспериментальный однорядный радиальный двигатель Кертисс-Райт XR-1820-56 Циклон мощностью 1300 лс с одноступенчатым двухскоростным нагнетателем и воздушным винтом фиксированного шага Гамильтон Стандарт. Двигатель Кертисс имел штампованные головки цилиндров, что снизило его вес на 230 фунтов при большей на 150 лс мощности, чем у прежнего двигателя Пратт-Уитни R-1830-86. Замена двигателя потребовала доработки капота. Капот стал более коротким и закругленным (Как у Мартлета Mk.V) с двумя створками увеличенного размера вместо восьми маленьких. Два выхлопных патрубка F4F-4 были заменены выхлопными щелями реактивного типа. Пара выхлопных щелей была сделана по бокам фюзеляжа под створками капота, а другая пара - на нижней части капота.

Прототип XF4F-8 был оснащен новым 1300 лс двигателем Кертисс-Райт XR-1820-56 Циклон и винтом Гамильтон Стандарт. Два выхлопных патрубка были заменены выхлопными щелями реактивного типа
Прототип XF4F-8 был оснащен новым 1300 лс двигателем Кертисс-Райт XR-1820-56 Циклон и винтом Гамильтон Стандарт. Два выхлопных патрубка были заменены выхлопными щелями реактивного типа

Первый прототип имел стандартное хвостовое оперение F4F-4, но при полетах выяснилось, что необходимо увеличить высоту киля и руля направления для компенсации момента, создаваемого более мощным двигателем Кертисс и восстановления путевой устойчивости. Первый XF4F-8 (зав. № 12228) взлетел с заводского аэродрома в Бетпейдже 8 ноября 1942 года. Через месяц, после прохождения заводских испытаний, прототип был передан на базу Анакостия. Второй XF4F-8 (зав. № 12229) остался в Бетпейдже для продолжения всесторонних заводских испытаний.

XF4F-8 сначала был оснащен новыми щелевыми закрылками, но испытания показали, что стандартные закрылки F4F превосходят их и они были поставлены на оба прототипа. Маслорадиаторы были сняты из под крыльев и перемещены под капот двигателя. Вооружение XF4F-8 состояло из четырех 12,7 мм пулеметов в крыльях с боекомплектом по 450 выстрелов на ствол. Меры по снижению веса самолета, предпринятые инженерами Грумман оказались вполне успешными. Вес XF4F-8 составил 5542 фунта, на 530 фунтов меньше, чем F4F-4.

Полетные испытания XF4F-8 показали, что хотя он стал только немногим быстрее F4F-4, но скороподъемность возросла на 1000 футов/мин, радиус действия увеличился на 100 миль, маневренность стала заметно лучше. Практический потолок увеличился с 33700 до 35600 футов, правда, на высоте, близкой к потолку, летные данные снижались из-за одноступенчатого нагнетателя двигателя Кертисс. XF4F-8 успешно прошел испытания в начале 1943 г. и флот поручил Истерн Эркрафт запустить его в производство под индексом FM-2. Дальше...

Форумобсудить на форуме
 

Уайлдкэт, Wildcat, Уайлдкет, Eastern Aircraft, Истерн Эркрафт, Дженерал Моторс, General Motors, F4F, FM-1, F4F-4, US NAVY, палубный, истребитель, морской, война
Уайлдкэт, Wildcat, Уайлдкет, Eastern Aircraft, Истерн Эркрафт, Дженерал Моторс, General Motors, F4F, FM-1, F4F-4, US NAVY, палубный, истребитель, морской, война
Home pageHomeАвиацияГрумман F4F УайлдкэтГрумман F4F Уайлдкэт, ч.1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, камуфляж 1, 2, ТТХ и чертежи Уайлдкэт, Wildcat, Уайлдкет, Eastern Aircraft, Истерн Эркрафт, Дженерал Моторс, General Motors, F4F, FM-1, F4F-4, US NAVY, палубный, истребитель, морской, война